Вестник университета Ясави http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy <div> <div>Журнал "Ясауи университетінің хабаршысы" был создан под учредительством университета. 8 октября 1996 г. зарегистрирован в Национальном Агентстве по делам печати и массовой информации Республики Казахстан и выдано свидетельство №232. Индекс №75637. Журнал в 2015 году был перерегистрирован в Комитете связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и выдано свидетельство №232-Ж. С 2013 года журнал зарегистрирован в центре ISSN (Международный стандартный серийный номер) в г. Париже. ISSN 2306-7365. е-ISSN 2664-0686. Периодичность журнала: ежеквартально 4 раза в год.</div> </div> ru-RU khabarshi.iktu@ayu.edu.kz (Habarshy) khabarshi.iktu@ayu.edu.kz (Habarshy) Tue, 30 Sep 2025 13:15:37 +0000 OJS 3.3.0.8 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Проявление прозы в период независимости: художественные особенности произведений Б. Сарыбая http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5830 <p>В данной статье рассматриваются направления развития казахской прозы в период независимости на основе рассказов Бейбита Сарыбая «Рауғаш ерте гүлдейді», «Мейірім», «Өліара». В художественном аспекте анализируются духовные ценности, психологические глубины человеческой сущности, а также взаимосвязь между обществом и личностью, отражённые в произведениях писателя. Автор мастерски передаёт социальные, моральные и философские проблемы казахского общества эпохи независимости, раскрывая национальное мировоззрение и дух времени через художественные образы.<br>Главный герой – Рауғаш, рассматриваемый в статье, является типичным образом в творчестве писателя: тонкая, глубокомысленная, жаждущая жизни личность, находящаяся в постоянном духовном поиске. Внутренний конфликт Рауғаш ярко выражает стремление с одной стороны сохранить надежду на собственную жизнь, а с другой – противостоять внешним препятствиям. Образ Ұлана из рассказа «Мейірім» носит экзистенциальный характер. Через образ Ұлана автор поднимает тему утрачиваемых в современном обществе духовных ценностей, таких как милосердие, сострадание и прощение –. Писатель стремится передать не только внешние черты окружающих персонажей, но и их внутренний мир, страдания, тоску и утраченное тепло. Это отражает чистоту его духовного мира и верность искусству.<br>Окружение Алмата в рассказе «Өліара» – ожидания родителей, давление со стороны учителей, навязываемая обществом необходимость быть успешным – подталкивают героя воспринимать ЕНТ не просто как экзамен, а как единственный путь в жизни и будущее. Это выступает как социокультурная деталь. Таким образом, автор указывает на то, что в современном обществе ребёнка воспринимают не как личность, а как средство достижения результата. В статье проведён литературно-теоретический анализ, включающий систему персонажей, внутренний монолог, психологизм, метафору и символику как художественные приёмы.</p> С.К. Сыздыков, Б.Т. Тлеубекова, А.Д. Ибраева Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5830 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 ЖАНР САТИРЫ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СРЕДЕ ЛЕНКОРАНИ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5831 <p>В данной статье рассматриваются особенности становления и развития жанра сатиры в Ленкоранской литературной среде XIX-XX вв. Сатира как действенное средство отражения общественных явлений и разоблачения социальной несправедливости, получила широкое место в творческой практике писателей региона. В литературном наследии остросюжетным языком критиковались бытовые суровые ситуации населения, последствия социального неравенства, образы лицемерных религиозных деятелей и несправедливого жюри, ярко выражался общественный облик той эпохи. Развитию жанра сатиры в регионе способствовали несколько историко-культурных факторов. Прежде всего, в основу более поздней письменной литературы легло богатое фольклорное наследие Ленкоранского края – народные традиции, основанные на насмешках, резкой критике. Кроме того, место региона как религиозно-духовного центра и формирование местной интеллигенции дали дополнительный импульс литературному развитию. Широкое распространение идей Просвещения, борьба с невежеством и усиление просвещения усилили воспитательное и общественное значение сатиры. В связи с этим жанр сатиры в Ленкоранской литературной среде Азербайджана не только использовался в художественно-эстетических целях, но и служил особой функцией в формировании общественного мнения, разоблачении социальной несправедливости и пробуждении духовного сознания народа. В результате исследования было установлено, что данный жанр выявляет специфические особенности литературного развития региона и позволяет глубже понять место и значение в истории национальной литературы.</p> Н. МАМЕДОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5831 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Синергетический подход в изучении произведений Абая и Шакарима http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5835 <p>В статье рассматривается синергетическая парадигма в современной науке, ее основные концепций и принципы, применения синергетического подхода в гуманитарных науках и преимущества синергетического метода в изучении произведений Абая и Шакарима.<br>Цель исследования – синергетический анализ произведений Абая и Шакарима Кудайбердиева. В исследовании определяется роль синергетического подхода в изучении творчества Абая и Шакарима, значение исследования художественных произведений системным синергетическим способом. В ходе исследования анализируется синергетический характер творчества двух поэтов, что позволяет глубже понять синергетическое направление в казахской литературе. В исследовании использовались методы систематизации, индукции, дедукции, литературной интерпретации, синергетического исследования, сравнения. Мнения Абая и Шакарима Кудайбердиева о созидании отражают синергетический характер художественной литературы.<br>Результаты исследования могут быть использованы в литературоведении при проведении исследований синергетического направления, преподавании дисциплин «История казахской литературы», «Абаеведение», «Шакаримоведение».</p> Г. Абикенова, K. Толебаева, Ж. Аитова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5835 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Казахские дастаны, основанные по сюжету «невинно преследуемые люди» http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5836 <p>В статье в качестве предмета исследования взяты несколько дастанов новеллистического содержания, основанных на восточном сюжете «невинно преследуемых людей». В ходе работы были рассмотрены дастан «Тотинама» средневекового персидского писателя З. Нахшаби (казахский перевод, 1991 г.), татарский перевод турецко-османской редакции указанного произведения, изданного в Казани (1904 г.), и одинь из его вариантов в переводе Синьцзянского казаха А. Кайрханулы (1987) сравниваются с дастанами новеллистического содержания, воспетыми казахскими поэтами. В статье наряду с работами казахских ученых, основываясь к исследованиям ученых дальнего и ближнего зарубежья, определяется конкретная композиционная функция и особенности развития сказочных сюжетов перенесенных из древнеиндийской классической литературы и фольклора («Панчатантра», «Шукасаптати») в казахских сказках и новеллистических дастанах.<br>В научной статье, помимо фольклорного характера рассказов из индийских сборников, на примерах доказывается их положительное влияние на зарождение казахской письменной литературы. В связи с этим автор считает, что казахские поэты и сказители были знакомы с индийскими историями не только устно, но и через письменные книги и рукописи.<br>В статье всесторонне анализируются типологические особенности фольклорных мотивов о «честности и изобретательности, уме и благочестии женщины», которые занимают центральное место в сюжетной линии казахских дастанов и сказок такие как «Мурат Салих и Магрипа», «Мархума», «Сапахи», «Кызыл Гюль», «Раунак», «Гюльдесте», «Асылбек и Гульджихан» и другие.</p> С.К. Кусанов, Ж.С. Адилханова, А.М. Какенова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5836 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Э. ХЕМИНГУЭЙ «СТАРИК И МОРЕ»: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И ПРОБЛЕМАТИКИ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5837 <p>Много лет творчество Эрнеста Хемингуэя, великого американского писателя ХХ века, остается в центре внимания литературоведов, критиков и биографов.<br>Исследование особенностей жанра и проблематики повести Э. Хемингуэя «Старик и море» является одним из важных задач современной литературоведческой науки. В данной статье автор рассматривает особенности жанра и проблематики данного произведения, используя методы наблюдения, обобщения, аналогии, а также метод сравнительно – сопоставительного анализа. Одной из основных проблем творческой лаборатории писателя является связь Человека и Природы, которая лежит в основе повести писателя «Старик и море». В статье уделяется повышенное внимание анализу гармонического образа Старика, в котором сочетаются терпение, покорность своей тяжелой судьбе и гордость, трудолюбие, доброта настоящего мужчины. В процессе исследования автор статьи анализирует особенности жанра и проблематики повести (повесть – притча, повесть с символическими элементами, экзистенциальная повесть), опираясь на «принцип айсберга» и раскрывая ключевые жизненные вопросы: взаимоотношения человека с природой, обществом и Вселенной.<br>Метод литературной аналогии (стиль, сюжет, мотив и направление) осуществляется в статье с помощью кинематографического языка фабулы повести «Старик и море»; автор статьи анализирует фильм казахского режиссера Ермека Турсунова «Шал», основанный на мотивах повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», где режиссер обозначил сюжет как духовную и философскую основу своего произведения, поскольку творческая философия Хемингуэя состоит в раскрытии главного смысла жизни: человека можно уничтожить, но невозможно победить – это стало жизненным кредо самого писателя.</p> Р.Б. ТАУКЕБАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5837 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Лингвокультурологические особенности концепта «трудолюбие/лень» в казахском языке http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5839 <p>В статье рассматриваются когнитивные основы концептов, которые считаются элементами когнитивной лингвистики в языковом образовании. В казахском языке концепт представляет собой универсальное явление, информирующее культуру той эпохи в целом, определяющая мировоззрение конкретного народа. Для определения понятия необходимо определить некоторые особенности и ценности культурного мира, природу и ценность национального сознания. Определены лингвистические характеристики концептов трудолюбия и лени, занимающих особое место в национально-культурном знании. Целью научной статьи является исследование употребления понятия трудолюбие\лень в семантических и концептуальных единицах. Для достижения этой цели научно ориентируясь на понятия когнитивной лингвистики, концепт, концептуальное поле, языковой образ мироздания, выделяя мнения ученых, которые изучаются в рамках современного концептуального знания были достигнуты такие задачи: культурно-национальная семантика языковых репродукций концептов трудолюбие//лень в казахском культурном знаний. Культурная природа концепта трудолюбие/лень в когнитивном дискурсе (обычные словосочетания, пословицы, проза, поэзия) определялась в ходе языковых единиц. В ходе исследования концепт «трудолюбие/лень» в поэтических и прозаических текстах изучался как лингвокультурная единица с культурной меткой, определяющей национально-культурный характер в языковом образе мироздания.</p> Г.А. Айткулова, Д.А. Ислам, Р.Б. Кажиакбарова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5839 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Особенности проявления и историческая преемственность педагогических взглядов в творчестве М.Ж. Копеева http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5838 <p>В статье излагается необходимость широкого и систематического использования современных интеллектуалов, таких как Машһур Жусуп Копеев, в формировании духовно-нравственной, познавательно-гуманной личности молодежи Казахстана, проводя историко-практические, научно-педагогические исследования, анализируя, сортируя, обрабатывая, Преобразуя и совершенствуя их в соответствии с современными требованиями. Анализируя пелдагогические идеи в творчестве М.Ж. Копеева, мы выявляем и демонстрируем познавательные ценности казахского бытия, способствующие развитию человечества в целом в мире.<br>Мәшһүр Жусуп Копеев проявляет большой интерес и придает большое значение истории восточного народа, в том числе и родного, культуре, духовному наследию, сложившемуся с древнейших времен, на основе которых изучаются особенности передачи обобщенных педагогических выводов и проблема исторической преемственности.<br>Говоря о том, что педагогические взгляды Машһур Жусупа Копеева также пересекаются с направлениями, которым следовали просветители казахского народа Ш. Уалиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, затрагивая различные ситуации, способствовавшие формированию мировоззрения, анализируют реальность исторического периода и духовное развитие. Педагогические соображения в его наследии подчеркивают особую важность формирования у подрастающего поколения основ национального воспитания, привития подрастающему поколению нравственности, образованности, чувства казахской идентичности.<br>При формулировании и обосновании научных соображений в статье использовались методы анализа, систематизации и герменевтического описания.</p> Ж.М. Саурыкова, А.С. КУРМАНБЕКОВА, Р.С. ЕЛУБАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5838 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Гибридизация тюрко-монгольских по происхождению топонимов на территории Казахстана http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5840 <p>Изучение тюрко-монгольских топонимов в геоисторическом пространстве Казахстана имеет важное культурное и историческое значение. Известно, что вопросы, связанные с тюрко-монгольскими топонимами в казахской ономастике, отличаются значительной сложностью и масштабом. В данной статье рассматривается лишь один аспект этой проблемы – состояние гибридных топонимов, образованных из языковых элементов тюркского (казахского) и монгольского языков. Цель исследования – проанализировать этимологию тюрко-монгольских (казахско-монгольских) топонимов и выяснить причины их гибридизации. В качестве эмпирического материала были выбраны отдельные гибридные гидронимы и оронимы, иллюстрирующие рассматриваемую проблематику. Отобранные онимы классифицированы и описаны с лексико-семантической и структурной точек зрения. В результате исследования были этимологически охарактеризованы следующие типы гибридных топонимов: 1) с казахским первым компонентом и монгольским вторым; 2) с монгольским первым компонентом и казахским вторым; 3) образованные путем присоединения казахских аффиксов к монгольской основе; 4) построенные по принципу бинарной оппозиции; 5) с первым компонентом на монгольском языке и вторым – на тюрко-монгольском, или наоборот. На конкретных примерах показано, что структура гибридных топонимов, как правило, состоит из двух, реже – из трёх корневых компонентов. Также было выявлено, что в процессе образования топонимов активную роль играют не только корни, но и аффиксы. Важное явление, наблюдаемое в гибридных топонимах, – принцип бинарной противоположности, то есть построение на основе семантического контраста, – также было рассмотрено в рамках исследования.</p> Ж.М. Қоңыратбаева, Кубилай Атык, O. Коныратбаев Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5840 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 СПОСОБЫ ЯЗЫКОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ В КАЗАХСТАНСКИХ СМИ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5841 <p>В данной статье рассматриваются способы манипуляции в современных казахстанских медиатекстах. Сейчас эта проблема становится чрезвычайно актуальной, так как в настоящее время в мире и Казахстане в том числе значительно возросло число медиапотребителей, живущих в большом потоке информации, которая не всегда является качественной и достоверной. Неверная, фейковая и манипулятивная информация повышает риск негативного влияния на мнение, настроение и поведение общества, а также провоцирует заблуждения массового читателя.<br>Авторы статьи справедливо отмечают, что манипуляция может встречаться в различных дискурсивных практиках. В данной статье рассматриваются особенности медиатекстов с точки зрения используемых в них манипуляций. Материал собран методом сплошной выборки из казахстанских информационных интернет-источников, социальных сетей и с онлайн-платформ. В результате анализа медиатекстов было выявлено, что авторами публикаций используются разные приемы и средства, с помощью которых осуществляется информационно-психологическое воздействие на читателя. Средства манипуляции рассмотрены на разных уровнях языка. Приведены примеры оценочных слов и фразеологизмов, эвфемизмов, риторических вопросов, которые обладают манипулятивным потенциалом. Описаны такие приемы манипуляции, как обращение к авторитетным источникам, навешивание ярлыков, агрессия, страх и др.</p> З.У. МИЯТБЕКОВА, М.Т. ШАКЕНОВА, Б.Т. ТАСПОЛАТОВ Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5841 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5842 <p>Статья посвящена исследованию структуры профессионального дискурса для установления параметров одного из жанров речевого общения, в частности, Предложение (намерения, выполнения задач). Цель, основные направления и идеи научного исследования заключаются в анализе теоретических положений о речевых жанрах на основе данных ранее проведенных исследований. Анализируются характерные признаки и устанавливаются значимые характеристики Предложения преимущественно важные в профессиональной коммуникации. Краткое описание научной и практической значимости работы подчеркивает важность соблюдения норм этики в профессиональном дискурсе (сфера образования, услуг, торговли) как инструмента успешного ведения беседы. Краткое описание методологии исследования охватывает анализ литературных источников, анкетирование участников коммуникативного процесса, анализ языкового материала методом сплошной выборки, установление удельного веса использования вокативов в профессиональном дискурсе сравнительным анализом. Основные результаты и анализ, выводы исследовательской работы показывают, что лингвокультурологическая компетенция в построении и ведении беседы существенно влияет на успешный исход стратегии Предложения. Ценность проведенного исследования заключается в подтверждении необходимости соблюдения этических норм поведения в реализации стратегий общения, учитывающих особенности культурной коммуникации. Данная работа вносит важный вклад в лингвистику, теорию межкультурной коммуникации, подчеркивая значимость профессиональной этики. В этом и заключается теоретическая значимость исследования. Практическая значимость заключена в разработке аспектов Предложения, раскрывающих важность деликатного применения вокативов; результаты приемлемы для членов той или иной кооперации, лингвистов, преподавателей-культурологов, а также всех тех, кто занимается вопросами коммуникации.</p> Г.Х. РАМАЗАНОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5842 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Дастан «Әбу Шашма» Карасакала Еримбета: исламский мировоззрение и принцип справедливости http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5843 <p>В статье рассматриваются тематические и идейные особенности и структура дастана «Әбу Шашма» Карасакала Еримбета. Анализируются научные выводы о исламском мировоззрении, принципах справедливости, гражданской позиции. Также обсуждается влияние мусульманской культуры на мысли поэта о чистоте души, духа и покаяния, а также соблюдение законов шариата.<br>Персонажи дастана, такие как Умар, являются примером справедливости и точного выполнения воли Аллаха, в то время как Әбу Шашма признает свои грехи и через покаяние подтверждает свое обращение к вере.<br>В статье выявляется философская глубина, пропагандирующая мощь ислама, с акцентом на религиозно-философские размышления. Рассматривается религиозно-этическое содержание дастана «Әбу Шашма». Принципы веры, справедливости и соблюдения законов шариата анализируются через примеры, приводимые автором.<br>В дастане уделяется внимание восточной модели и принципам казахского национального словесного искусства. Раскрывается значение исламских ценностей, стойкости религиозной веры, справедливости и исполнения законов шариата, а также их нравственное поучение и актуальность в современном мире.<br>Литературная связь, взаимодействие и преемственность с мусульманской культурой в дастане, основанном на восточном сюжете, также рассматриваются. Карасакал Еримбет проповедовал могущество ислама и подчёркивал важность искреннего покаяния для духовного очищения.<br>Дастан анализируется с литературно-теоретической точки зрения, внимание уделяется раскрытию его познавательной и нравственной ценности.</p> У.Н. ЖАНБЕРШИЕВА, А.Т. ТОЛЕБАЕВА, Г.С. ОРАЛОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5843 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 ПЕРЕВОДЫ ЖУСУПБЕКА АЙМАУЫТУЛЫ: ОБРАЗЫ АВТОРОВ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5845 <p>На сегодняшний день известно около тридцати переводов Жусупбека Аймауытулы, однако исходные тексты некоторых из них не найдены. Найденные переводы были изучены лингвистически в нескольких работах, в сравнении с текстами на русском языке. Однако в связи с тем, что Ж. Аймауытулы был не просто переводчиком, а политическим деятелем, «неточности» в переводах невозможно анализировать исключительно с лингвистической точки зрения, так как такие оценки перевода как «правильного» или «неправильного» не способны всесторонне объяснить изменения в текстах. Поэтому изучение переводов Ж. Аймауытулы во взаимосвязи с их контекстом с позиции теории «переписывания» позволяет в полной мере раскрыть социально-политические аспекты переводов.<br>В результате анализа было определено, с какой целью переводчик использовал стратегию адаптации. Были описаны компоненты стратегии – выбранные темы и методы. В работе, в соответствии с требованиями теории, использован сбор переводных текстов, кодирование и группировка по темам и методам. Результаты сравнивались с работами Ж. Аймауытулы и других деятелей того же периода, в которых выражались их политические взгляды. В результате сформировались новые мнения относительно переводов политического деятеля.</p> Г.Б. ТУСУПОВА, Л.Н. ДАУРЕНБЕКОВА, Е. АДАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5845 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Р.А. Вафеев1, Ф.Т. Ереханова2, Н.Р. Омаров3 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5846 <p>В данной статье освещается происхождение западносибирских тюркских этнонимов сибирских татар. Исследования последних десятилетий позволяют конкретизировать многие вопросы происхождения сибирских татар. Данные различных наук дают основание утверждать, что основным ядром этих групп были тюркские племена. В основе статьи лежит тот факт, что сибирские татары по своему происхождению восходят к тюркам Саяно-Алтая, пришедшим в Среднее Прииртышье в VII–VIII веках, и кипчакам – тюркскому народу, переселившемуся сюда из южной степи в X–XI вв. Коренными жителями Западной Сибири, были обские угры – предки современных хантов и манси. Эволюция этих этнонимов и их значение в построении идентичности сибирских татар рассматриваются посредством анализа, основанного на исторических документах, лингвистических исследованиях и этнографических исследованиях.<br>При проведении исследования авторы использовали тактику выборки, этимологические исследования, анализ первоисточников, этнолингвистические исследования, сравнительно-исторические процедуры и диахронический анализ. На основе влиятельных трудов известных тюркологов и диалектологов была разработана методологическая база исследования. Результаты исследования утверждают, что, хотя название «Сибирские татары» объединяет, оно также отражает сложное взаимодействие социальных, языковых и исторических элементов, повлиявших на развитие сообщества. В исследовании делается вывод, что исследование внутренних и внешних этнонимов коренных тюркских народов Западной Сибири, в частности сибирских татар, дает глубокие знания о процессах формирования идентичности и культурной адаптации. До конца XIX — начала XX веков сибирские татары как внутренне, так и внешне идентифицировались с этнонимом «нугай».</p> Р.А. Вафеев, Ф.Т. Ереханова, Н.Р. Омаров Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5846 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 The Linguists and Culturai Factor in Literary Tranlation http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5847 <p>В исследовательской статье рассматриваются особенности перевода художественных текстов с казахского языка на китайский язык с точки зрения лингвокультурологии, а также предлагаются пути решения различных проблем, возникающих в контексте, с использованием часто упоминаемых в теории перевода и широко используемых на практике переводческих стратегий.<br>В статье также дается конкретное определение понятия «лингвокультура» и проводится сравнительный анализ казахской и китайской лингвокультур на основе национальных ценностей и национально-культурной лексики. Также в ходе исследования были проанализированы сходства и различия в фонетике, лексике и грамматике этих языков, которые возникли из-за типологических различий казахской и китайской лингвокультур, и сделан вывод о том, что для оптимизации межкультурной коммуникации между двумя странами необходимо одновременно изучать язык и культуру.<br>В исследовательской статье показано важность лингвистических и культурных факторов, обеспечивающих точность художественного перевода с казахского языка на китайский язык, и их влияние на качество перевода, а также рассмотрены их функциональные критерии, определяющие национально-культурные особенности. В статье также особое внимание уделяется вопросам передачи культурных коннотаций, адаптации лексико-семантических особенностей и сохранения художественной ценности текста, на конкретных примерах поясняется важность лингвокультурных факторов, являющихся залогом успешного перевода в межкультурной коммуникации.</p> Г.К. Катбаева, Ф.Н. Даулет Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5847 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 СЮЖЕТ ИНИЦИАЦИИ В РАССКАЗЕ Г. БЕЛЬГЕРА «ДЕДУШКА СЕРГАЛИ»: СТРУКТУРА, СИМВОЛИКА И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5848 <p>В статье рассматривается сюжет инициации в рассказе Г. Бельгера «Дедушка Сергали» (1971) как структурный и смысловой центр повествования, отражающий процесс взросления героя и формирование его идентичности в условиях исторических и культурных трансформаций.<br>Цель исследования заключается в выявлении структурных и семантических особенностей инициационного сюжета и анализе его значения для понимания культурной памяти и межэтнического взаимодействия. Для достижения цели применяются три метода: структурный анализ, позволяющий реконструировать архитектонику текста и соотнести ее с классическим циклом инициации («отделение – испытание – возвращение»); культурологический подход, раскрывающий символическое наполнение образов и мотивов; биографический метод, позволяющий соотнести художественные элементы с личным опытом писателя. Теоретической основой исследования выступают концепции А. ван Геннепа и М. Элиаде, что обеспечивает опору на универсальные модели инициации.<br>Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сюжет инициации – одновременно и литературный феномен, и способ осмысления таких экзистенциальных вопросов, как взросление, межкультурный диалог, историческая память, преемственность.<br>Научная новизна работы заключается в том, что рассказ впервые интерпретируется через призму инициационного сюжета. В результате удалось выявить комплекс мотивов (бата, наставничество, ритуалы гостеприимства, этнографические маркеры), сопоставить их с традицией «жеті ата» и раскрыть их роль в репрезентации культурной адаптации. Анализ показывает, что личные переживания героя соотносятся с коллективными моделями памяти, а сюжет инициации выходит за рамки индивидуального взросления и становится метафорой межкультурного диалога и включения в новую социокультурную реальность.<br>Результаты исследования уточняют специфику художественного мира Г. Бельгера, выявляют связь его прозы с этнографическими и культурными кодами казахской традиции и подтверждают значимость инициационного сюжета как средства художественного осмысления опыта депортации и культурной интеграции. Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее выводов в курсах по современной казахстанской литературе, межкультурной коммуникации и исследованиям культурной памяти.</p> Х.Ж. ЛЕСОВА, Л.В. САФРОНОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5848 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Фоно-морфо-семантические изменения наклонении лиц в языке Памятника «Дивани Хикмет» http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5849 <p>В данноданной статье рассматривается, фоно морфо семантичес кий анализ<br>форм наклонения в языке памятника «Диуани Хикмет», принадлежащего к наследию<br>выдающегося суфийского поэта XI века Ходжи Ахмета Яссауи. В статье рассматриваются<br>особенности категории наклонения в тюркских письменных памятниках и пути её<br>историчес кого формирования, а также прослеживается преемственность между старыми и<br>современными формами наклонения в казахском языке.<br>В древнетюркских письменных памятниках категория наклонения рассматривается как важный способ выражения возможности действия и отношения говорящего к нему. На основе конкретного языкового материала из текста хикметов анализируется употребление и видоизменение форм повелительного, желательного и условного наклонений, проводится типологическое сравнение с современным казахским языком. Цель статьи — раскрыть процесс развития форм наклонения в грамматической системе языка «Диуани Хикмет» и определить их место и эволюцию в древнетюркском языке. Результаты исследования доказывают, что формы наклонения в языке «Диуани Хикмет» несут не только грамматическую, но и смысловую нагрузку, связанную с суфийским мировоззрением. Работа вносит вклад в изучение исторической грамматики, древнетюркских письменных памятников и этапов становления казахского языка.</p> Ж.Т. КОПБАЕВА, Г.К. АБДИРАСИЛОВА, А.А. АККУЗОВ Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5849 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 «ЧЕЛОВЕК БЕЗ ИМЕНИ»: ГЕОПОЭТИКА И КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОВЕСТИ НИКОЛАЯ ВЕРЕВОЧКИНА http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5850 <p>В статье исследуется повесть Н. Верёвочкина «Человек без имени» в контексте геопоэтики и кризиса идентичности. Особое внимание уделяется феномену «человека без имени» как одной из ключевых тем в творчестве автора. Исследуется взаимосвязь пространственно-временного континуума и самоидентификации героя, где географическое пространство – город, пустыня и подземные пространства – становится не только сценой повествования, но и активным участником формирования внутреннего мира персонажа.<br>Отсутствие или условность имен у героев Верёвочкина символизирует их отчуждение от социокультурной среды и потерю собственного «Я». В статье рассматриваются такие аспекты, как влияние пространства на сознание героя, эволюция его внутреннего мира, возникновение чувства одиночества и отчуждения. Анализируется, каким образом автор с помощью геопоэтических приемов передает кризис идентичности, характерный для постсоветского пространства.<br>Исследование основано на методах литературоведческого анализа, в частности, геопоэтическом подходе, позволяющем выявить связь между пространственными образами и идентичностью героя. Пространственные решения, используемые Верёвочкиным, углубляют внутренний кризис персонажа, подчеркивая его изоляцию от окружающего мира. В результате исследования мотив «человека без имени» осмысляется как отражение кризиса идентичности в казахстанской прозе начала XXI века, что делает повесть актуальной в контексте современной литературной традиции.</p> Р.А. МАТКЕРИМОВА, А.К. КАЛИЕВА, A. ХАБИБУЛЛА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5850 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Фразеологизмы, связанные с понятием времени как проявление культурного кода (на материале казахского, русского, английского языков) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5851 <p>В статье рассматриваются фразеологические единицы, связанные с концептом времени в казахском, русском и английском языках. Внеязыковые факторы, которые учитываются при составлении устойчивых выражений, связанных с концепцией времени – это фоновые знания и культурные ассоциации. Семантический анализ фразеологизмов, связанных с концептом времени, позволяет проводить сопоставительное исследование казахского, русского и английского языков. В ходе исследования устойчивые выражения, связанные с понятием времени, были разделены на интегральные семы и дифференциальные семы. Объект статьи – фразеологичесие единицы связанные с понятием времени из трилогии И. Есенберлина «Кочевники». В ходе анализа художественного произведения обосновывается ряд устойчивых, синонимичных словосочетаний на казахском, русском и английском языках в рамках целостной семы. На основе дифференциальной семантики определяются особенности фоновых знаний каждого языка. Путем классификации устойчивых выражений на семантические и смысловые группы анализируются культурные и языковые особенности каждой этнической группы. В статье были применены следующие методы: при определении сходств и различий фразеологизмов казахского, русского и английского языков сопостовительный метод; при анализе дефиниции фразеологизмов лекскиографический метод; для семантического анализа использовался семантический метод, а для определния образования фразеологизмов был применен этнолингвистический метод. Ценность проведенного исследования заключается в анализе фразеологизмов в рамках концепции «культурного кода». Фразеологизмы, связанные со временем, в национальной картине мира определяются как фоновые знания, как «культурный код». Практическая значимость исследования определяется следующими функциями фразеологизмов, связанных со временем в художественном произведении: 1) выражение национальных знаний; 2) культурное объединение; 3) смысловой ряд.</p> А.Ж. Мулкаманова, Б.С. КАРАГУЛОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5851 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Речь – психофизиологическое и интеллектуальное явление http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5852 <p>В данной статье рассматриваются психофизиологические и интеллектуальные аспекты речи, подчёркивается её сложная природа и ключевая роль в существовании человека. Речь представляется не только средством передачи информации, но и динамичным феноменом, глубоко укоренённым в когнитивных, эмоциональных и социальных процессах. Авторы исследуют, как речь функционирует как связующее звено между индивидуальными мыслительными механизмами и более широким социальным контекстом, играя важную роль в коммуникации и формировании личностной идентичности.<br>Особое внимание уделяется нейрофизиологическим основам речи, включая структуры и процессы мозга, отвечающие за восприятие языка, речевую артикуляцию и понимание. Основываясь на современных исследованиях в области нейронауки, психологии и лингвистики, авторы показывают, что речевая активность мозга отражает широкий спектр высших когнитивных способностей, таких как рассуждение, принятие решений и эмоциональная регуляция.<br>Дополнительно рассматривается роль речи в интеллектуальном развитии: как она способствует обучению, формированию абстрактных понятий и способности к критическому мышлению. Взаимосвязь языка и мышления анализируется с психологической и философской точек зрения, выдвигается тезис о том, что язык не только выражает идеи, но и формирует восприятие реальности.<br>Также затрагиваются социальные и культурные аспекты речи, включая её значение для самовыражения, межличностной коммуникации и передачи коллективных знаний и культурных ценностей.<br>Статья предлагает новые научные подходы к пониманию природы речи и подчёркивает её интегративную роль, объединяющую биологические, ментальные и социальные аспекты человеческого бытия, а также её значение как движущей силы в развитии цивилизации.</p> Б.Д. Мырзабаева, Д.А. Алькебаева Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5852 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Роль здорового образа жизни и физической культуры в профессиональной ориентации выпускников школ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5855 <p>В данном исследовании всесторонне рассмотрены личностные, социальные, профессиональные и психологические факторы, влияющие на выбор выпускниками школ специальности «Физическая культура и спорт», а также выявлена их взаимосвязь и значимость. В отличие от предыдущих исследований, в которых данная проблема изучалась преимущественно с точки зрения отдельных аспектов, представленная работа позволяет провести комплексный анализ всех ключевых факторов. Особое внимание уделено роли здорового образа жизни как важнейшей ценностной установки, влияющей на профессиональную ориентацию молодежи. Показано, что стремление к ведению здорового образа жизни и интерес к физической активности играют решающую роль при выборе будущей профессии. В статье подчеркивается необходимость разработки специальных программ и проведения мероприятий на уровне школы для повышения интереса учащихся к специальности «Физическая культура и спорт». Эти предложения направлены на внедрение новых подходов к формированию профессиональной мотивации через популяризацию физической культуры и ЗОЖ. Также в исследовании подробно анализируется текущее состояние сферы физической культуры и спорта в Казахстане, а также основные трудности и проблемы, с которыми сталкиваются абитуриенты при выборе данной специальности. В целом, результаты работы могут стать основой для совершенствования системы профессиональной ориентации и разработки стратегий по повышению интереса молодежи к здоровому образу жизни.</p> Б. ЕРМАХАНОВ, Ж.М. ЕСИРКЕПОВ, Б.С. ОМАРОВ Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5855 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Эффективность использования цифровых технологий при обучении фольклорной художественной прозы http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5856 <p>В статье рассматриваются эффективные способы преподавания древнего ценного наследия народа посредством цифровых технологий в условиях современной цифровизации образования. В настоящее время одной из основных задач системы образования является внедрение в учебный процесс инновационных технологий и расширение его области применения с целью подготовки конкурентоспособных специалистов на качественном уровне. Именно поэтому в исследовании анализируются способы современного обучения и систематизируются инновационные методы с использованием цифровых технологий. Проанализированы и собраны исследовательские работы, связанные с преимуществами и недостатками использования цифровых технологий в образовательном процессе, а также различные научные и практические источники, связанные с использованием цифровых инструментов. При этом анализируются отличия инновационных методов обучения от традиционных методов обучения. Рассмотрены виды нейронных сетей, способствующие повышению интереса и активного участия учащихся на уроке. Эти инновационные ресурсы повышают стремление к освоению национального наследия и способствуют повышению учебной активности.<br>Материал исследования базировался на данных, полученных из мировой исследовательской базы, и трудах отечественных, зарубежных исследователей. В результате исследовательской работы определены возможности цифровых технологий в обучении казахской фольклорной художественной прозе и сделан вывод что методологический аспект обучения казахским фольклорным произведениям посредством цифровых технологий не достаточно исследован и требует дальнейшего изучения. Эта статья является актуальной для создания новых исследований в преподавании фольклорных произведений с помощью цифровых технологий.</p> С. Дарибаев, K. Зекерия, Б. Калдыбай Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5856 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Развитие цифровой грамотности будущих педагогов: результаты проведённого эмпирического исследования http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5857 <p>В условиях современного цифрового общества цифровая грамотность становится важным компонентом системы образования. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повышения уровня готовности будущих педагогов к эффективной работе в цифровой среде. Целью исследования является определение теоретических основ цифровой грамотности и эмпирическая оценка подготовки обучающихся по педагогическим специальностям. В задачи исследования входит анализ структурных элементов понятия цифровой грамотности, оценка уровня подготовки студентов и разработка предложений по совершенствованию образовательных программ. Теоретический анализ показал, что цифровая грамотность включает не только освоение технологий, но и навыки критического анализа информации, соблюдение принципов кибербезопасности и этичное использование инструментов искусственного интеллекта. Эмпирическая часть основана на результатах анкетирования обучающихся первого курса педагогических направлений Жетысуского университета имени И. Жансугурова. Выявлено, что базовый уровень цифровых навыков у обучающихся в целом достаточен, однако в таких аспектах, как проверка достоверности информации, кибербезопасность и работа с облачными сервисами, требуется дополнительная поддержка. Результаты исследования подчеркивают необходимость системного внедрения цифровых компонентов в образовательные программы, что способствует подготовке будущих педагогов к эффективной деятельности в цифровой среде.</p> А.О. АЛДАБЕРГЕНОВА, А.М. АДАМБЕКОВА, И.Ж. ЕСЕНГАБЫЛОВ Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5857 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Роль социальных сетей в развитии межкультурной коммуникативной компетенции у студентов университетов http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5858 <p>В современную эпоху глобальной взаимосвязанности платформы социальных сетей оказывают глубокое влияние на то, как студенты университетов знакомятся с культурным разнообразием и развивают свои межкультурные коммуникативные способности. В этом исследовании исследуется, как понимание, перспективы и навыки студентов, которые имеют решающее значение для эффективной межкультурной коммуникации, формируются в результате их ежедневного взаимодействия в социальных сетях.<br>Опираясь на разработанную Байрамом (1997) концепцию межкультурной коммуникативной компетенции, в исследовании исследуется, как учащиеся воспринимают и интерпретируют межкультурные взаимодействия на цифровых платформах, таких как Instagram, TikTok, Reddit и приложения для языкового обмена.<br>Двадцать четыре студента, обучающихся на международных и многоязычных программах в одном из местных университетов Южного Казахстана, приняли участие в полуструктурированном интервью и вели рефлексивный цифровой дневник в течение шести недель, применяя высококачественную исследовательскую методологию. В ходе тематического анализа были выделены четыре ключевые темы: (1) влияние культурных перспектив за пределами классной комнаты, (2) обсуждение идентичности и эмпатии в межкультурных беседах, (3) развитие критической культурной осведомленности посредством онлайн-дискурса и (4) препятствия, такие как стереотипы и недопонимание. Исследование показывает, что социальные сети способствуют спонтанному и значимому межкультурному взаимодействию, которое способствует развитию межкультурной компетентности, особенно с точки зрения открытости, любопытства и критического мышления. По мнению студентов, даже такие, казалось бы, безобидные действия, как комментирование постов, участие в онлайн-дискуссиях или вступление в виртуальные сообщества, открывают множество возможностей для изучения культурных норм, верований и методов общения.<br>В исследовании подчеркиваются образовательные преимущества включения цифрового мультикультурного опыта в формальное изучение языка. Для продвижения международного образования и формирования глобальной гражданской позиции, согласно исследованию, преподаватели иностранных языков и образовательные учреждения должны поощрять</p> З. Дуйсембекова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5858 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Образование и искуственный интеллект http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5859 <p>В данной статье подробно рассматриваются как преимущества, так и потенциальные риски внедрения технологий искусственного интеллекта в высшие учебные заведения. Также обсуждаются возможности применения нейронных сетей в образовательном процессе, их влияние на качество обучения, доступность образовательных ресурсов и индивидуализацию учебных траекторий студентов. Особое внимание уделяется роли искусственного интеллекта в автоматизации рутинных задач, оценке знаний и создании адаптивных учебных программ. В статье также рассматриваются этические и правовые вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта в образовательной среде. Подчеркивается необходимость разработки четких правил и стандартов, которые обеспечат справедливое и безопасное применение технологий нейронных сетей. Кроме того, анализируются аспекты академической честности и возможные риски недобросовестного использования искусственного интеллекта в учебной и научной деятельности. Важной частью исследования являются результаты социологического опроса «Студенты и искусственный интеллект: взгляд в будущее» проведенного среди студентов Западно-Казахстанского университета имени Махамбета Утемисова. Данные опроса показывают, что генеративный искусственный интеллект широко используется студентами для решения учебных задач, написания научных работ и реализации творческих проектов. На основе полученных данных сделан вывод о необходимости продолжения научного обсуждения вопросов интеграции искусственного интеллекта в образовательную сферу, а также разработки методических рекомендаций для его эффективного применения в учебном процессе. Особое внимание уделяется обучению студентов и преподавателей принципам ответственного взаимодействия с искусственным интеллектом, развитию критического мышления и анализу информации, полученной с его помощью.</p> А.Н. КУШЕККАЛИЕВ, А.У. ИСКАЛИЕВА, Б.С. ИМАНГАЛИЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5859 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Просветительская деятельность Гумара Караша и её значение для реформирования образовательного процесса в эпоху джадидизма http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5861 <p>В данной статье рассматриваются вопросы просвещения и религиозного образования в Казахстане в XIX и начале XX века. Проводится обзор исторических процессов с критической точки зрения, с попыткой избежать односторонних оценок и подойти к теме всесторонне. Показано, что грамотность в этот период развивалась в различных направлениях, выступая в качестве альтернатив друг другу. Особое внимание уделяется появлению джадидистского образовательного процесса, который рассматривается через призму деятельности Гумара Караша. В работе выделены этапы эволюции его религиозных взглядов, условно разделенные на пять стадий. Кроме того, проанализированы различные интерпретации понятия «джадидизм», а также предложено собственное объяснение.<br>В результате исследования определены ключевые отличия и основные особенности джадидизма в Казахстане от традиционного ислама (кадимизма): интеграция ислама с национальной идеей, стремление поднять общетюркскую идею, объединение ислама с&nbsp; мировой цивилизацией, отход от религиозной схоластики, смягчение строгих культовых традиций и принципов мусульманской религии, а также осуждение лицемерия (мунафык).</p> Б.М. Аташ, С.У. Абжалов, K. Базарбаев Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5861 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Методика преподавания культуры межкультурной речи с использованием искусственного интеллекта http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5862 <p>В этой статье рассматривается влияние технологий искусственного интеллекта (ИИ) на изменение (трансформацию) культуры речи в межкультурной коммуникации с лингвистической точки зрения. Языковые модели и виртуальные помощники, которые широко используются в цифровом пространстве, играют значительную роль в формировании современных речевых норм. Коммуникационные действия, осуществляемые через системы ИИ – автоматические переводы, чат-боты, голосовые помощники – подвергают изменениям языковую уникальность, стратегии вежливости и коммуникативные нормы в межкультурном диалоге. Эти изменения иногда приводят к формированию стереотипов, а иногда к появлению новых, универсальных речевых моделей. Влияние систем искусственного интеллекта на культуру речи и межкультурную коммуникацию глубокое и сложное. Системы ИИ не только обрабатывают языковую информацию, но также формируют или искажают культурные контексты. Поэтому в дальнейшем при развитии искусственного интеллекта очень важно повышать культурную адаптируемость, придавать значение языковому этикету и поддерживать лингвокультурное разнообразие. Данная исследовательская работа направлена на лингвистический анализ влияния искусственного интеллекта на трансформацию культуры речи в межкультурной коммуникации. С этой целью использовались качественные и сравнительные методы. В статье анализируется влияние языковых систем ИИ на культурно-языковые коды, изменение и трансформация речевой этики в условиях глобализации на основе конкретных примеров и научных данных.</p> С. Нургали, М.С. АЛИБАЕВА, Н.Х. ШАДИЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5862 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 ПОДХОДЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕГРАТИВНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5863 <p>Целью исследования является раскрытие методологической основы применения интегративной сказкотерапии (ИС) в развитии и сохранении психологического здоровья обучающихся и сущности процесса психолого-педагогической подготовки студентов к использованию ИС.</p> <p>Актуальность исследования обусловлена междисциплинарным подходом, при котором осуществляется интеграция психологических, филологических и искусствоведческих методов в содержание интегративной сказкотерапии (ИС). В рамках исследования концепция Абая Кунанбаева «Толық Адам» рассматривается как идеологическое направление построения технологии ИС на философско-аксиологической основе. В исследовании теоретически обоснована необходимость эффективного использования национальных культурных кодов, архетипов и символов в процессе становления и развития личности обучающегося. В исследовании комплексно рассматриваются психологические, филологические и искусствоведческие аспекты системы ИС, описываются возможности сказочного жанра по воспитанию и психологической поддержке личности. Кроме того, подчеркивается необходимость изучения подходов подготовки студентов к применению ИС, адаптированной к цифровому образовательному пространству. В статье раскрыты цель, содержание и профессионально-педагогическое значение каждого подхода. Вместе с тем, дается характеристика процессу психолого-педагогической подготовки студентов к применению ИС, сформулирована сущностная характеристика готовности студентов к применению ИС.</p> А.И. АХМЕТОВА, Г.К. КАСЫМОВА, А.А. МУРЗАКОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5863 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ШКОЛЕ ПО МНЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5864 <p>Целью настоящего исследования является всестороннее выявление и анализ стратегий управления конфликтами, которые применяются руководителями школ, работающих в городе Усть-Каменогорск (Казахстан), в процессе упорядочения конфликтных ситуаций с учителями, работающих в этих школах. Исследование направлено на понимание того, какие модели поведения и подходы выбирают руководители школ при возникновении напряжённости или разногласий с учителями, а также на выявление предпочтительных поведении и стратегии взаимодействия в конфликтных условиях внутри образовательной среды. В рамках работы использовался количественный метод исследования. Для сбора данных участникам (руководителям школ) были предложены «Форма личной информации» и опросник «ROCI II – Опросник организационного конфликта», разработанный А.Рахимом.<br>Форма личной информации включала сведения о поле участников (мужской/женский), тип школы (с казахском языком обучения / с русским языком обучения /со смешанным языком обучения) и их управленческом стаже (1-5 лет/ 6-10 лет/11-16 лет/17–20 лет/ 21 год и больше). Опросник ROCI II состоит из 28 утверждении и охватывает пять основных стратегий разрешения конфликтов: сотрудничества, компромисса, конкуренции, приспособления и уклонения. Ответы оценивались по шкале Лайкерта (от «очень редко» до «всегда»). В исследовании приняли участие 99 руководителей из 30 школ города Усть-Каменогорск. Собранные данные были проанализированы с помощью статистической программы SPSS, которая широко используется для анализа данных в сфере образования.<br>Результаты показали, что наиболее часто применяемой стратегией является «сотрудничество» – стремление к интеграции и совместному решению проблем. Однако в некоторых случаях руководители также прибегают к стратегии «уклонения». Эти выводы указывают на то, что руководители школ предпочитают конструктивные подходы к конфликтам, но в отдельных ситуациях склонны дистанцироваться от конфликта, чтобы избежать его обострения.</p> А.М. МУКАЖАНОВА, А.А. МУСТАФАЕВА, А.Н. НУРЛАНОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5864 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Формирование исследовательской деятельности будущих учителей математики через задачи http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5865 <p>Одной из главных задач современной системы образования является подготовка творчески мыслящих, способных к критическому мышлению и обладающих научно-исследовательскими навыками учителей. В этом контексте актуальным становится вопрос формирования исследовательской деятельности. В статье определены методы и средства обучения, необходимые для формирования исследовательской деятельности будущих учителей математики, а также предложена методика решения исследовательских задач в процессе обучения дифференциальному и интегральному исчислению, иллюстрированная конкретными примерами. Цель исследования – определить методические основы формирования исследовательской деятельности будущих учителей математики<br>ЯСАУИ УНИВЕРСИТЕТІНІҢ ХАБАРШЫСЫ, №3 (137), 2025<br>ISSN-p 2306-7365<br>ISSN-e 2664-0686<br>374<br>посредством задач. Задачи исследования – изучение методических аспектов формирования исследовательской деятельности будущих учителей математики в педагогических вузах, разработка содержательных и методических рекомендаций по использованию исследовательских задач в процессе обучения дифференциальному и интегральному исчислению. Эффективность методических рекомендаций, предложенных в исследовании, была подтверждена экспериментально в процессе подготовки будущих учителей математики в Южно-Казахстанском педагогическом университете имени О. Жанибекова и Южно-Казахстанском университете имени М. Ауезова. Научная значимость исследования заключается в том, что оно способствует формированию исследовательской деятельности у будущих учителей математики в процессе обучения математическим дисциплинам в вузе, а также совершенствованию их методической подготовки к будущей профессиональной деятельности.</p> А.О. Каратаев, Е.А. Туяков, А. Арикан Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5865 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5866 <p>В статье рассматривается важность качественной подготовки будущих учителей иностранного языка к своим профессиональным обязанностям, в том числе, к исследовательской деятельности, как одной из обязательных функций современного учителя. Показано, что поисково-исследовательская компетенция является одной из важных компетенцией современного учителя, в том числе учителя иностранного языка, рассматривается отличие этой компетенции от других видов исследовательской деятельности, показана роль поисково-исследовательской компетенции в профессиональной деятельности современного учителя.<br>Практическая часть данной статьи описывает методы и технологии которые могут быть использованы для формирования поисково-исследовательской компетенции, как необходимого условия профессиональной деятельности современного учителя, приводится анализ результатов работы студентов по формированию поисково-исследовательской компетенции и представлен итог опытно-экспериментальной работы, как наглядное доказательство эффективности предложенных заданий. Дается детальное описание проведенного опытно-экспериментального обучения студентов, способствующего формированию поисково-исследовательской компетенции. Показана роль преподавателя как наставника и руководителя студентов, будущих учителей иностранного язык по проведению поисково-исследовательской работы, позволяющей формировать у них поисково-исследовательскую компетенцию. Кроме того, поисково-исследовательская компетенция помогает учителям осознать важность непрерывного профессионального развития и постоянного самосовершенствования. Они могут становиться экспертами в своей области знаний и внедрять новые педагогические идеи и инновации в учебный процесс.</p> У.Р. АДИЛЖАНОВА, Д.М. ДЖУСУБАЛИЕВА, А.Б. СРАИЛОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5866 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 БАРЬЕРЫ В ДОСТУПЕ К ОБРАЗОВАНИЮ СРЕДИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В КАЗАХСТАНЕ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5867 <p>Целью данного исследования является выявление барьеров в образовании у детей с особыми образовательными потребностями в Казахстане. Исследование основывается на анализе международных и отечественных нормативных документов, и законодательств, касающихся инклюзивного образования, опубликованных научных статей в данном направлении. Материалами исследования явились целевая выборка 12 обращений родителей из различных регионов Казахстана, предоставленных юридической службой «Права особенного ребенка». В результате их тематического анализа на основе индуктивного подхода были выявлены барьеры 4-х категорий и их причины: административные, социальные, правовые, а также педагогические. Для минимизирования этих препятствий авторами рекомендуется пересмотреть политику инклюзивного образования на законодательном уровне, усилить взаимодействие психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) с родителями, улучшить практическую подготовку учителей по внедрению инклюзии и проводить просветительскую работу среди учеников и администрации школ по устранению предвзятого отношения, стигматизации и дискриминации в отношении детей с особыми образовательными потребностями.</p> К.Р. МУХИТОВА, А.Г. ШАКИБАЕВА, Г.Г. КАСЫМОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5867 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Возможности педагогики Реджио: проектная работа по поддержке индивидуального развития каждого ребенка в инклюзивной среде http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5868 <p>Цель данного исследования – изучить возможности педагогики Реджио и определить способы её реализации в инклюзивной среде через проектную деятельность, направленную на поддержку индивидуального развития каждого ребёнка. Статья направлена на демонстрацию эффективности методологии Реджио, адаптированной к потребностям инклюзивного образования, а также на раскрытие потенциала детей с различными способностями и потребностями.<br>Основным объектом исследования является поддержка индивидуального развития детей в инклюзивной образовательной среде. Анализируется роль методологии Реджио в таких условиях, уделяя внимание развитию творческих и познавательных способностей с учётом уникальных потребностей каждого ребёнка. Одной из ключевых особенностей является ориентированный на ребёнка подход.<br>В педагогике Реджио ребёнок является центральной фигурой образовательного процесса. Интересы и идеи детей становятся основой проектной деятельности, что позволяет развивать их творческие и познавательные способности. Особую роль играет образовательная среда: согласно методологии Реджио, она выступает как «третий педагог». Пространство организуется таким образом, чтобы стимулировать исследовательскую, творческую и коммуникативную активность детей. В инклюзивной среде этот подход помогает учитывать уникальность каждого ребёнка.<br>В ходе написания статьи было отмечено, что проектный метод позволяет детям исследовать свои идеи и работать как индивидуально, так и в коллективе. Такой подход улучшает взаимодействие детей в инклюзивной среде и способствует развитию их социальных навыков.<br>Партнёрство между родителями и педагогами является неотъемлемой частью процесса поддержки развития ребёнка. Это взаимодействие имеет особое значение в инклюзивном образовании.</p> Д.А. Ердембекова, А.И. Булшекбаева, А.Д. Кариев Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5868 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Особенности обучения будущих учителей физики методам создания современных виртуальных лабораторий http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5869 <p>Учитель физики посредством лабораторных работ может пробудить у учащихся интерес к предмету и показать учащимся явления природы с аналитической точки зрения. В статье рассмотрены лабораторные работы, проводимые с использованием виртуальных инструментов, и рассмотрены особенности методики, которые можно использовать, если преподавателю необходимо создать виртуальные инструменты. Обсуждалось состояние лабораторий в школьных кабинетах предметов естествознания в настоящее время. Подчеркивалось, что материально-лабораторных комплексов недостаточно для охвата всех предметов естествознания, что ученик и преподаватель могут проводить лабораторные работы дистанционно через виртуальные лаборатории. В связи с этим рассмотрены технологии использования готовых виртуальных лабораторий и технологии разработки других лабораторных сред в случае их несоответствия предъявляемым требованиям. Предложена технология создания виртуальной лаборатории, раскрывающей природу динамических явлений посредством так называемых компьютерных методов физики. С помощью этой технологии создается виртуальная лабораторная среда под названием «PVL Күш моменті», описывающая взаимодействие сил, изучаются и сравниваются преимущества и недостатки этой среды. Одновременно были определены тенденции создания лабораторий по другим предметам школьной физики, а также обобщены требования к виртуальной лаборатории в школе с целью использования единого алгоритма и определения способностей ученика. Предложены психологические приемы с целью опровержения скептицизма по поводу сложности создания виртуальной среды.<br>В заключении авторы показывают, что виртуальные лаборатории являются инструментом, помогающим понимать и прогнозировать явления природы, и уверены, что больших сложностей в использовании лабораторий нет. Доказывая, что виртуальные лаборатории вносят большой вклад в успешную реализацию утверждаемых в стране образовательных программ, авторы предлагают технологии для их создания.</p> А.Т. КАРИМОВА, Б.А. КУРБАНБЕКОВ Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5869 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Формирование языковой личности современного учителя – условие повышения качества образования http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5870 <p>Статья «Культура речи педагога» описывает пути формирования профессионально-личностных компетенций студентов в рамках элективного курса. Подчеркивается важность формирования языковой личности будущего педагога через развитие его речевой культуры. Указана цель повышения уровня взаимодействия между преподавателем и студентом до уровня «синергической коммуникации» с целью развития речевой культуры будущего педагога. Обновленный контент образования и требования современной педагогики требуют развития языковой личности учителя как неотъемлемой части его профессиональной компетентности. В статье анализируются коммуникативные навыки учителя, культура речи, языковая компетентность и их влияние на качество образования. Также рассматриваются пути и методы развития языковой личности учителя, предлагаются практические рекомендации. Это исследование направлено на улучшение эффективности образовательного процесса путем повышения языкового потенциала современного педагога. Установлено, что действия, развитие личности в образовательном процессе, а также наличие таких когнитивных процессов, как сознание, метапознание, познание, бытие, и ценностей, таких как национальный код, в личности подчеркивают важность преподавания специального элективного курса для развития интеллектуально-личностных качеств педагога и его языковой личности</p> A.K. Тазабек, Ж.Т. Даулетбекова, Ж.И. ИСАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5870 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Развитие методики монологической речи школьников http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5871 <p>В этой статье поднимается проблема развития культуры монологической речи школьников. Цель статьи – представить критерии оценки, связанные с проверкой эффективности методики монологической речи школьников. При написании статьи использовались теоретические, эмпирические и статистические методы исследования.<br>Монологическая речь – это форма устной речи, при которой говорящий выражает свои мысли, идеи или приобретенные знания и опыт посредством непрерывного произношения. Монологическая речь предусматривает наличие навыков выборочного использования языковых средств в общении и некоторых неязыковых коммуникативных средств в передаче мысли.Всесторонне проанализированы различные подходы к методике монологической речи. Было предложено семь критериев оценки навыков монологической речи: пять основных и два дополнительных. Баллы уточнялись по шкале, составленной по каждому критерию. Предложенные критерии оценки были использованы в методическом эксперименте, проведенном в школе «Жалын» г. Шымкент. Рассматриваемый эксперимент направлен на проверку эффективности разработанной методики обучения учащихся школьного возраста монологическому произведению. В рамках методического эксперимента были сформированы три экспериментальные группы из учащихся 9 классов, всего приняли участие 34 учащихся. Проведенный эксперимент подтвердил эффективность предложенной методики.</p> Б.С. БЕЙСЕНБАЕВА, А.К. РАУАНДИНА, Г.К. Жылкыбай Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5871 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Оценка уровня знаний будущих педагогов начального образования в области кибербезопасности http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5872 <p>Информационная безопасность является одной из актуальных проблем современного общества. Несмотря на то, что новые технологии обмена информацией быстры и эффективны, проблемы, связанные с конфиденциальностью и безопасностью данных, продолжают увеличиваться. Эти угрозы играют особенно важную роль в сфере образования. Целью данного исследования было оценить уровень знаний в области кибербезопасности среди будущих учителей начального образования в Кызылординском университете имени Коркыт Ата. Основной задачей исследования было определить уровень знаний студентов в области кибербезопасности и факторы, которые на это влияют. К таким факторам относятся: пол, курс обучения, участие в специализированных курсах и используемые на занятиях устройства. В исследовании использовался количественный метод. Для анализа данных была применена программа SPSS Statistics 29, которая является эффективным инструментом для обработки данных, проведения статистического анализа и визуализации результатов. В процессе анализа использовались следующие статистические методы: тест Манна-Уитни – для оценки различий между двумя независимыми группами; критерий Краскела-Уоллиса – для выявления различий между несколькими независимыми группами; корреляционный анализ – для определения связей между переменными; коэффициент альфа Кронбаха – для оценки надежности анкеты. Не было выявлено статистически значимых различий в уровне знаний о кибербезопасности в зависимости от пола (p=0.817); студенты старших курсов (3 и 4 курсы) показали значительно более высокий уровень знаний по сравнению с младшими курсами (1 и 2 курсы) (p=0.037). У студентов, прошедших специализированные курсы, уровень знаний был выше, чем у тех, кто их не проходил, но это различие не было статистически значимым (p=0.097). Уровень знаний студентов, использующих мобильные телефоны на занятиях, не отличался от уровня знаний студентов, использующих ноутбуки, планшеты или стационарные компьютеры (p=0.456). Результаты исследования подчеркивают важность образования в области кибербезопасности, особенно для студентов старших курсов. Кроме того, широкое использование мобильных устройств указывает на необходимость улучшения методов обучения, связанных с кибербезопасностью. Данное исследование предоставляет основу для дальнейших исследований, направленных на повышение знаний в этой области.</p> А.А. АМЗЕЕВА, А.Е. ЖҰМАБАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5872 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Интеграция цифровых технологий в обучение географии: развитие аналитического и пространственного мышления учащихся http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5873 <p>Актуальность данного исследования заключается в необходимости развития предметных умений учащихся посредством эффективного использования цифровых технологий в современной образовательной системе. Цель исследования – определить пути развития знаний, умений и компетенций учащихся через применение цифровых технологий в преподавании географии. В исследовании использовались методы теоретического анализа. Кроме того, были сопоставлены отечественные и зарубежные практики с применением метаанализа. Эффективность цифровых технологий была проанализирована. Для сбора данных использовались методы анкетирования, а полученные результаты обрабатывались с использованием математико-статистических методов. Было установлено, что применение цифровых технологий положительно влияет на образовательный процесс. Значение Z составило 7,731 при p-значении &lt; 0,001. При уровне значимости α = 0,050 нулевая гипотеза была отвергнута. Расчёт t-статистики дал результат t = 3.3130 при степени свободы df = 103. Значение p составило 0,001, что меньше 0,05, что указывает на статистически значимую разницу между двумя группами. Результаты исследования показали, что использование цифровых технологий на уроках географии способствует развитию пространственного мышления, навыков чтения карт и анализа у учащихся, а также подчеркивает важность повышения их цифровой грамотности.</p> С. ЖОРАБАЙ, Е. ТУЛЕГЕНОВ, С. ГУНГЕР Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5873 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Сущность понятия профессиональной компетентности педагога и особенности ее формирования http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5874 <p>Одним из приоритетных направлений деятельности современных казахстанских педагогов является совершенствование профессионального мастерства педагогов путем применения и распространения передового опыта. Поэтому сфера образования должна быть активной и мобильной, ориентированной на педагога, который активно занимается своим делом, четко понимает свои профессиональные цели и оптимистично относится ко всем новым и инновациям.<br>Главный вопрос, который мы рассматриваем в нашей статье, также является результатом наших поисков ответа на этот вопрос. На сегодняшний день «компетентность» – одно из основных базовых понятий в педагогической науке.<br>Многие исследователи отмечают, что понятие компетентности гораздо шире понятий знаний, умений, навыков. Понятие компетентности предполагает как направленность личности, так и ее способность преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, рациональность, гибкость мышления. Отличие компетентности от навыка делается осознанно, а в отличие от умения оно очень подвержено изменениям и совершенствованию, в отличие от знания оно принимает форму созерцательного действия (осуществляемого на реальной практике или мыслительного труда).<br>Поэтому современная система образования в Казахстане должна быть ориентирована на активного и мобильного учителя, который проявляет инициативу в своей работе, четко знает свои профессиональные цели, открыт ко всему новому и оптимистично относится к инновациям.</p> Н.Б. Жангир, М.К. ТУЙЕБАЕВ Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5874 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000 Исследование по использованию искусственного интеллекта в обучении будущих учителей физики http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5875 <p>В настоящее время стремительное развитие искусственного интеллекта оказывает влияние на различные сферы общества, включая сферу образования. Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс является одной из главных тенденций современности. Вопрос эффективного использования возможностей искусственного интеллекта становится всё более актуальным. С этой целью необходимо изучение компетенций, связанных с ИИ.<br>В статье проанализирован опыт применения искусственного интеллекта зарубежными и отечественными учеными. Также рассмотрены вопросы обучения основам искусственного интеллекта в подготовке будущих учителей физики. На этой основе были проанализированы возможности, перспективы и риски применения ИИ в процессах преподавания и обучения в высших учебных заведениях. Кроме того, проведён сравнительный анализ форм применения ИИ-инструментов и их эффективности. Методы обучения с использованием искусственного интеллекта сопоставлены с традиционными методами.<br>С целью определения уровня использования ИИ преподавателями и студентами был проведён опрос среди преподавателей и студентов кафедр физики следующих университетах: КазНПУ имени Абая (г. Алматы), Южно-Казахстанский педагогический университет имени У. Жанибекова и ЮКИУ имени М. Ауэзова (г. Шымкент), Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави (г. Туркестан), Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова (г. Усть-Каменогорск). В опросе приняли участие 39 преподавателей и 273 студента. По результатам опроса установлено, что использование ИИ повышает мотивацию студентов к обучению, а преподавателям позволяет экономить время. Для оценки надёжности результатов исследования был использован коэффициент α Кронбаха. Вместе с тем были выявлены беспокойства, связанные с этическими и техническими аспектами использования ИИ, а также рассмотрены возможные пути их решения. Также было установлено, что ИИ широко используется при разработке виртуальных лабораторий по физике. В ходе исследования были определены важные направления и возможности для будущих исследований.<br>Ключевые слова: искусственный интеллект, система образования, будущие</p> Ж.С. МАЛИКОВА, Т.А. ТУРМАМБЕКОВ, Б.С. УАЛИХАНОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5875 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0000