http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/issue/feedHikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598)2025-09-30T19:37:50+00:00Hikmetzhakhangir.nurmatov@ayu.edu.kzOpen Journal Systemshttp://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/5615Развитие тариката Ясави в Кашмире: истоки, первопроходцы и процесс распространения из Туркестана на Индийский субконтинент2025-08-22T07:17:43+00:00Manizhe Ghodrati Vayghanmanghodrati1397@gmail.com<p>Тарикат Ясави, являясь одним из важнейших суфийских течений Туркестана и Центральной Азии, был основан в V/XI веке Султаном Ахмадом Ясави в городе Яссы и его окрестностях. Со временем он распространился в отдалённые уголки Центральной Азии, Анатолию и на Индийский субконтинент. Настоящая статья рассматривает происхождение и процесс распространения тариката Ясави в Кашмире, особенно в XI–XIII веках хиджры / XVII–XIX веках по григорианскому летоисчислению. Исследование подготовлено на основе историко-аналитического метода с использованием первичных менкебе-источников, рукописных текстов и соответствующей академической литературы. Такой подход позволяет прояснить исторические неопределённости и представить целостную и живую картину наследия Ясави в суфийской среде Кашмира указанного периода. В центре внимания статьи находится знаменитый суфий Кади Давлатшах Исфиджаби, скончавшийся в 1126 г. хиджры / 1714 г. Он, после многолетней деятельности в Сибири, прибыл в Кашмир, где воспитал таких учеников, как Молла Мухаммад Муким Султани и Шейх Абдульваххаб Нури, обеспечив формирование в регионе устойчивой традиции Ясавия. Шейхи Ясавия во главе с Кади Давлатшахом писали на персидском языке труды, посвящённые вероучению и учениям тариката, с целью воспитания своих мюридов. Статья также знакомит с другими ведущими шейхами тариката в Кашмире и прослеживает, каким образом передавалось наставничество и как духовное наследие Ясави продолжало жить среди их потомков и последователей. Тарикат Ясави представляет собой школу, основанную на двух духовных путях: первый – прямое родовое происхождение от Султана Ахмада Ясави, второй – обретение ирфанских степеней и прохождение этапов арифского воспитания. Эти два пути придали тарикату исключительную динамику в его распространении по различным регионам исламского мира.</p>2025-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598)http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/5433Абу Хафс Насафи и его труд «Китаб ал-Канд»: вклад в формирование хадисоведения в Самарканде2025-06-24T16:23:50+00:00Дурбек Рахимжоновdurbekr@umail.uzЖахангир Нурматовzhakhangir82@gmail.com<p>В статье рассматривается история рукописей и исследовательских подходов к уникальному труду Абу Хафса Насафи «Китаб ал-Канд», который является одним из важнейших источников по науке хадиса в Мавераннахре VIII–XII веков. В работе анализируются различные версии рукописей, выявляются ключевые исследовательские ошибки и новейшие открытия, связанные с авторством, структурой и содержанием трактата. Особое внимание уделяется научной дискуссии вокруг рукописей, сравнению стамбульской и парижской версий, а также вопросу их критического издания. Автор показывает значимость труда для реконструкции духовной атмосферы Самарканда и всего региона, а также роль «Китаб ал-Канд» в формировании биографической традиции и передачи хадисов. Статья опирается на широкий круг источников, включая современные исследования, и предлагает собственные выводы по оптимальной научной публикации текста. Вместе с тем статья подчёркивает необходимость дальнейшего изучения малоизвестных рукописных вариантов «Китаб ал-Канд», сохранившихся в региональных и зарубежных собраниях. Полученные результаты могут способствовать более глубокому пониманию эволюции хадисоведческой традиции в Мавераннахре и её связей с интеллектуальными центрами исламского мира. В заключении подчёркивается важность комплексного подхода к изучению рукописи как памятника исламской культуры и источника по социальной, интеллектуальной и религиозной истории Средней Азии.</p>2025-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598)http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/5745Теологические основы мировоззрения Ходжи Ахмеда Ясави2025-09-25T11:11:27+00:00Нұрдәулет Мамырәліnurdaulettaraz08@mail.ruНуржан Парпиевnurzhanparpiyev20@gmai.com<p>В данном исследовании рассматриваются основные принципы религиозного мировоззрения Ходжи Ахмеда Ясави. Прежде всего объясняется значение традиции начинать каждое благое дело со слов «Бисмиллях». Подчеркивается, что Ясави также начинал свои хикметы с «Бисмилляха», принимая его как важнейший принцип исламской веры. В следующей части исследования отмечается особое внимание Ясави к вопросу веры в Аллаха и полного подчинения Ему. В своих хикметах он постоянно напоминал, что главная цель человека – поклонение Творцу и необходимость не поддаваться мимолётным удовольствиям этого мира. Эта мысль созвучна с учением о таухиде в Коране и традицией суфизма. Кроме того, в работе подробно анализируется приверженность Ясави Пророку Мухаммеду и его сунне. В хикметах Мухаммед Пророк воспевается с глубоким почтением и представлен как образец для подражания. Для Ясави Коран и сунна являются основными источниками религии, поэтому обязанность мусульманина заключается в следовании этим двум основам. Важная часть исследования посвящена влиянию Корана на хикметы Ясави. В его произведениях события и темы Священной книги передаются в поэтической форме, что доказывает восприятие Корана как духовного и художественного источника знания. Ясави не ограничивался чтением Корана, но проповедовал необходимость его практического применения в жизни. В целом мировоззрение Ясави представляет собой системное отражение суфийского учения, основанного на Коране и сунне. Его хикметы являются ярким примером донесения исламской веры и духовно-нравственного воспитания до народа простым и доступным языком.</p>2025-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598)http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/5419Обзор критики в отношении понимания Рая и Ада Юнусом Эмре2025-08-25T12:06:26+00:00Талат Олгунtalatolgun09@gmail.com<p>Юнус Эмре (720/1320 гс.) в своих стихах ставил получение довольства Аллаха и любовь к нему выше всех мирских и загробных интересов. Он сделал искренность основным принципом поклонения, отодвинув на второй план стремление к раю и страх перед адом. По его мнению, такие надежда и страх ослабляют чистоту божественной любви. Однако подобная позиция в некоторых кругах подвергалась критике как пренебрежение раем или игнорирование мучений ада. В данной статье анализируются стихи Юнуса Эмре, связанные с раем, и их смысл рассматривается в суфийском контексте. Сначала описывается место понятий рая и ада в истории религий, затем сопоставляются взгляды других суфиев, подвергавшихся подобной критике. В заключительной части исследуются поэтические строки Юнуса Эмре в рамках суфийского мировоззрения и даются ответы на выдвинутые обвинения. Основная цель исследования – дать научное объяснение дискуссиям, возникшим вокруг сокращения некоторых стихов Юнуса Эмре в школьных учебниках. В результате проведён обзор литературы, а произведения Юнуса Эмре и высказывания других суфиев, подвергшихся аналогичной критике, были рассмотрены в их собственном контексте</p>2025-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598)http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/5795Вопрос политики и насилия в Хариджизме с точки зрения философского мышления2025-09-26T03:26:59+00:00Саян Шылмамбетовsayan.shylmambetov@ayu.edu.kz<p>В статье политическая позиция и проблема насилия в хариджизме рассматриваются не только как историческое событие, но и как религиозно-политический феномен в исламской цивилизации. Этот феномен анализируется не только с исторической точки зрения, но и как философское явление, позволяющее изучить взаимовлияние и сложные отношения между религией и политикой. Религиозные толкования этого движения, особенно его радикальных направлений, которые интерпретируют тексты Корана в соответствии со своими убеждениями, выходят за рамки традиционных религиозных принципов и вызывают глубокие философские вопросы, касающиеся справедливости, свободы и моральной ответственности. Строгий принципиализм хариджитов и их чрезмерное стремление к справедливости привлекают особое внимание к отношениям между религией и политической властью, а также к вопросам гражданской ответственности и законности власти. Кроме того, их прибегание к насилию требует пересмотра философско-этических основ. Это явление позволяет философски переосмыслить вопросы сопротивления власти и границ общественного порядка. В этом контексте хариджитское движение рассматривается как непрерывное проявление поиска баланса между религией и политикой, справедливостью и властью, индивидуальной ответственностью и обществом. В статье также комплексно анализируются философские проблемы, возникающие из толкования хариджитами религиозных текстов, этические противоречия в их политической идеологии и действиях, а также причины их склонности к насилию. Философский анализ взаимосвязи религии и политики открывает путь к глубокому пониманию сложной природы хариджитского движения и его историко-философского значения в рамках исламской цивилизации.</p>2025-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598)http://journals.ayu.edu.kz/index.php/hikmet/article/view/5786Политическая философия и образовательные основы демократии2025-09-25T11:07:04+00:00Байнур Елубаевbainur.yelubayev@gmail.comТунгыш Абыловt.abylov@abaiuniversity.edu.kz<p>Основная цель данной работы заключается в изучении возможной связи между такими социальными явлениями, как образование и демократические институты, с точки зрения политической философии. Чтобы полностью понять эту тему, в первой части мы рассмотрим теоретические основы и дадим определения ключевых терминов, таких как «демократия», «либеральное государство» и «школа». Таким образом, мы утверждаем, что демократия не является естественной формой человеческого объединения, а скорее уникальным изобретением человеческого разума, и что школы являются идеальным институтом для распространения демократических ценностей, поскольку эта организация позволяет включать в себя большое количество людей. Во второй части мы утверждаем, что задача школ заключается не только в том, чтобы научить детей необходимым практическим навыкам и знаниям, которые подготовят их к конкуренции в рыночной экономике, но и в том, чтобы сделать их гражданами демократического общества. Поэтому демократическое государство должно предоставить школам определенную автономию, что найдет отражение не только в учебной программе, но и в управлении школами. В этом смысле статья вносит вклад в продолжающиеся дискуссии о роли образования в формировании активного гражданства и продвижении плюрализма. Сделанные выводы могут послужить основой для будущих исследований на пересечении политической философии, педагогики и демократической практики.</p>2025-09-30T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Hikmet (pISSN: 3007-858X / eISSN: 3007-8598)