Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet ru-RU zhakhangir.nurmatov@ayu.edu.kz (Hikmet) zhakhangir.nurmatov@ayu.edu.kz (Habarshy) Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 OJS 3.3.0.8 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Особенности матуридийского учения и его влияние на казахскую культуру http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4433 <p>В статье представлен всесторонний анализ особенностей теологии Матуриди и её влияния на казахскую культуру. Интеллектуальное наследие Матуриди, особенно его учение о гармонии разума и откровения, предлагает новый взгляд на понимание исламской теологии. Это учение раскрывает глубокую связь между философией, верой и практикой. В статье подчеркивается, что мышление Матуриди основано на Коране и умело использует логические методы и принципы исламской философии. Размышления Матуриди о божественной мудрости сыграли ключевую роль в формировании мировоззрения мусульман Центральной Азии и Казахстана. Его труды, особенно «Книга Тавхида» и «Тауилатул Корана» (Tawilat al-Qur'an), остаются актуальными для современных исследований, предлагая ценные методы интерпретации Корана. Система мышления Матуриди уделяет особое внимание отношениям между Аллахом и человеком, а также свободе и ответственности человека. Кроме того, в статье рассматриваются взаимосвязь и особенности методов тафсира (толкования) и та’виля (интерпретации) в исламском учении. Наследие Матуриди признаётся одной из основ казахского мусульманского самосознания. Особо отмечается значимость его учения в решении современных глобальных религиозных проблем и его роль в формировании национальной культуры и исторического сознания.</p> Досай Кенжетаев, Жахангир Нурматов, Мұратбек Мырзабеков Copyright (c) 2024 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4433 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Роль имама Абу Ханифы как учителя и наставника http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4255 <p>Статья посвящена исследованию научного и духовного наследия имама Абу Ханифы, выдающегося исламского богослова и правоведа VIII века, сквозь призму его роли как учителя и наставника. В ней рассматривается вклад Абу Ханифы в развитие исламской юриспруденции, его методология и принципы, а также влияние его учения на формирование ханафитского мазхаба, одной из основных правовых школ в суннитском исламе. В статье раскрывается роль правовых взглядов Абу Ханифы, основанных на справедливости, в формировании духовных и социальных основ исламской цивилизации. Особое внимание уделяется анализу педагогического наследия Абу Ханифы, отраженного в трудах его учеников, таких как Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани, Зуфар ибн аль-Хузайл. В статье рассматривается влияние Абу Ханифы на своих учеников, его методы преподавания, а также вклад его учеников в развитие и распространение ханафитского мазхаба. Анализируются такие аспекты, как преемственность в традиции исламского права, роль личного примера учителя в формировании нравственных качеств учеников, а также значение диалога и дискуссии в процессе обучения. В статье также освещается роль Абу Ханифы как духовного наставника и его учение о нравственности, справедливости и милосердии, которые он передавал своим ученикам.</p> Разия Матибаева Copyright (c) 2024 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4255 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Положение династии Тулунидов в истории ислама http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4284 <p>Статья посвящена Тулунидам, одной из тюркских династий, правившей Египтом в 868-905 годах. В ней анализируются работы и выводы средневековых историков и современных исследователей из России, Турции и арабских стран, изучавших этот период. Абу Аббас Ахмед ибн Тулун, основатель династии, родился в Багдаде, но его корни уходят в Бухару. Тулуниды стали первой тюркской династией, которая отделилась от халифата и правила Египтом. В статье подробно рассматриваются исторические условия возникновения государства Тулунидов, его политическая история, экономика и социальные отношения. Особое внимание уделяется попытке Ахмеда ибн Тулуна перенести резиденцию аббасидского халифа Мутамина в Каир для легитимизации своей власти. Однако из-за противодействия брата халифа, Ахмеда аль-Муваффака, этот план не был реализован.</p> <p>Поскольку происхождение династии Тулунидов связано с Центральной Азией, изучение политических процессов, осуществленных ими, и факторов, способствовавших подъему Египта в средние века, является важным исследованием, позволяющим оценить вклад тюркских династий в средневековую историю. Средневековые и современные исследователи считают 37-летний период правления династии Тулунидов "Золотым веком" в средневековой истории Египта.</p> <p>Данная научная статья основана на общепринятых исторических методах: историзме, сравнительно-логическом анализе, последовательности, объективности, системности и научной строгости. Путем сравнения, анализа и оценки научных трудов средневековых историков и современных исследователей предпринята попытка дать объективные выводы о Толунидах в Египте.</p> Зухра Арипова Copyright (c) 2024 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4284 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Мартин Хайдеггердің экзистенциялдық өлім анализі және дазайн http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4414 <p>В истории философии понятие смерти, значения и определения, которые преследовали философов и теологов на каждом этапе развития и которые были навязаны в связи с этим, по-разному отражались на каждом периоде. Поиски смерти не только ограничивались философией, но и другими областями науки, такими как религия, социология, психология, литература, были проведены многочисленные исследования, и эти исследования будут продолжаться в будущем. Это потому, что смерть как экзистенциальный феномен - одно из самых важных понятий, неотделимых от человеческого разума. В этом исследовании мы рассмотрим, насколько возможен анализ концепции смерти, лежащей в основе темы, на основе герменевтического подхода и каких результатов можно достичь в результате этого подхода. Исследовательская работа ведется согласно взглядам Мартина Хайдеггера, который был ярким представителем экзистенциальной философии. Хайдеггер рассматривает смерть как явление, определяющее существование Дазайна (бытия) и придающее смысл жизни. Хайдеггер стремится к открытости, связывая явление смерти с категорией «времени», обеспечивающей целостность и смысл жизни. С этой точки зрения категория «время» имеет большое значение в раскрытии бытия Дазайна и в понимании его отношения к смерти. Также в исследовательской работе мы обратились к герменевтическим и феноменологическим методам в ходе анализа, обсуждения, понимания и интерпретации анализа Дазайна и смерти Хайдеггера.</p> Тимур Досалиев, Нурлыбек Жаныкулов, Шынарбек Сейітханұлы Copyright (c) 2024 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4414 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Ахмед Ясави с точки зрения первоисточников (библиографический анализ) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4378 <p>Научное изучение наследия Ходжи Ахмеда Ясави (ум. 562/1166) началось в XX веке под руководством Фуада Кёпрюлю (1890-1966). Несмотря на многочисленные значительные исследования, посвященные Ахмеду Ясави и Ясавизму, в имеющейся информации о годе его рождения имеются расхождения. Тем не менее, точная дата рождения Ахмеда Ясави остается неопределенной. Однако в таких источниках, как «Несеб-наме», есть четкая информация о дате его смерти и продолжительности жизни. В соответствии с вышеупомянутыми данными, можно установить год рождения Ахмеда Ясави. Тем не менее, некоторые средневековые источники представляют различные точки зрения на этот вопрос, что делает его открытым для споров. Поэтому было сочтено целесообразным провести анализ года рождения Ахмеда Ясави. В данной статье представлена попытка определить годы рождения и смерти Ахмеда Ясави на основе первоисточников, с особым акцентом на генеалогические древа. При проведении исследования использовались методы углубления источников и сравнительного анализа. Кроме того, были проанализированы и оценены библиографические данные Ахмеда Ясави</p> Бауыржан Сайфунов Copyright (c) 2024 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4378 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Государственная политика языковой гомогенизации в контексте национальной интеграции: международные примеры и современные вызовы http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4256 <p>В данной статье рассматривается политика гомогенизации национальных языков и национальной интеграции в Китае, Индонезии и странах Балтии (Латвия, Литва, Эстония). Несмотря на разное историческое и культурное происхождение, эти страны используют схожие механизмы, включая законодательные меры, образовательные программы и другие инициативы, направленные на продвижение национального языка. Сходства включают в себя укрепление национальных языков с конституционной и правовой точки зрения, обязательное языковое образование, начиная с начальной школы, а также использование языковой политики для социальной интеграции и развития национальной идентичности. Однако существуют существенные различия в их подходах и результатах. Политика Китая сосредоточена на преодолении региональных различий и ассимиляции этнических меньшинств, подход Индонезии сосредоточен на объединении своего многоэтнического населения посредством нейтрального индонезийского языка, а страны Балтии сосредоточены на восстановлении национальных языков после советской русификации. Реакция этнических меньшинств была неоднозначной: сильная оппозиция в Китае, умеренное одобрение в Индонезии и серьезные проблемы в странах Балтии. С экономической точки зрения знание национального языка очень важно во всех регионах, однако лишь немногие группы населения маргинализируются из-за языковых барьеров. Этот анализ подчеркивает необходимость адаптации языковой политики к местному контексту и культурным особенностям для достижения эффективной социальной интеграции и экономического развития.</p> Айнур Курманалиева, Асел Когабаева Copyright (c) 2024 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4256 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000