Вестник университета Ясави http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy <div> <div>Журнал "Ясауи университетінің хабаршысы" был создан под учредительством университета. 8 октября 1996 г. зарегистрирован в Национальном Агентстве по делам печати и массовой информации Республики Казахстан и выдано свидетельство №232. Индекс №75637. Журнал в 2015 году был перерегистрирован в Комитете связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и выдано свидетельство №232-Ж. С 2013 года журнал зарегистрирован в центре ISSN (Международный стандартный серийный номер) в г. Париже. ISSN 2306-7365. е-ISSN 2664-0686. Периодичность журнала: ежеквартально 4 раза в год.</div> </div> ru-RU khabarshi.iktu@ayu.edu.kz (Habarshy) khabarshi.iktu@ayu.edu.kz (Habarshy) Tue, 30 Sep 2025 13:15:37 +0000 OJS 3.3.0.8 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Проявление прозы в период независимости: художественные особенности произведений Б. Сарыбая http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5830 <p>В данной статье рассматриваются направления развития казахской прозы в период независимости на основе рассказов Бейбита Сарыбая «Рауғаш ерте гүлдейді», «Мейірім», «Өліара». В художественном аспекте анализируются духовные ценности, психологические глубины человеческой сущности, а также взаимосвязь между обществом и личностью, отражённые в произведениях писателя. Автор мастерски передаёт социальные, моральные и философские проблемы казахского общества эпохи независимости, раскрывая национальное мировоззрение и дух времени через художественные образы.<br>Главный герой – Рауғаш, рассматриваемый в статье, является типичным образом в творчестве писателя: тонкая, глубокомысленная, жаждущая жизни личность, находящаяся в постоянном духовном поиске. Внутренний конфликт Рауғаш ярко выражает стремление с одной стороны сохранить надежду на собственную жизнь, а с другой – противостоять внешним препятствиям. Образ Ұлана из рассказа «Мейірім» носит экзистенциальный характер. Через образ Ұлана автор поднимает тему утрачиваемых в современном обществе духовных ценностей, таких как милосердие, сострадание и прощение –. Писатель стремится передать не только внешние черты окружающих персонажей, но и их внутренний мир, страдания, тоску и утраченное тепло. Это отражает чистоту его духовного мира и верность искусству.<br>Окружение Алмата в рассказе «Өліара» – ожидания родителей, давление со стороны учителей, навязываемая обществом необходимость быть успешным – подталкивают героя воспринимать ЕНТ не просто как экзамен, а как единственный путь в жизни и будущее. Это выступает как социокультурная деталь. Таким образом, автор указывает на то, что в современном обществе ребёнка воспринимают не как личность, а как средство достижения результата. В статье проведён литературно-теоретический анализ, включающий систему персонажей, внутренний монолог, психологизм, метафору и символику как художественные приёмы.</p> С.К. Сыздыков, Б.Т. Тлеубекова, А.Д. Ибраева Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5830 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 ЖАНР САТИРЫ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СРЕДЕ ЛЕНКОРАНИ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5831 <p>В данной статье рассматриваются особенности становления и развития жанра сатиры в Ленкоранской литературной среде XIX-XX вв. Сатира как действенное средство отражения общественных явлений и разоблачения социальной несправедливости, получила широкое место в творческой практике писателей региона. В литературном наследии остросюжетным языком критиковались бытовые суровые ситуации населения, последствия социального неравенства, образы лицемерных религиозных деятелей и несправедливого жюри, ярко выражался общественный облик той эпохи. Развитию жанра сатиры в регионе способствовали несколько историко-культурных факторов. Прежде всего, в основу более поздней письменной литературы легло богатое фольклорное наследие Ленкоранского края – народные традиции, основанные на насмешках, резкой критике. Кроме того, место региона как религиозно-духовного центра и формирование местной интеллигенции дали дополнительный импульс литературному развитию. Широкое распространение идей Просвещения, борьба с невежеством и усиление просвещения усилили воспитательное и общественное значение сатиры. В связи с этим жанр сатиры в Ленкоранской литературной среде Азербайджана не только использовался в художественно-эстетических целях, но и служил особой функцией в формировании общественного мнения, разоблачении социальной несправедливости и пробуждении духовного сознания народа. В результате исследования было установлено, что данный жанр выявляет специфические особенности литературного развития региона и позволяет глубже понять место и значение в истории национальной литературы.</p> Н. МАМЕДОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5831 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Синергетический подход в изучении произведений Абая и Шакарима http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5835 <p>В статье рассматривается синергетическая парадигма в современной науке, ее основные концепций и принципы, применения синергетического подхода в гуманитарных науках и преимущества синергетического метода в изучении произведений Абая и Шакарима.<br>Цель исследования – синергетический анализ произведений Абая и Шакарима Кудайбердиева. В исследовании определяется роль синергетического подхода в изучении творчества Абая и Шакарима, значение исследования художественных произведений системным синергетическим способом. В ходе исследования анализируется синергетический характер творчества двух поэтов, что позволяет глубже понять синергетическое направление в казахской литературе. В исследовании использовались методы систематизации, индукции, дедукции, литературной интерпретации, синергетического исследования, сравнения. Мнения Абая и Шакарима Кудайбердиева о созидании отражают синергетический характер художественной литературы.<br>Результаты исследования могут быть использованы в литературоведении при проведении исследований синергетического направления, преподавании дисциплин «История казахской литературы», «Абаеведение», «Шакаримоведение».</p> Г. Абикенова, K. Толебаева, Ж. Аитова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5835 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Казахские дастаны, основанные по сюжету «невинно преследуемые люди» http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5836 <p>В статье в качестве предмета исследования взяты несколько дастанов новеллистического содержания, основанных на восточном сюжете «невинно преследуемых людей». В ходе работы были рассмотрены дастан «Тотинама» средневекового персидского писателя З. Нахшаби (казахский перевод, 1991 г.), татарский перевод турецко-османской редакции указанного произведения, изданного в Казани (1904 г.), и одинь из его вариантов в переводе Синьцзянского казаха А. Кайрханулы (1987) сравниваются с дастанами новеллистического содержания, воспетыми казахскими поэтами. В статье наряду с работами казахских ученых, основываясь к исследованиям ученых дальнего и ближнего зарубежья, определяется конкретная композиционная функция и особенности развития сказочных сюжетов перенесенных из древнеиндийской классической литературы и фольклора («Панчатантра», «Шукасаптати») в казахских сказках и новеллистических дастанах.<br>В научной статье, помимо фольклорного характера рассказов из индийских сборников, на примерах доказывается их положительное влияние на зарождение казахской письменной литературы. В связи с этим автор считает, что казахские поэты и сказители были знакомы с индийскими историями не только устно, но и через письменные книги и рукописи.<br>В статье всесторонне анализируются типологические особенности фольклорных мотивов о «честности и изобретательности, уме и благочестии женщины», которые занимают центральное место в сюжетной линии казахских дастанов и сказок такие как «Мурат Салих и Магрипа», «Мархума», «Сапахи», «Кызыл Гюль», «Раунак», «Гюльдесте», «Асылбек и Гульджихан» и другие.</p> С.К. Кусанов, Ж.С. Адилханова, А.М. Какенова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5836 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Э. ХЕМИНГУЭЙ «СТАРИК И МОРЕ»: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И ПРОБЛЕМАТИКИ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5837 <p>Много лет творчество Эрнеста Хемингуэя, великого американского писателя ХХ века, остается в центре внимания литературоведов, критиков и биографов.<br>Исследование особенностей жанра и проблематики повести Э. Хемингуэя «Старик и море» является одним из важных задач современной литературоведческой науки. В данной статье автор рассматривает особенности жанра и проблематики данного произведения, используя методы наблюдения, обобщения, аналогии, а также метод сравнительно – сопоставительного анализа. Одной из основных проблем творческой лаборатории писателя является связь Человека и Природы, которая лежит в основе повести писателя «Старик и море». В статье уделяется повышенное внимание анализу гармонического образа Старика, в котором сочетаются терпение, покорность своей тяжелой судьбе и гордость, трудолюбие, доброта настоящего мужчины. В процессе исследования автор статьи анализирует особенности жанра и проблематики повести (повесть – притча, повесть с символическими элементами, экзистенциальная повесть), опираясь на «принцип айсберга» и раскрывая ключевые жизненные вопросы: взаимоотношения человека с природой, обществом и Вселенной.<br>Метод литературной аналогии (стиль, сюжет, мотив и направление) осуществляется в статье с помощью кинематографического языка фабулы повести «Старик и море»; автор статьи анализирует фильм казахского режиссера Ермека Турсунова «Шал», основанный на мотивах повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», где режиссер обозначил сюжет как духовную и философскую основу своего произведения, поскольку творческая философия Хемингуэя состоит в раскрытии главного смысла жизни: человека можно уничтожить, но невозможно победить – это стало жизненным кредо самого писателя.</p> Р.Б. ТАУКЕБАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5837 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Лингвокультурологические особенности концепта «трудолюбие/лень» в казахском языке http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5839 <p>В статье рассматриваются когнитивные основы концептов, которые считаются элементами когнитивной лингвистики в языковом образовании. В казахском языке концепт представляет собой универсальное явление, информирующее культуру той эпохи в целом, определяющая мировоззрение конкретного народа. Для определения понятия необходимо определить некоторые особенности и ценности культурного мира, природу и ценность национального сознания. Определены лингвистические характеристики концептов трудолюбия и лени, занимающих особое место в национально-культурном знании. Целью научной статьи является исследование употребления понятия трудолюбие\лень в семантических и концептуальных единицах. Для достижения этой цели научно ориентируясь на понятия когнитивной лингвистики, концепт, концептуальное поле, языковой образ мироздания, выделяя мнения ученых, которые изучаются в рамках современного концептуального знания были достигнуты такие задачи: культурно-национальная семантика языковых репродукций концептов трудолюбие//лень в казахском культурном знаний. Культурная природа концепта трудолюбие/лень в когнитивном дискурсе (обычные словосочетания, пословицы, проза, поэзия) определялась в ходе языковых единиц. В ходе исследования концепт «трудолюбие/лень» в поэтических и прозаических текстах изучался как лингвокультурная единица с культурной меткой, определяющей национально-культурный характер в языковом образе мироздания.</p> Г.А. Айткулова, Д.А. Ислам, Р.Б. Кажиакбарова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5839 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Особенности проявления и историческая преемственность педагогических взглядов в творчестве М.Ж. Копеева http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5838 <p>В статье излагается необходимость широкого и систематического использования современных интеллектуалов, таких как Машһур Жусуп Копеев, в формировании духовно-нравственной, познавательно-гуманной личности молодежи Казахстана, проводя историко-практические, научно-педагогические исследования, анализируя, сортируя, обрабатывая, Преобразуя и совершенствуя их в соответствии с современными требованиями. Анализируя пелдагогические идеи в творчестве М.Ж. Копеева, мы выявляем и демонстрируем познавательные ценности казахского бытия, способствующие развитию человечества в целом в мире.<br>Мәшһүр Жусуп Копеев проявляет большой интерес и придает большое значение истории восточного народа, в том числе и родного, культуре, духовному наследию, сложившемуся с древнейших времен, на основе которых изучаются особенности передачи обобщенных педагогических выводов и проблема исторической преемственности.<br>Говоря о том, что педагогические взгляды Машһур Жусупа Копеева также пересекаются с направлениями, которым следовали просветители казахского народа Ш. Уалиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, затрагивая различные ситуации, способствовавшие формированию мировоззрения, анализируют реальность исторического периода и духовное развитие. Педагогические соображения в его наследии подчеркивают особую важность формирования у подрастающего поколения основ национального воспитания, привития подрастающему поколению нравственности, образованности, чувства казахской идентичности.<br>При формулировании и обосновании научных соображений в статье использовались методы анализа, систематизации и герменевтического описания.</p> Ж.М. Саурыкова, А.С. КУРМАНБЕКОВА, Р.С. ЕЛУБАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5838 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Гибридизация тюрко-монгольских по происхождению топонимов на территории Казахстана http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5840 <p>Изучение тюрко-монгольских топонимов в геоисторическом пространстве Казахстана имеет важное культурное и историческое значение. Известно, что вопросы, связанные с тюрко-монгольскими топонимами в казахской ономастике, отличаются значительной сложностью и масштабом. В данной статье рассматривается лишь один аспект этой проблемы – состояние гибридных топонимов, образованных из языковых элементов тюркского (казахского) и монгольского языков. Цель исследования – проанализировать этимологию тюрко-монгольских (казахско-монгольских) топонимов и выяснить причины их гибридизации. В качестве эмпирического материала были выбраны отдельные гибридные гидронимы и оронимы, иллюстрирующие рассматриваемую проблематику. Отобранные онимы классифицированы и описаны с лексико-семантической и структурной точек зрения. В результате исследования были этимологически охарактеризованы следующие типы гибридных топонимов: 1) с казахским первым компонентом и монгольским вторым; 2) с монгольским первым компонентом и казахским вторым; 3) образованные путем присоединения казахских аффиксов к монгольской основе; 4) построенные по принципу бинарной оппозиции; 5) с первым компонентом на монгольском языке и вторым – на тюрко-монгольском, или наоборот. На конкретных примерах показано, что структура гибридных топонимов, как правило, состоит из двух, реже – из трёх корневых компонентов. Также было выявлено, что в процессе образования топонимов активную роль играют не только корни, но и аффиксы. Важное явление, наблюдаемое в гибридных топонимах, – принцип бинарной противоположности, то есть построение на основе семантического контраста, – также было рассмотрено в рамках исследования.</p> Ж.М. Қоңыратбаева, Кубилай Атык, O. Коныратбаев Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5840 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 СПОСОБЫ ЯЗЫКОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ В КАЗАХСТАНСКИХ СМИ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5841 <p>В данной статье рассматриваются способы манипуляции в современных казахстанских медиатекстах. Сейчас эта проблема становится чрезвычайно актуальной, так как в настоящее время в мире и Казахстане в том числе значительно возросло число медиапотребителей, живущих в большом потоке информации, которая не всегда является качественной и достоверной. Неверная, фейковая и манипулятивная информация повышает риск негативного влияния на мнение, настроение и поведение общества, а также провоцирует заблуждения массового читателя.<br>Авторы статьи справедливо отмечают, что манипуляция может встречаться в различных дискурсивных практиках. В данной статье рассматриваются особенности медиатекстов с точки зрения используемых в них манипуляций. Материал собран методом сплошной выборки из казахстанских информационных интернет-источников, социальных сетей и с онлайн-платформ. В результате анализа медиатекстов было выявлено, что авторами публикаций используются разные приемы и средства, с помощью которых осуществляется информационно-психологическое воздействие на читателя. Средства манипуляции рассмотрены на разных уровнях языка. Приведены примеры оценочных слов и фразеологизмов, эвфемизмов, риторических вопросов, которые обладают манипулятивным потенциалом. Описаны такие приемы манипуляции, как обращение к авторитетным источникам, навешивание ярлыков, агрессия, страх и др.</p> З.У. МИЯТБЕКОВА, М.Т. ШАКЕНОВА, Б.Т. ТАСПОЛАТОВ Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5841 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5842 <p>Статья посвящена исследованию структуры профессионального дискурса для установления параметров одного из жанров речевого общения, в частности, Предложение (намерения, выполнения задач). Цель, основные направления и идеи научного исследования заключаются в анализе теоретических положений о речевых жанрах на основе данных ранее проведенных исследований. Анализируются характерные признаки и устанавливаются значимые характеристики Предложения преимущественно важные в профессиональной коммуникации. Краткое описание научной и практической значимости работы подчеркивает важность соблюдения норм этики в профессиональном дискурсе (сфера образования, услуг, торговли) как инструмента успешного ведения беседы. Краткое описание методологии исследования охватывает анализ литературных источников, анкетирование участников коммуникативного процесса, анализ языкового материала методом сплошной выборки, установление удельного веса использования вокативов в профессиональном дискурсе сравнительным анализом. Основные результаты и анализ, выводы исследовательской работы показывают, что лингвокультурологическая компетенция в построении и ведении беседы существенно влияет на успешный исход стратегии Предложения. Ценность проведенного исследования заключается в подтверждении необходимости соблюдения этических норм поведения в реализации стратегий общения, учитывающих особенности культурной коммуникации. Данная работа вносит важный вклад в лингвистику, теорию межкультурной коммуникации, подчеркивая значимость профессиональной этики. В этом и заключается теоретическая значимость исследования. Практическая значимость заключена в разработке аспектов Предложения, раскрывающих важность деликатного применения вокативов; результаты приемлемы для членов той или иной кооперации, лингвистов, преподавателей-культурологов, а также всех тех, кто занимается вопросами коммуникации.</p> Г.Х. РАМАЗАНОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5842 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Дастан «Әбу Шашма» Карасакала Еримбета: исламский мировоззрение и принцип справедливости http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5843 <p>В статье рассматриваются тематические и идейные особенности и структура дастана «Әбу Шашма» Карасакала Еримбета. Анализируются научные выводы о исламском мировоззрении, принципах справедливости, гражданской позиции. Также обсуждается влияние мусульманской культуры на мысли поэта о чистоте души, духа и покаяния, а также соблюдение законов шариата.<br>Персонажи дастана, такие как Умар, являются примером справедливости и точного выполнения воли Аллаха, в то время как Әбу Шашма признает свои грехи и через покаяние подтверждает свое обращение к вере.<br>В статье выявляется философская глубина, пропагандирующая мощь ислама, с акцентом на религиозно-философские размышления. Рассматривается религиозно-этическое содержание дастана «Әбу Шашма». Принципы веры, справедливости и соблюдения законов шариата анализируются через примеры, приводимые автором.<br>В дастане уделяется внимание восточной модели и принципам казахского национального словесного искусства. Раскрывается значение исламских ценностей, стойкости религиозной веры, справедливости и исполнения законов шариата, а также их нравственное поучение и актуальность в современном мире.<br>Литературная связь, взаимодействие и преемственность с мусульманской культурой в дастане, основанном на восточном сюжете, также рассматриваются. Карасакал Еримбет проповедовал могущество ислама и подчёркивал важность искреннего покаяния для духовного очищения.<br>Дастан анализируется с литературно-теоретической точки зрения, внимание уделяется раскрытию его познавательной и нравственной ценности.</p> У.Н. ЖАНБЕРШИЕВА, А.Т. ТОЛЕБАЕВА, Г.С. ОРАЛОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5843 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 ПЕРЕВОДЫ ЖУСУПБЕКА АЙМАУЫТУЛЫ: ОБРАЗЫ АВТОРОВ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5845 <p>На сегодняшний день известно около тридцати переводов Жусупбека Аймауытулы, однако исходные тексты некоторых из них не найдены. Найденные переводы были изучены лингвистически в нескольких работах, в сравнении с текстами на русском языке. Однако в связи с тем, что Ж. Аймауытулы был не просто переводчиком, а политическим деятелем, «неточности» в переводах невозможно анализировать исключительно с лингвистической точки зрения, так как такие оценки перевода как «правильного» или «неправильного» не способны всесторонне объяснить изменения в текстах. Поэтому изучение переводов Ж. Аймауытулы во взаимосвязи с их контекстом с позиции теории «переписывания» позволяет в полной мере раскрыть социально-политические аспекты переводов.<br>В результате анализа было определено, с какой целью переводчик использовал стратегию адаптации. Были описаны компоненты стратегии – выбранные темы и методы. В работе, в соответствии с требованиями теории, использован сбор переводных текстов, кодирование и группировка по темам и методам. Результаты сравнивались с работами Ж. Аймауытулы и других деятелей того же периода, в которых выражались их политические взгляды. В результате сформировались новые мнения относительно переводов политического деятеля.</p> Г.Б. ТУСУПОВА, Л.Н. ДАУРЕНБЕКОВА, Е. АДАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5845 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Р.А. Вафеев1, Ф.Т. Ереханова2, Н.Р. Омаров3 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5846 <p>В данной статье освещается происхождение западносибирских тюркских этнонимов сибирских татар. Исследования последних десятилетий позволяют конкретизировать многие вопросы происхождения сибирских татар. Данные различных наук дают основание утверждать, что основным ядром этих групп были тюркские племена. В основе статьи лежит тот факт, что сибирские татары по своему происхождению восходят к тюркам Саяно-Алтая, пришедшим в Среднее Прииртышье в VII–VIII веках, и кипчакам – тюркскому народу, переселившемуся сюда из южной степи в X–XI вв. Коренными жителями Западной Сибири, были обские угры – предки современных хантов и манси. Эволюция этих этнонимов и их значение в построении идентичности сибирских татар рассматриваются посредством анализа, основанного на исторических документах, лингвистических исследованиях и этнографических исследованиях.<br>При проведении исследования авторы использовали тактику выборки, этимологические исследования, анализ первоисточников, этнолингвистические исследования, сравнительно-исторические процедуры и диахронический анализ. На основе влиятельных трудов известных тюркологов и диалектологов была разработана методологическая база исследования. Результаты исследования утверждают, что, хотя название «Сибирские татары» объединяет, оно также отражает сложное взаимодействие социальных, языковых и исторических элементов, повлиявших на развитие сообщества. В исследовании делается вывод, что исследование внутренних и внешних этнонимов коренных тюркских народов Западной Сибири, в частности сибирских татар, дает глубокие знания о процессах формирования идентичности и культурной адаптации. До конца XIX — начала XX веков сибирские татары как внутренне, так и внешне идентифицировались с этнонимом «нугай».</p> Р.А. Вафеев, Ф.Т. Ереханова, Н.Р. Омаров Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5846 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000