http://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/issue/feedQ.A.Iasaýı atyndaǵy Halyqaralyq qazaq-túrіk ýnıversıtetіnіń habarlary2024-09-30T05:27:43+00:00Habarlariayu-habarlari@ayu.edu.kzOpen Journal Systems<p>Қ.А.Ясауи атындағы Халықаралық қазақ-түрік университетінің хабарлары (математика, физика, информатика сериясы) журналы 2017 жылдан бастап жылына 4 рет жарыққа шығады. Журналға Қазақстан Республикасы инвестициялар және даму министрлігі, байланыс, ақпараттандыру және ақпарат комитетінің мерзімді баспасөз басылымын және ақпараттық агенттікті есепке қою туралы куәлігі №15721-Ж (04.12.2015ж.) алынды. Журнал 2016 жылғы мамыр айынан бастап Париж қаласындағы халықаралық ISSN орталығында тіркелген (ISSN 2524-0080).</p>http://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/4038Изучение и применение различных алгоритмов для обнаружения и классификации объектов на изображениях2024-09-30T05:20:18+00:00А.Н. Амановanuarbek.amanov@ayu.edu.kzА.Б. Абенarypzhan.aben@ayu.edu.kz<p>В данной статье сравниваются и изучаются метод YOLO (You Only Look Once), широко используемый в области обнаружения объектов посредством цифровой обработки изображений, и метод каскадного классификатора на основе функций Хаара, реализованный с помощью библиотеки OpenCV. YOLO — это метод, основанный на глубоком обучении, который особенно эффективен в приложениях для обнаружения и распознавания объектов в реальном времени. С другой стороны, метод Хаара позволяет быстро идентифицировать признаки, опираясь на традиционный подход. Однако между этими двумя методами существуют значительные различия в производительности. Эксперименты и анализ производительности показали, что YOLO обеспечивает высокую точность и скорость обработки в реальном времени при решении задач обнаружения объектов. Программный код, использованный в исследовании, может оказать большую помощь исследователям, которые мало знакомы с цифровой обработкой изображений. Было продемонстрировано, что YOLO достигает высокой производительности при работе с большими и сложными наборами данных благодаря использованию вычислительных возможностей графического процессора. Кроме того, эксперименты с различными версиями YOLO (например, YOLOv4, YOLOv5, YOLOv7) показали, что версия YOLOv7 является одной из наиболее подходящих для приложений в реальном времени, благодаря низкой задержке и высокой точности.</p>2024-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/4039Всестороннее сравнение фотонных и традиционных электронных процессоров2024-09-30T05:27:43+00:00Е.У. СЕРДАЛИЕВerlan.serdaliev@ayu.edu.kzР.Ш. САДЫБЕКОВruslan.sadybekov@ayu.edu.kz<p>По мере развития вычислительной техники сравнение между фотонными и традиционными электронными процессорами стало ключевой темой исследований и разработок. В данной статье представлен всесторонний анализ основных принципов, характеристик производительности и проблем, связанных с обоими типами процессоров. Традиционные электронные процессоры, основанные на управлении электронами с помощью кремниевых транзисторов, сталкиваются с присущими им физическими ограничениями, особенно в области управления нагревом, энергопотребления и потери сигнала при масштабировании. Фотонные процессоры, напротив, используют фотоны для передачи данных, обеспечивая значительные преимущества в скорости, полосе пропускания и энергоэффективности, особенно в крупномасштабных приложениях с интенсивным использованием данных. Однако, несмотря на свои многообещающие преимущества, фотонные процессоры все еще находятся на ранних стадиях разработки и сталкиваются с проблемами, связанными с последовательным выполнением задач и совместимостью с существующими электронными системами. В этой статье исследуется потенциал гибридных архитектур, сочетающих в себе преимущества как фотонных, так и электронных процессоров, что может открыть путь к высокопроизводительным вычислениям будущего. Такой подход может оказаться особенно эффективным в таких областях, как искусственный интеллект, большие данные и оптические сети. Далее в документе дается обзор текущих исследований, рассматриваются потенциальные области применения и обсуждаются будущие перспективы этих технологий, подчеркивается необходимость продолжения инноваций для полного раскрытия потенциала фотонной обработки данных.</p>2024-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/4036Изучение тенденций в игровом обучении физике: библиометрическое исследование с 1973 по 20232024-09-30T04:55:02+00:00С. Нуржанахsiti960pasca.2023@student.uny.ac.idЗ. Зафруллахzafrullah.2022@student.uny.ac.idЖ. Султанsiti960pasca.2023@student.uny.ac.idA. НовиеянтиF1051211013@student.untan.ac.idН. Улуасариnurulyasari@student.untan.ac.id<p>Игры широко используются для повышения интереса и участия учащихся в уроках физики. Нам необходим углубленный анализ последовательности этого исследования. Целью данного исследования является анализ тенденций в использовании игр в образовании по физике с использованием библиометрического подхода. Данные были получены из базы данных Scopus с использованием ключевых слов «игра» и «физическое воспитание». Среди 125 статей, полученных по критериям поиска, был проведен анализ тенденций исследования с помощью программного обеспечения RStudio и VosViewer. Анализ показывает, что публикации на эту тему значительно возросли с начала 2000-х годов, с 1973 по 2023 год. В публикации преобладали исследователи из США и Европы. Тем не менее, страны Азии и Австралия также начали вносить значительный вклад. Межконтинентальное сотрудничество важно для обеспечения более широкой перспективы. Основным журналом, публикующим статьи на эту тему, является «Компьютер и образование». Наиболее цитируемые статьи посвящены в основном влиянию игр на изучение физики учащимися. Они определили пять основных групп ключевых слов, которые представляют различные способы использования игр в обучении физике. В целом, это исследование обеспечивает глубокое понимание тенденций исследований и ключевых выводов, связанных с использованием игр в образовании по физике. Рекомендуется провести дальнейшие исследования в области игрового дизайна, интеграции технологий и стратегий внедрения, чтобы максимизировать преимущества игры и улучшить качество обучения и достижения учащихся в области физического воспитания.</p>2024-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/4037Применение альтернативных методик в работе с малоуспевающими учащимися2024-09-30T05:12:00+00:00Н. А. ШектибаевNurdaulet.Shektibaev@ayu.edu.kzА. K. Турекуловаaydin.turekulova9707@mail.ruП.К. Абсаматperizatabsamat@gmail.com<p>В современной школе одной из основных задач является обеспечение выхода учащихся на высокий уровень успеваемости и требует постоянных усилий. Этот вопрос касается предметов естественнонаучного направления, таких как физика. Уроки физики включают не только сложную теорию, но и проведение экспериментов, решение задач.<br>Для более эффективного усвоения материала на уроках физики необходима высокая концентрация учащихся. К сожалению, в традиционной школе для этого не всегда создаются условия. Учитывая, что всем ученикам, особенно отстающим, трудно обращать внимание, необходимо реализовать умение проводить внеурочную работу. Традиционная система может не способствовать тому, что эти учащиеся не удовлетворяют свои потребности и не повышают их мотивацию к обучению.<br>В данной работе представлен альтернативный метод обучения на внеурочных занятиях по физике, который успешно интегрируется в традиционную систему обучения и значительно повышает мотивацию и успеваемость отстающих учащихся. Для учащихся, у которых нет проблем с успеваемостью, предлагаемая техника еще больше стимулирует интерес к физике.<br>Причина использования альтернативных методов обучения связана с улучшением мотивации учащихся с плохой успеваемостью к пониманию и изучению физики. Поскольку в данной работе особое внимание уделяется отстающим ученикам, альтернативные методы позволяют создать благоприятные условия для изучения и освоения материалов по физике. В этой технологии широко используются нестандартные подходы, позволяющие полностью раскрыть потенциал отстающих учащихся, так как традиционные методы оказались неэффективными.<br>Актуальность данного исследования обусловлена проблемой разработки методов и приемов работы с отстающими школьниками в средней школе. В настоящее время основные методы связаны с развивающимся обучением, но альтернативные технологии становятся все более важными. Преимуществом использования альтернативных технологий на внеурочных занятиях является их способность превосходить традиционные методы, при этом успешно повышать успеваемость отстающих учащихся. Учитывая современные тенденции и оцифровку, альтернативные технологии обещают перспективы и предлагают широкое поле для выбора методов с целью повышения успеваемости в классах.<br>Цель этого исследования-предоставить современные альтернативные методы обучения для работы с отстающими учениками на школьных уроках физики, которые легко интегрируются в традиционную школьную систему.<br>Для достижения цели были поставлены следующие задачи:<br>Анализ совместимости альтернативных технологий обучения с традиционными технологиями. Разработка альтернативных методов обучения отстающим учащимся, которые успешно интегрируются в традиционную школьную систему и могут использоваться в рамках одного урока.<br>Проведение педагогического эксперимента с отстающими учащимися с использованием разработанных методов, анализ результатов и вывод о совместимости альтернативных методов с традиционной школьной системой и их эффективности для отстающих учащихся.<br>Объектом исследования является интеграция современных методов альтернативного обучения в традиционную систему с целью повышения успеваемости отстающих учащихся. Предметом исследования является степень интеграции альтернативных методов обучения в традиционной школе, основанная на анализе успеваемости отстающих учащихся до и после применения этих методов.<br>Методика исследования включает разработку альтернативных методов обучения, соответствующих современным тенденциям, и анализ усвоения материала на уроках физики после их внедрения.<br>Новизной исследования является предоставление альтернативных методов обучения, соответствующих современным тенденциям в системе образования, и их апробация в традиционной школьной среде. Это позволяет оценить их совместимость с традиционной системой образования и эффективность для отстающих учащихся.</p>2024-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/4032Использование программного обеспечения maple для снижения ошибок в решении задач при преподовании математики будущим учителям информатики2024-09-30T04:12:46+00:00М.Д. Кошановаmaira.koshanova@ayu.edu.kzЖ.С. Еркишеваzhazira.erkisheva@ayu.edu.kz<p>В этой статье рассматривается некоторые возможные варианты использования Maple в математике. В настоящее время математика постоянно развивается в области применения компьютерных технологий в образовании и научных исследованиях. Использование алгебраических систем в образовании пока относительно невелико, но растущие исследования и интерес к ним указывают на их широкое распространение. Существуют сложные и абстрактные идеи, которые представляют собой непреодолимое препятствие для многих учащихся при решении основных понятий и доказательстве многих математических понятий. Одна из самых мощных компьютерных программ, помогающих изучать математику, — Maple. Maple позволяет объяснять классические математические концепции практичным и эффективным способом. Эффективность Maple обусловлена его способностью визуализировать концепции и решать сложные проблемы, которые трудно решить вручную. Функции Maple помогают учащимся разрабатывать новые методы и лучше понимать, изучать и преподавать сложные концепции, сложные математические концепции и многое другое. Идеально подходит для студентов, которые развивают навыки решения проблем и продвинутые навыки развития. Позволяет обучающимся решать математические задачи шаг за шагом. Студенты могут попрактиковаться в использовании различных правил интеграции.</p>2024-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/news/article/view/4035Использование мультимедийных технологий в процессе иллюстративного обучения школьного курса математики2024-09-30T04:44:40+00:00С.Т. Муталиповsardormutalipov21@gmail.comК.И. Усмановkairat.usmanov@ayu.edu.kz<p>В работе подчеркивается важность сочетания традиционных методов обучения в школьном курсе математики с современными иллюстративными методами. Традиционные методы, такие как лекции и учебники, играют решающую роль в передаче основных знаний и концепций. Однако использование иллюстративных методов, таких как визуализация, игры и интерактивные приложения, может значительно улучшить понимание и усвоение учащимися математических концепций. Сочетание этих методов позволяет создать более эффективную и современную образовательную среду, активное участие учащихся и их творческое мышление. В процессе работы предлагается рассказать о иллюстративном и традиционном методе, о преимуществах и недостатках их применения, сравнить иллюстративный и традиционный метод, результаты исследований и их применение. Основываясь на анализе данных и педагогических методах, он предлагает стратегии интеграции мультимедийных ресурсов для улучшения визуального и концептуального понимания математических концепций в школьной аудитории. Анализируя результаты экспериментов и методик обучения, авторы обсуждают практическое использование мультимедийных ресурсов для повышения интереса и понимания математических понятий среди учащихся. В ходе работы были рассмотрены подходы к обучению, выявлены преимущества и недостатки иллюстративного и традиционного метода, проведен анализ аналогов и даны рекомендации.</p>2024-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024