http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/issue/feedHikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598)2024-09-17T06:07:49+00:00Hikmetzhakhangir.nurmatov@ayu.edu.kzOpen Journal Systemshttp://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/3999Жертвоприношение с точки зрения исламской религии и истории тюркской культуры2024-09-17T06:02:38+00:00К. Яшароглуkyasaroglu@gmail.com<p>Во всех традициях, включающих понятие Бога, верующим очень важно<br>установить отношения с Ним для различных целей. Основная цель жертвоприношения как<br>поклонения во всех системах верований – общение со священным. Жертвоприношение<br>определяется как подношение существ и предметов сверхъестественным существам или<br>сущностям с намерением приблизиться к ним, выразить чувство благодарности, услышать<br>что-то или искупить грехи. Хотя жертвоприношения практиковались почти во всех<br>религиях на протяжении всей истории человечества, между ними есть некоторые различия<br>по форме и цели. Во многих церемониях жертвоприношения, помимо пролития крови,<br>прерывается жизнь существа, приносимого в жертву. В практике бескровных<br>жертвоприношений священным существам предлагаются растения, зерно, украшения, еда<br>и питье и т. д. После прихода ислама традиция жертвоприношений в период джахилийи<br>была реорганизована путем очищения от элементов, несовместимых с верой в монотеизм,<br>и обогащена социальными функциями. Практика жертвоприношений также присутствует в<br>доисламских периодах тюркских обществ. В этой статье, после упоминания исторического<br>процесса ритуала жертвоприношения, будет рассмотрено его применение в исламе и<br>истории тюркской культуры.</p>2024-09-17T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/4000Взгляды исламского социолога Ибн Халдуна на суфизм2024-09-17T06:07:49+00:00Н.Т. Мамырәліtemiralievichnurdaulet@gmail.comФ.Б. Камаловаferide.kamalova@ayu.edu.kz<p>Ибн Халдун – важный исторический философ и социальный историк,<br>изучавший средневековую исламскую мысль. Ибн Халдун, пытавшийся объяснить<br>исторические факты во взаимодействии с различными причинами посредством науки,<br>которую он назвал Умран, в своем труде «Мукаддима» попытался проанализировать<br>причины возникновения и падения государств путем понимания истории на основе<br>эмпирических данных.<br>Ибн Халдун защищал кочевой образ жизни в своем социальном анализе. Подобно идее<br>Ж. Руссо о том, что городская жизнь разрушает добрый характер человека, Ибн Халдун<br>отдавал приоритет бедуинской жизни городской жизни. По его словам, общества бедуинов<br>очень злые: смелые, физически сильные, ценят родственные связи. Городская жизнь<br>разрушает хороший характер человека, снижает смелость и силу. По мнению Ибн Халдуна,<br>проводившего такой же анализ в области суфизма, сподвижники первого периода, да и<br>религиозная жизнь в более поздний период, были ориентированы на искренность и<br>воздержание от мирских проблем. Со временем мирское начало возрастало, а роскошь и<br>экстравагантность заменили основные ценности. Хотя в ранний период суфизм был для<br>мусульман опытом, в наши дни он превратился в науку со своей собственной<br>терминологией. Оно имеет свой уникальный социальный опыт, институты и социальные<br>функции.</p>2024-09-17T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/3997Распознавание духовного пространства: открытие внутренних измерений человеческой жизни2024-09-17T05:29:01+00:00Г.А. Шадиноваgulzira.shadinova.g@ayu.edu.kzГ.Б. Дайрабаеваgulanda18@mail.ruА.Ж. МалдыбекMaldybek.aqmaral@iuth.edu.kz<p>В данной статье рассматривается проблема открытия духовных<br>измерений во внутреннем пространстве человека, исследуется сущность человечества,<br>заглядывают во внутренние измерения духовного существования, призываются к<br>философскому исследованию природы, цели и сознания жизни. Люди вносят свой вклад в<br>коллективное сознание нации, переплетая свои духовные и философские взгляды с более<br>широкой структурой общества. В свою очередь, богатое полотно истории страны соткано<br>из нитей личной и общественной философской мысли, которые формируют развивающееся<br>повествование человеческой цивилизации. Стремление к духовности и философии среди<br>отдельных людей уже давно переплетено с социальными и историческими структурами,<br>которые формируют отношения человечества с нацией. В этом исследовании<br>рассматривается сложное взаимодействие между человеческими духовными<br>наклонностями, философскими размышлениями и их выражением в социальном и<br>национальном контекстах на протяжении всей истории.<br>Опираясь на междисциплинарные методологии, включая исторический анализ,<br>социологические исследования и философские исследования, это исследование исследует эволюцию духовных и философских идеологий в различных социальных структурах и<br>национальных идентичностях. Изучая различные культурные, религиозные и философские<br>традиции, это исследование направлено на изучение непреходящей важности духовности и<br>философии в формировании личных убеждений, социальных ценностей и национальных<br>устремлений. Благодаря всестороннему анализу социальных структур и философских<br>дискурсов это исследование раскрывает глубокое влияние духовной и философской мысли<br>на коллективное сознание человечества. Результаты показывают внутренние связи между<br>духовностью, философией и более широкой социально-политической структурой.</p>2024-09-17T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/3998Изучение культуры дервишей в Туркестане (Вторая половина XIX века)2024-09-17T05:54:51+00:00Д. Мустапаеваdildash.mustapaeva@ayu.edu.kz<p>В статье приведены труды и выводы исследователей, изучавших<br>духовные ценности, которых на протяжении веков придерживались местные жители на<br>казахской земле, Туркестанском регионе. Научные исследования, проведенные в период<br>присоединения к России, раскрывают религиозные верования, духовные ценности,<br>образование, политико-экономические особенности образа жизни и устоявшиеся в народе<br>традиции. В связи с этим приехавшие в Туркестанский край со специальной научной целью<br>П. Позднев, Н.С.Лыкошин, В.В.Верещагин, А.Диваев изучали политические, социальные,<br>экономические, духовные позиции, традиции и верования страны того периода и<br>опубликовали их в научном издании.<br>Исследование П.Поздневым жизни и духовных установок исламских дервишей<br>основано на внутреннем изучении религии и ее духовной основы приверженцем<br>христианской веры для использования ее в политических целях. Н.С. Лыкошин, много лет<br>работавший в Средней Азии и Туркестанском крае, изучал духовную жизнь, экономическое<br>развитие и статистику народов Туркестана. В свою очередь, В.В. Верещагин, А. Диваев<br>написали и опубликовали свои научные исследования о культуре дервишей, добрых делах<br>ишанов для народа, образе жизни местной населения, также о вакифах, каландарах и<br>маддахах. Эти исследования были основаны на цели новой политики приобретения земель.<br>В данной статье описаны исследования культуры страны и культуры дервишей.</p>2024-09-17T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024