Вестник университета Ясави http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy <div> <div>Журнал "Ясауи университетінің хабаршысы" был создан под учредительством университета. 8 октября 1996 г. зарегистрирован в Национальном Агентстве по делам печати и массовой информации Республики Казахстан и выдано свидетельство №232. Индекс №75637. Журнал в 2015 году был перерегистрирован в Комитете связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и выдано свидетельство №232-Ж. С 2013 года журнал зарегистрирован в центре ISSN (Международный стандартный серийный номер) в г. Париже. ISSN 2306-7365. е-ISSN 2664-0686. Периодичность журнала: ежеквартально 4 раза в год.</div> </div> ru-RU khabarshi.iktu@ayu.edu.kz (Habarshy) khabarshi.iktu@ayu.edu.kz (Habarshy) Mon, 30 Dec 2024 13:32:29 +0000 OJS 3.3.0.8 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Адаптация системы экологического просвещения в интересах устойчивого развития http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4493 <p>В статье рассматриваются возможности адаптации экологического образования молодежи на всех его уровнях, распространения экологических знаний и формирования практических навыков по защите окружающей среды, которые являются своевременными в условиях создавшегося потребительского поведения человечества. Цель исследования – определить главные условия формирования экологической культуры и образования как комплексного подхода, укрепить преемственность и неразрывность образовательных программ в рамках практической реализации экологических стратегий, принятых в Казахстане.</p> <p>Используя данные аналитического отчета о результатах исследования осведомлённости населения Республики Казахстан об изменении климата, представленного ПРООН в 2022 году, определены и оценены уровень знания, поведение и практический опыт населения по важным вопросам охраны окружающей среды. Результаты исследования послужили также критерием оценки эффективности программ, направленных на повышение экологической образованности и реформирование системы экологического просвещения в интересах устойчивого развития. Исследование позволило выявить ситуацию, сложившуюся в отношении окружающей среды в контексте экологического образования населения Казахстана и разработать адаптивные меры повышения уровня экологической культуры и образованности молодого поколения. А также для реализации целей и задач «зеленых» университетов изучены возможности адаптации опыта зарубежных университетов- «лидеров» к программам бакалавриата университета Нархоз по направлению «Окружающая среда и устойчивое развитие».</p> К. Стамкулова, А. Даулбаева Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4493 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Трансформация как осознание причинно-следственных связей исследовательской деятельности и умение их применять в соответствии с поставленными целями и задачами http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4494 <p>В условиях глобальных трансформационных процессов, происходящих в мировом образовательном пространстве, все более очевидной становится взаимозависимость общественного развития и образования. Цель данного исследования заключается в анализе глубинных изменений в субъекте учебно-исследовательской деятельности и их влиянии на педагогическую культуру. В исследовании рассматриваются факторы, способствующие трансформации субъекта, включая запросы общества, уровень развития системы образования, педагогическую теорию и технологию, а также индивидуальные особенности. Особое внимание уделяется наставнической практике как условию эффективного формирования генеративности субъектов, способствующей их мотивации и удержанию в профессии. Исследование основывается на анализе зарубежного опыта модернизации и реформирования образовательной практики, выявляя стрессовые состояния, вызванные быстрыми изменениями и противоречиями между актуальными требованиями образования и пониманием динамики будущего. Гипотеза исследования вытекает из противоречия между существующими теориями образования и научным понятием «трансформация личности». Модернизация образования и смещение акцентов на человеческое развитие вместо удовлетворения потребностей способствовали формированию нового подхода к самовыражению и раскрытию потенциала личности.</p> <p>В качестве метода исследования использовался педагогический эксперимент, целью которого было определить и сравнительно проанализировать влияние конкретных факторов и условий на процесс осознания причинно-следственных связей в профессиональной и исследовательской деятельности и их применение в соответствии с установленными целями и задачами. В эксперименте участвовали 52 магистранта и докторанта. Методом исследования был использован фронтальный письменный опрос, целью которого было получение данных о готовности респондентов к педагогической и исследовательской деятельности, а также о способности преодолевать трудности и применять причинно-следственные связи в своей профессиональной деятельности. Эксперимент позволил измерить параметры и результаты процесса осознания индивидуумом своих способностей и возможностей. В заключение, исследование демонстрирует необходимость адаптации образовательных стандартов к современным реалиям и более глубокого понимания причинно-следственных связей в процессе трансформации.</p> Н.А. Абишев, Р.С. Желдибаева Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4494 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Основные дидактические принципы построения цифрового учебно-методического комплекса по физике http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4496 <p>В этой работе описаны фундаментальные дидактические принципы построения цифрового учебно-методического комплекса по физике. В нем рассматриваются такие аспекты, как индивидуализация обучения, взаимодействие преподавателя и студента, интерактивность материалов, доступность и простота использования, а также максимальное использование современных технологий для эффективного обучения. Особое внимание уделяется разработке интерактивных заданий, визуализации материала, возможности оценивать знания и получать обратную связь. Такой подход делает обучение более увлекательным, доступным и эффективным для студентов. Данный комплекс предназначен для эффективной организации обучения и повышения мотивации учащихся. В первую очередь, необходимо учитывать принцип индивидуализации учебного процесса. Цифровой учебно-методический комплекс должен предлагать задания различного уровня, которые позволят каждому студенту реализовать свои способности и потребности. Еще одним важным принципом является активное участие студента в образовательном процессе. Интерактивные упражнения, лабораторные работы и визуализация физических явлений должны быть включены в цифровой комплекс, чтобы стимулировать активное вовлечение учащихся в учебный процесс. При создании цифрового учебно-методического комплекса необходимо учитывать фундаментальные принципы, а также их связь с реальным миром и применимость. Студентам важно видеть, как изучаемые физические законы и явления применяются в повседневной жизни. Это повысит интерес и мотивацию студентов к изучению предмета. Цифровой учебно-методический комплекс по физике, основанный на этих дидактических принципах, будет способствовать повышению качества образования и эффективности учебного процесса. Были показаны цифровой учебно-методический комплекс, который будет способствовать глубокому пониманию физики учащимися. А также&nbsp; внедрены современные цифровые технологии в образовательный процесс, чтобы повысить мотивацию и интерес студентов к изучению физики. Данный принцип предполагает, что в центре обучения находится личность ученика во всей совокупности ее индивидуальных, личностных качеств. Этот дидактический принцип предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся в процессе занятий. Определены методы и формы организации работы учащихся с цифровой учебно-методическим комплексом, включая как самостоятельное, так и групповое обучение. Цели и задачи помогли создать целостный и эффективный цифровой учебно-методический комплекс по физике, который будет отвечать современным требованиям образовательного процесса.</p> Г. Ревалде, И. Есенгабылов, Г. Жапсарбай Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4496 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Неформальное обучение на платформе Coursera: опыт регионального вуза http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4500 <p>В данной статье рассматривается применение массовых открытых онлайн-курсов на платформе Coursera как ресурса для неформального образования в Республике Казахстан. Авторы определяют неформальное образование как одну из стратегий личностного и профессионального развития обучающихся. Цель исследования заключается в определении эффективности массовых открытых онлайн курсов для повышения языкового уровня обучающихся языковых специальностей. Авторами представлены результаты, полученные в процессе исследования с использованием комплекса методов: теоретического и сравнительно-сопоставительного анализа, контент-анализа, педагогического эксперимента и тестирования. В работе применялись методы математической статистики, такие как непараметрический статистический критерий U-критерий Манна-Уитни и программа SPSS Statistics 27.0. В педагогическом эксперименте приняли участие 68 студентов 3 курса обучения образовательной программы «Иностранный язык: два иностранных языка» Павлодарского педагогического университета имени Әлкей Марғұлана. Данные были собраны на 4 массовых открытых онлайн курсах на платформе Coursera: “Work Smarter, Not Harder: Time Management for Personal &amp; Professional Productivity”, “ProgrammingforEverybody (GettingStartedwithPython)”, “ProjectManagement: TheBasicsforSuccess”, “Leading teams: Building Effective Team Cultures”. Предпринятое эмпирическое исследование и сделанные выводы продемонстрировали, что массовые открытые онлайн курсы на платформе Coursera повышают уровень владения языка на 23,6% и позволяют студентам реализовать целевые установки вне университета, а также развивать метакогнитивные способности.</p> Ш.Ж. Алимова, Ж.З. Оспанова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4500 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Обучение студентов университета навыкам говорения при использовании наречий: педагогический подход http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4501 <p>В данном исследовании изучается обучение наречиям как инструменту для улучшения навыков устного общения студентов университета. Исследование сосредоточено на понимании того, как наречия могут улучшить ясность, акцент и беглость разговорной речи, в конечном итоге способствуя более эффективному общению. В исследовании используется смешанный методический подход, включая качественный и количественный анализ речевых показателей студентов университета до и после целевых вмешательств, сосредоточенных на использовании наречий. Была проведена серия семинаров, практических упражнений и сеансов обратной связи, чтобы познакомить студентов с различными типами наречий (манера, место, время, степень, частота) и их ролью в речи. Результаты показывают заметное улучшение способности студентов целенаправленно использовать наречия, что приводит к более нюансированной, ясной и увлекательной речи. В результате исследования автор приходит к выводу, что педагогика, ориентированная на наречия, не только улучшает вербальное общение, но и способствует большему самосознанию студентов относительно того, как они создают свои устные сообщения.</p> <p>В статье излагаются пути обучения студентов наречиям через речевую деятельность педагогом – человеком, который в современных условиях играет ключевую роль в образовании будущих специалистов, повышении их квалификации, развитии национальной духовности.</p> С. Нургали Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4501 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Нравственный потенциал казахских дидактических произведений в процессе формирования нравственной личности http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4513 <p>Целью данной статьи является выявление и обоснование нравственного потенциала казахских дидактических произведений, способствующих нравственному воспитанию учащихся начального класса. В литературе казахского народа функции дидактических произведений рассматриваются с точки зрения просветительско-воспитательных, художественно-эстетических особенностей: гуманистическая; познавательная; эстетическая; информационная; управляюще-направляющая. Воспитание нравственности и гуманности имеет широкий спектр, в содержание которого входит множество качеств как: уважение к старшим, признание их авторитета, уважение к трудящимся, забота о старших и младших, честность, скромность, целеустремленность, правдивость, решительность, активность, отвага, настойчивость, сдержанность, организованность, которые ведут к большим высотам гуманности. Такие качества дети приобретают в раннем возрасте из сказок и героических эпосов, а в зрелом возрасте – из литературных произведений искусства.</p> <p>Актуальность исследования заключается в необходимости обращения к ценностям традиционно-педагогической культуры в целях конкретизации нравственных ориентиров воспитания школьников. В качестве методов исследования были выбраны: теоретические методы исследования, метод теоретического моделирования, анализ научной литературы, систематизация, обобщение данных. Для изучения состояния проблемы нравственного воспитания младших школьников и определения воспитательных функций казахских дидактических произведений были использованы все эти методы. Авторы статьи анализируют современное состояние проблемы и выявляют теоретические основы нравственного воспитания учащихся младших классов средствами казахских дидактических произведений и раскрывают их нравственный потенциал. Авторы проанализировали научные публикации, направленные на изучение понятия «нравственное воспитания» и его сторон в педагогической науке. Авторы разбирают воспитательные функции дидактических произведений. В результате нравственного воспитания учащихся младших классов средствами казахских дидактических произведений, происходит целенаправленный, непрерывный и последовательный, педагогически организованный процесс освоения ценностей фольклора, обеспечивающих нравственное становление учащихся младших классов.</p> Г.А. Белгибаева , Н.А. Сейткулов , Д.М. Даулеталиева Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4513 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Показатели оценки производительности учебного процесса http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4514 <p>The educational process and its productivity are considered an issue of interest to teachers. Many studies indicate that the learning process should be considered according to the components of the action process, including: motivational, operational, procedural, and reflexive-evaluative. These components, in turn, are offered as components that improve the quality of education and the productivity of learning in terms of the activities of the teacher and students during training.</p> <p>According to the research data, the main factors affecting the productivity of learning have been identified, the main ones are: educational materials studied by students, organizational and pedagogical impact in teaching, student learning opportunities, and temporary factors in the implementation of educational work. In addition, the results of an organized learning process (knowledge, actions, and product) can be the results of productive learning.</p> <p>As indicators of evaluating the effectiveness of learning: increasing the level of education of students and their education during the organized educational process; the implementation of practical cases and skills of students; mental development of students; the ability of students to apply the theoretical information received in practice; students learn to study, assimilate and read material consciously, be able to express thoughts through collective thinking about something; the students' worldview, introspection, and education, etc. it is also said that it should be accepted.</p> <p>In this article, as an indicator of the effectiveness of the training process: so that students sufficiently master educational, organizational, information, and business skills; so that students consciously provide reflection and feedback to the teacher, student, and students; improving the level of education of students (according to Bloom's taxonomy); implementation by students of practical cases and skills or psychomotor skills; it is recommended to achieve a stable emotional and value attitude of students to the educational process.</p> Ж. Абдиева, Б.Т. Ортаев , А.И. Исаев Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4514 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Использование цифровых технологий обучения в дисциплинах филологического цикла http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4515 <p>Вопрос об эффективности использования цифровых технологий при обучении языкам в высшей школе очень важен для современного образования. С одной стороны, изучение языка традиционно предполагает использование специальных упражнений для закрепления навыков, письменные задания и работу по развитию речи студентов. С другой стороны, без использования информационно-коммуникативных технологий современный образовательный процесс невозможен.</p> <p>В статье рассматривается использование цифровых технологий в обучении русскому и английскому языкам, анализируется влияние таких технологий на изучение языков. Особое внимание уделяется современным методам интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, включая онлайн-платформы, интерактивные приложения, виртуальные классы, боты. Анализируются преимущества использования цифровых инструментов для развития навыков чтения, письма, говорения и аудирования. Приводятся примеры успешной реализации цифровых технологий в языковом обучении, а также обсуждаются педагогические подходы, способствующие повышению мотивации и успеваемости учащихся.</p> <p>Цифровые технологии представляют собой перспективное средство для повышения эффективности обучения языкам при условии их рационального применения. Проведенное исследование и его результаты наглядно показывают, что учебный процесс филологических дисциплин должен идти в ногу со временем.</p> Р.Н. Шаршова, Ж.Х. Салханова, Б.Н. Наубай Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4515 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Развитие инновационных навыков учащихся начальных классов с помощью робототехники http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4516 <p>Целью статьи является изучение и выявление влияния обучения робототехнике в начальной школе на развитие инновационных навыков учащихся (навыков общения, взаимодействия и самостоятельного принятия решений учащимися). Учитывая потребность в современной рабочей силе в XXI веке, в статье выяснялось, как практические занятия робототехникой способствуют развитию креативности, критического мышления, умения решать проблемы и работать в команде у учащихся начальной школы. Проанализированы исследования о влиянии преподавания робототехники на учащихся начальной школы, которые, как показано, способствуют обогащению образовательного пространства и интеграции инновационных педагогических подходов для лучшей подготовки учащихся к будущим задачам.</p> <p>Основные результаты исследования демонстрируют значительное улучшение инновационных навыков младших школьников благодаря обучению робототехнике. Практическое занятие робототехникой сопровождалось ростом творчества, критического мышления, умения решать проблемы и сотрудничать. Интеграция робототехники в учебный процесс успешно объединяла теоретические знания с практическим применением, укрепляя основные концепции STEM. Влияние данного подхода простирается за пределы учебного контекста, позволяя рассматривать робототехническое образование как динамичную платформу для развития интересов и инноваций. Развитие у детей навыков решения проблем через конкретные задания и коллаборативное обучение помогает подготовить их к технологическому будущему. Понимая многогранные преимущества обучения робототехнике для развития инновационных навыков, педагоги могут сыграть важную роль в подготовке учащихся к успеху в постоянно меняющемся мире XXI века. Данное исследование вносит значимый вклад в обсуждение инновационных педагогических подходов, акцентируя внимание на необходимости целостного образования, выходящего за рамки традиционных учебных структур.</p> Н.С. Каратаев, Халил Ибрахим Бюльбюль, Б.С. Уалиханова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4516 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Методы и приемы формирования национальных ценностей у учащихся посредством интервью http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4517 <p>Статья посвящена актуальному вопросу современной системы образования – методическим возможностям формирования национальных ценностей у учащихся. Во введении авторы обосновали значимость национального воспитания в рамках образовательной политики. В разделе «Методы исследования и материалы» авторы приходят к заключению, что национальные особенности казахского народа отчетливо идентифицируются по поведению женщин и мужчин, их взаимоотношениям друг с другом и приводят мнения ученых из источников данного направления. Данные взгляды впоследствии послужили основой выбора ресурсов и заданий для экспериментальных факультативных занятий.</p> <p>Авторы изучили обновленную образовательную программу и систематизировали образовательные цели, обозначив интервью как ресурс обучения. В соответствии с указанными целями разработаны и представлены специальные задания для экспериментальных занятий, проводимых в качестве факультативов. Исходя из потребностей и интересов современной молодежи, были выбраны методы и приемы, категории ресурсов. Авторы остановили свой выбор и рекомендовали в качестве ресурса интервью, которое по тематике и содержанию способствует развитию национальных ценностей у учащихся.</p> <p>В содержании отобранных интервью всецело раскрываются такие ценности, как скромность, смирение, доброта, уважение к старшим, патриотизм, семейные ценности, которые наглядно отражают национальные особенности казахского народа. Задания, представленные для анализа интервью, направлены не только на выявление и восприятие указанных ценностей, но и на их углубленный анализ и осмысление. Также они отличаются тем, что имеют практический характер и дают возможность развивать самостоятельное мышление и творческие навыки учащихся.</p> <p>На основании собственной рефлексии на экспериментальных уроках исследователи представляют конкретные результаты и, резюмируя исследование, раскрывают методические условия развития национальных ценностей у учащихся посредством интервью.</p> <p>В разделе «Анализ и результаты» авторы предлагают критерии измерения заранее намеченных результатов. Согласно этим критериям, выявляются итоги факультативных занятий на тему «Развитие национальных ценностей у учащихся посредством интервью».</p> <p>В заключении авторы определяют дидактические условия, позволяющие формировать национальные ценности посредством интервью.</p> Б. Акмагамбетова, Г. Сәрсеке Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4517 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Значение обучения ценностям и его влияние на развитие характера http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4518 <p>Цель исследования – изучить значение обучения ценностям и его влияния на развитие характера. Обучение ценностям – это образовательный подход, который поддерживает развитие характера обучающихся и их социализацию, прививая им этические и общечеловеческие ценности. Такой тип обучения побуждает учащихся быть хорошими людьми, помогая им принять такие ценности, как сочувствие, терпимость, уважение, ответственность, честность и справедливость.</p> <p>Воспитание ценностей способствует развитию характера учащихся и их положительных личностных качеств. Эти качества являются важной основой успеха обучающихся в социальной жизни и их карьере. Благодаря такому воспитанию учащиеся принимают человеческие ценности и вносят позитивный вклад в жизнь общества, руководствуясь ими в своей жизни.</p> <p>Обучение ценностям должно проводиться не только в школе, но и в семье, обществе. Если семьи и общество придадут большое значение воспитанию ценностей, это поможет учащимся лучше усвоить и применить ценности на практике. Преподаватели должны играть активную роль в разъяснении учащимся важности ценностей и их интеграции в реальную жизнь.</p> <p>Данное исследование приводит доказательства того, что молодые люди, обучающиеся ценностям, повышают свое общественное самосознание и социализацию, находя ответы в своем поиске смысла жизни, повышается их уверенность в себе, усиливается участие во внутригрупповом сотрудничестве, а также в положительную сторону меняется их восприятие себя как члена общества. Источниками сведений для данного исследования являются интервью и собеседования, проведенные нами в качестве участника-наблюдателя. При оценке результатов отдавалось предпочтение описательной интерпретации, чтобы сделать анализ комфортным для читателя. Для анализа качественных данных использовался метод контент-анализа.</p> С.Б. Мухамедалы, О Баш, А.А. Куралбаева Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4518 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Развитие прагматических навыков и навыков самоэффективности у студентов путем написания электронных писем http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4519 <p>&nbsp;</p> <p>В настоящее время растет важность развития прагматических навыков и самоэффективности среди студентов. В этом исследовании изучаются прагматическая компетентность и навыки самоэффективности студентов путем анализа запросов по электронной почте. Прагматическая компетентность – это социальный контекст, в котором важно эффективное общение, включая понимание и правильное использование языка. Прагматическая компетентность стала неотъемлемой частью усвоения языка, поскольку хороших языковых знаний было бы недостаточно для успешной коммуникации. Поскольку общение по электронной почте становится все более распространенным в академической и профессиональной среде, важно развивать у студентов прагматические навыки и навыки самоэффективности. Более того, электронная почта стала официальным средством коммуникации между преподавателями и студентами в высших учебных заведениях. Студенты часто используют корпоративную почту для запросов, которые могут быть как в рамках обязанностей преподавателей, так и за их пределами, например, для получения дополнительных заданий, рекомендательных писем или назначения личных встреч. Это означает, что отправка запросов, как правило, является обычным делом в высших учебных заведениях; однако, это по-прежнему является проблемой для студентов. Учитывая субординацию, культурные нормы и другие социолингвистические факторы, написание электронных писем учителям требует достаточных знаний прагматики. Авторы этого исследования изучают прагматическую компетентность студентов и навыки самоэффективности в контексте казахстанского высшего образования, дают ценную информацию о трудностях и вносят предложения по улучшению навыков&nbsp; преподавания письменной речи.</p> А. Жорабекова, Г.К. Касымова, В. Сюй Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4519 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Театральное искусство как форма психолого-педагогического сопровождения подростков с признаками социальной и личностной дезадаптации http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4520 <p>В данной статье представлен взгляд на театральный кружок как на способ развития личности подростка и средство повышения стрессоустойчивости и профилактики развития социальной дезадаптации. Главная цель организации школьного кружка по театральному искусству заключается в установлении связи между исполнителями и аудиторией, а также в возможности для зрителей переживать эмоции, задумываться над глубинным смыслом происходящего и наслаждаться эстетикой представления. Театральное искусство играет важную роль в образовательных целях и в привлечении подростков к участию в театральном кружке, что помогает им справляться с различными стрессами, возрастными конфликтами и проблемами адаптации. В ходе исследовательской работы для определения и уточнения данных использованы методы теоретического анализа, обобщения, синтеза имеющегося теоретического и методологического материала по предмету исследования, методология определения самооценки психических состояний Г.&nbsp;Айзенка, методика определения уровня эмпатических способностей В.В.&nbsp;Бойко. Согласно исследованиям, наиболее чувствительным показателем стресса является психологический, а не физиологический уровень адаптации. Основная задача педагогов – подготовить профессионально вооруженную личность, отвечающую требованиям современного цивилизованного общества. В ходе исследования проведена поисковая работа по выявлению стрессоустойчивости подростков, развитию личностных качеств, противодействию психологическим перенапряжениям, профилактике психосоматических заболеваний. Приобретая знания, подросток совершенствует свой ум, развивает характер, а чистоту своего внутреннего духовного мира обогащает искусством. Результаты показали, что благодаря живому общению и способности выражать свои эмоции через творчество в театральном кружке подростки развили свои эмпатические способности, повысили уровень стрессоустойчивости, что привело к успешной социальной адаптации.</p> А.У. Ибраева , У.М. Абдигапбарова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4520 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Сравнительный педагогический анализ системы высшего образования в Казахстане и Турции http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4521 <p>Проведен сравнительный педагогический анализ системы высшего образования Турции и Казахстана. В структуре системы высшего образования этих стран тщательно прослеживается сходство трансформационных компонентов. В этих странах система высшего образования состоит из 3 основных степеней: бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Условия исследования схожи. По причине уникальности каждой системы в казахстанской системе образования существует множество уникальных компонентов. Суть формирования этих стран заключается в способе развития, реализации плана, признании прогресса и создании идеального будущего. Основное внимание уделяется тому, что этим странам нужны профессионально подготовленные и квалифицированные специалисты, поскольку они должны развивать свою экономику.</p> <p>&nbsp;Если рассматривать систему образования продвинутых стран, то можно сделать вывод, что данная система является полностью декоммунизированной многоступенчатой, в том числе и в сфере высшего образования, существуют различия в индивидуальности прямой связи между этими периодами.</p> <p>Рассматривается проблема декоммунизации взаимосвязи между привлечением значительных инвестиций в высшее образование и последующими результатами на основе сравнительного анализа образовательных систем разных стран.</p> <p>&nbsp;В результате анализа нормативных правовых актов и научной литературы определены стратегии улучшения высшего образования в международной системе образования. Выявлены особенности системы высшего образования Казахстана, определены основные тенденции и принципы ее совершенствования.Определены и сопоставлены этапы становления и развития турецкой системы высшего образования. Было установлено, что две страны обмениваются опытом друг с другом.</p> З. Aльптекин , К.А. Жолдасбекова , Д.Б. Ешенкулова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4521 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Развитие творческих способностей учеников посредством изучения фольклорных жанров http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4522 <p>Авторы статьи затрагивают вопросы продуктивной организации образовательного процесса и обучения в направлении развития творческих способностей учащихся посредством изучения фольклорному жанру. Исследуются актуальные вопросы, и предлагаются свежие идеи, касающиеся потенциала восприятия информации, творческих способностей и качественных образовательных исследований с точки зрения требований времени. Фольклорный жанр, наряду с освещением особенностей современных поколений, представляет собой обширный информационный канал, который подталкивает систематически учиться и углубляет кругозор. Поэтому, обосновывая то, что метапознание является источником, работа также показывает что оно станет основой для творческого поиска и повышения функциональной грамотности учащихся.</p> <p>В статье раскрываются образовательные парадигмы в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5-8 классов, развивающие методы обучения и результаты практики. Рассматриваются психолого-педагогические аспекты обучения фольклорному жанру, и помимо усвоения знаний, уделяется внимание глубокому познанию воспитательной ценности и значения литературного наследия народа. Подчеркивается роль ценностей фольклорного жанра в развитии творчества и личностных качеств учащихся.</p> <p>Авторы размышляют о педагогическом мастерстве и о важности качественного обучения фольклорным произведениям, являющимся благородным источником национальной культуры, которое в эпоху глобализации способствует тому, чтобы учащиеся не только хорошо знали национальную культуру, но и сами пропагандировали ее, узнавали на уровне лучших образцов мировой культуры. В данном аспекте главная цель состояла в том, чтобы преподавать фольклорный жанр, прививая его ценности на протяжении поколений и делиться знаниями о реализованных в этом направлении поисках результативного опыта. Это шаг, соответствующий требованию времени. Статья, основанная на новом подходе к проблеме обучения фольклорному жанру и результатах проделанной работы, может стать основой ориентира поисков и исследований по изучению фольклора и литературы для будущих специалистов-предметников.</p> Г.К. Жапишева , П.М. Адиева Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4522 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Задача-ориентированный метод подготовки педагога-информатика к использованию искусственного интеллекта http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4523 <p>искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения. Авторы, на основе краткого обзора и анализа опыта использования ИИ в педагогическом процессе, а также научных форумов EUSPN 2023 и ICTH 2023, потенциалов и проблем ИИ в образовании отмечают, что существует противоречие между необходимостью применения ИИ технологий в подготовке будущего учителя информатики и отсутствием разработки оптимальной и конкретной модели применения ИИ технологий в подготовке педагога. Это противоречие свидетельствует о том, что проблема подготовки учителя информатики к использованию искусственного интеллекта (ИИ) становится все более актуальной.</p> <p>Основу методики реализации работы составляет идея о том, что «фундаментальную роль в подготовке учителя информатики играют объективные законы образовательного процесса и грамотное использование технологий ИИ».</p> <p>В статье определены проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования. Выявлены условия использования технологий искусственного интеллекта в учебном процессе вуза:</p> <p>- выбор решения открытых задач в качестве задач, решаемых педагогом-информатиком в учебном процессе;</p> <p>- использование ChatGPT и Copilot для решения открытых задач, как средство подготовки педагога-информатика к использованию технологии искусственного интеллекта в учебном процессе.</p> <p>В заключении сделан вывод о том, что использование технологии ИИ ChatGPT и Copilot в решении открытых задач при подготовке педагога-информатика обеспечивает знания педагогом объективных законов созидательного процесса и формирует интеллект полисубъекта своей профессиональной деятельности, тем самым, повышает эффективность поготовки.</p> А.А. Амирбеков , К.М. Беркимбаев , А.Б. Ибашова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4523 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов на основе казахских этнопсихологических особенностей и этнопедагогических традиций http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4524 <p>Каждое государство и народ, воспитывая своё будущее поколение, должны опираться на национальные духовные ценности, традиции и основные принципы национального воспитания. Основы национального образования и воспитания закладываются в начальной школе. Поэтому учителя начальных классов — это профессионалы, которые обучают только что переступивших порог школы учеников важным жизненным факторам и правилам поведения в обществе. В современном обществе от этих специалистов требуется глубокое педагогическое и психологическое знание, а также профессиональное мастерство, так как решение ключевых задач начального образования является актуальной проблемой. Актуальность исследования заключается в описании теоретического и практического процесса подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями современной начальной школы. В области педагогических наук процесс развития ключевых компетенций и образовательных результатов, необходимых для учителей начальных классов, имеет решающее значение в национальной образовательной системе. В этой связи в статье предлагается методика эффективной организации процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, основанная на этнопсихологических особенностях и этнопедагогических традициях казахского народа.</p> <p>Статья имеет теоретическую и практическую значимость. Опыт подготовки будущих учителей начальных классов, основанный на казахских этнопсихологических особенностях и этнопедагогических традициях, можно использовать в преподавании таких дисциплин, как теория и методика педагогики и воспитательной работы. В ходе исследования на основе содержательного анализа практических и экспериментальных работ были разработаны рекомендации по профессиональной подготовке будущих учителей. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных программах по педагогике и методике начального обучения в качестве модели подготовки будущих учителей, основанной на этнопсихологических особенностях и этнопедагогических традициях казахского народа.</p> С. Жузеев , А.К. Мошкалов , М. Жайлауова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4524 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Глобальные компетенции в географическом образовании для устойчивого развития http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4525 <p>Глобальные компетенции в географическом образовании для устойчивого развития это – набор ключевых навыков и знаний, которые необходимы для решения глобальных проблем, таких как изменение климата, неравенство между людьми, бедность и другие вызовы нашего времени. Эти компетенции включают в себя географическое мышление, экологическую осведомленность, межкультурную коммуникацию, глобальную гражданственность и другие важные навыки. Использование глобальных компетенций для устойчивого развития в системе образования поможет подготовить студентов к решению сложных проблем, с которыми они столкнутся в будущем. Эти компетенции по возможности должны быть интегрированы в учебные программы и методы обучения, чтобы обеспечить полноценное и эффективное обучение. Обучение студентов глобальным компетенциям способствует формированию целостного понимания взаимосвязей между природой, обществом и экономикой, а также направлено на достижение целей устойчивого развития. Изучение литературы подчеркивает значимость стимулирования социальной активности студентов путем внедрения проектной деятельности и организации практических занятий. Студенты могут работать в группах для решения реальных проблем используя свои знания и навыки. Это поможет им развить критическое мышление, общественную ответственность и другие глобальные компетенции. Другим способом использования глобальных компетенций является интеграция междисциплинарного подхода в учебный процесс. Обучающиеся могут изучать глобальные проблемы, такие как изменение климата, с разных точек зрения, включая физику, биологию и социологию. Это поможет им понять сложность проблемы и разработать комплексный подход к ее решению. В целом, глобальные компетенции для устойчивого развития должны быть интегрированы во все аспекты системы образования. Это поможет подготовить студентов к будущим вызовам и создать более устойчивое и справедливое общество.</p> Н.Г. Баканов, К.Д. Каймулдинова, Н.Д. Шакирова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4525 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Совершенствование качества электронных средств обучения при изучении дисциплины Робототехника с помощью мобильного приложения http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4526 <p>Данная научная статья направлена на совершенствование педагогического подхода к преподаванию робототехники путем интеграции электронных средств обучения и дополненной реальности. При обучении робототехнике основное внимание уделяется разработке эффективной методики улучшения образовательного опыта.</p> <p>Теоретическая основа исследования включает в себя тщательный анализ соответствующей литературы и дает представление о сложностях преподавания робототехники. Большое внимание было уделено осмыслению фундаментальных аспектов прочной образовательной базы в области робототехники.</p> <p>Была подчеркнута важнейшая роль цифровых обучающих устройств в повышении качества образования в области робототехники. Был проведен глубокий анализ различных цифровых технологий обучения, подходящих для преподавания робототехники. Особое внимание в исследовании уделено революционным возможностям дополненной реальности в этой образовательной среде.</p> <p>Была использована методика, включающая группу участников исследования. Методика была адаптирована для интеграции дополненной реальности в учебный процесс с целью улучшения теоретического понимания и практического применения. Для достижения этой цели было использовано специальное мобильное приложение для электронного обучения, созданное специально для обучения робототехнике, что позволило расширить традиционные методы обучения.</p> <p>Результаты эксперимента подверглись тщательному анализу, что позволило получить ценные сведения об эффективности предложенной методики в повышении качества обучения робототехнике. Объединение дополненной реальности с электронными учебными пособиями продемонстрировало обнадеживающие результаты в создании увлекательной и захватывающей среды обучения для студентов, изучающих робототехнику.</p> А.А. Раманкулов, Н.Т. Шындалиев Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4526 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Билингвальное обучение как способ развития профессионально-коммуникативной компетенции студентов в вузе http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4527 <p>В современный период отношение к вопросам двуязычия в образовании полностью изменилось. Текущее исследование показывает, что двуязычие имеет явное преимущество, поскольку совокупные данные исследования, проведенных за последние три десятилетия в разных местах по всему миру, показывают, что люди, которые имеют возможность развивать свой языковой потенциал получают когнитивные, социальные, личные и экономические преимущества. Помимо лингвистических, академических и когнитивных результатов, двуязычное образование способствует отсутствию предубеждений и принятия культурного разнообразия. В то же время, достаточно острой темой остается вопрос развития профессионально-коммуникативной и межкультурной компетенций и автономности в условиях обучения на нескольких языках.&nbsp; Однако, вопреки опасениям, которые высказываются из-за более высоких когнитивных требований в билингвальных программах, эти проблемы решаются эффективными методами преподавания и учебными планами. Качество преподавания является еще одной задачей, на которую направлена программа образовательной реформы, и качественное преподавание будет иметь решающее значение для успеха билингвального (двуязычного) образования. Кроме того, разработка соответствующих сложных и контекстуализированных учебных программ для обоих языков также имеет решающее значение. Именно эти два аспекта и будут подробно рассмотрены в данной статье.</p> Н.Б. Кайрлиева, Н.К. Шаждекеева , Б.Т. Абыканова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4527 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 О названиях жвачных животных в составе казахской лексики словаря В.В. Радлова http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4485 <p>Целью предлагаемого научного исследования является изучение суждений о наименованиях жвачных животных (верблюда, коровы, овцы-козы) в трудах одного из основоположников мировой тюркологии академика В.В. Радлова с позиций современного отечественного языкознания. В качестве основного источника данных в исследовании взяты многотомный словарь ученого «Опыт словаря тюркских наречий», написанный в XIX веке, и научно-исследовательский труд «Die Hausthiere der Kirgisen» («Скот казахов»). Основными направлениями исследовательской работы являются лексикология, лексикография и этнолингвистика. Основная идея исследования заключается в определении степени охвата казахской лексики путем анализа наименований, входящих в состав конкретной тематической группы, в трудах прошедшего исторического периода. В ходе анализа и классификации на тематические группы определяется, насколько автору удалось охватить лексику казахского языка, а также степень научной значимости используемых в качестве источников работ. По охвату лексики казахского языка и степени научного описания словарь В.В. Радлова «Опыт словаря тюркских наречий», а также его обширная программная статья, посвященная изучению казахского животноводства, считаются одними из самых передовых произведений в тюркологии XIX века. Научная значимость работы напрямую связана с этой научной ценностью работы. Практическая ценность исследования заключается в том, что сбор слов казахского языка и их языковой анализ осуществлен выдающимся ученым, получившим лингвистическое образование в самых престижных учебных заведениях Европы, а также собственноручно проводившего полевые исследования по сбору слов устной речи во время научных экспедиций, организованных для изучения тюркских языков. При изучении казахских слов, содержащихся в важнейших источниках, созданных в прошлые столетия, использовались исследовательские методы сбора, описания, сравнения на синхронном и диахронном уровнях, межъязыкового сопоставления, этнолингвистического анализа. Проводимые исследования имеют большое значение в изучении истории казахского языка прошлых веков, в раскрытии характера казахской лексики в конкретный исторический период. Таким образом, очевидно, что эта работа имеет большое практическое значение, вносит вклад в историю языка и историческую лексикографию.</p> М. Малбаков, М. Бердиллаева, Д. Малбаков Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4485 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Происхождение этнонима сиргели http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4486 <p>В статье рассматриваются научные прогнозы энтогенеза племени сиргели.<br>Название сиргели имеет историко-мифологическое значение.С.Г. Кляшторный рассказывает,<br>что племенем сеяньто, которое упоминается в древнекитайских летописях является племя<br>сир. Название сир встречается в памятнике Тоныкок: «Турк сир будун йеринте бод<br>калмаду».Существует мнение, что есть историко-фонетическая связь между нынешним<br>племенем сиргели в Казахстане с племенем сир. По нашей гипотезе сеяньто-является<br>коренным родовым источником племени сиргели. В родословной племя сиргели берет<br>начало от человека Ойсыл. Академик А. Маргулан называет его тотем Ойсылкара. Первое<br>племя, которое дало такое название – это гунны. В качестве доказательства служат<br>бронзовые скульптуры Ойсылкара гуннских мастеров, населявших во 2 веке до н.э.Ойсыл<br>является одним из владельцев 4 видов скота (владелец верблюда) в казахском фольклоре –<br>Ойсылкара. Это название идола в религии натурализма. Профессор А. Коныратбаев считает,<br>что культ Ойсылкара является результатом антропологической мифологии. Слово «кара»<br>обозначает титул у древних тюрков. В стране Карахан (караханидов) хана называли<br>Буграхан. То есть сильный хан. Таким образом тотем Ойсылкара – этоназвание, связанное с<br>политическим титулом.<br>Также, в статье сделан всесторонний анализ этногенеза племени сиргели<br>(пиктографический, фольклорный, нуизматический).</p> А. Калшабек, Х. Таджиев Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4486 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Научные основы гендерной лингвистики в Казахстане http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4488 <p>Теоретическая основа и исследования важны для решения задач<br>интеграции лингвистики, психологии, социологии, феминистской теории и гендерной<br>лингвистики, а также для предоставления инструментов для анализа взаимосвязи между<br>языком и гендером. Научные основы позволяют гендерной лингвистике углубить понимание<br>гендерного языка и способствуют созданию более инклюзивных обществ посредством<br>образования и разработки политики.<br>Данное исследование анализирует гендерную лингвистику в Казахстане, уделяя особое<br>внимание изучению взаимосвязи языковой, гендерной и образовательной практик. Основная<br>цель исследования – это дать обзор гендерного и языкового образования в казахстанских<br>университетах, осветив содержание и структуру курсов по гендерной лингвистике. Цель<br>данной статьи – это способствовать более широкому обсуждению вопросов интеграции<br>гендерных аспектов в лингвистическое образование. Данная работа также вносит свой вклад<br>в обсуждение гендерных исследований в Казахстане и обеспечивает теоретическую основу<br>для будущих исследований и развития образования. Авторы использовали качественные<br>методы исследования, в частности контент-анализ, и изучили текущее состояние, проблемы<br>и возможности курсов по гендерной проблематике и лингвистике в казахстанских<br>университетах. Данные были собраны с помощью официальных запросов в учебные<br>учреждения, электронной базы данных «Единая платформа высшего образования» и<br>каталогов курсов на официальных сайтах университетов. Авторы сосредоточились на<br>академических курсах/программах по «гендеру и лингвистике» и «гендеру и языку», чтобы<br>определить курсы, которые затрагивают гендерные лингвистические основы.<br>Поиск охватил более 5000 действующих образовательных программ в университетах<br>Казахстана, представленных в Единой платформе высшего образования. Результаты<br>показывают, что семь университетов Казахстана предлагают курсы по гендерной<br>лингвистике и широкий спектр курсов для бакалавриата, магистратуры и докторантуры.<br>Результаты также демонстрируют, что по сравнению с международной практикой,<br>казахстанские программы часто делают упор на теоретические аспекты, не затрагивая<br>интерсекциональные аспекты гендерной лингвистики.</p> Ж. Агабекова, А. Салимжанова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4488 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Невербальные компоненты речи и их роль в межкультурной коммуникации http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4490 <p>В настоящей статье изложены некоторые результаты исследования в<br>рамках проекта по теме «Межкультурная компетенция вузовского преподавателя и ее<br>влияние на повышение конкурентоспособности высшего образования в Казахстане».<br>Авторами статьи проведен анализ различных аспектов межкультурной коммуникации.<br>Статья посвящена исследованию паралингвистического аспекта межкультурной<br>коммуникации, который заключается в определении роли невербальных средств речи в<br>межкультурном взаимодействии. В статье были рассмотрены такие невербальные средства<br>речи, как: паравербальные компоненты (ритм, интонация и др.), элементы кинесики (жесты,<br>мимика, позы), элементы проксемики (пространство, время и т.д.). Раскрыта важность учета<br>межкультурных различий при использовании их в речи. Авторами приведены примеры<br>невербальных средств коммуникации из художественных произведений казахских<br>писателей, прослеживаются их совпадения и различия по форме и семантике с<br>невербальными средствами других культур, отражаются моменты их неправильной<br>интерпретации, что еще раз доказывает необходимость их системного изучения. Авторы<br>считают, что знание национально-культурной специфики невербальных компонентов<br>коммуникации является необходимым для формирования межкультурной компетенции при<br>подготовке преподавателей в казахстанских вузах.</p> С. Бейсембаева, Р. Матибаева, К. Айдарханова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4490 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Медиапродукты и языковая среда для детей http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4491 <p>Исследовательская статья посвящена изучению языкового использования<br>медиапродуктов среди детей. Речь идет о медиапродуктах, способствующих развитию<br>ребенка как личности, в частности, способствующих формированию языковой среды. В<br>статье поставлена цель найти ответ на актуальный вопрос, в какой степени современные<br>медиапродукты могут способствовать безопасной и беззаботной жизни ребенка в<br>окружающем мире, его качественному образованию и развитию, сохранению здоровья, а<br>также формированию языковой среды. В качестве объекта исследования были взяты познавательные мультфильмы и ролики, гиф рисунки, составляющие детский контент.<br>Медиапродукция способствовала развитию ребенка как личности, а также быстрому и<br>четкому формированию речи, что описывалось с помощью методов описания и сравнения. В<br>статье поставлена задача дифференциации эффективности использования медиапродуктов<br>для детей.<br>На сегодняшний день, благодаря работе специализированных исследовательских<br>институтов, занимающихся контролем за детским контентом, увеличение числа<br>казахскоязычных исследований, безусловно, будет способствовать методологическому<br>развитию в этой области.<br>Методическую основу статьи составляют труды отечественных и зарубежных ученых,<br>связанные с оценкой формирования и развития детского контента. Социологический опрос,<br>проведенный в рамках исследования, позволяет выявить преимущества медиапродуктов для<br>детей. Выводы, сделанные на основе статьи, могут иметь как теоретическое, так и<br>практическое значение для улучшения качества продукции, ориентированной на детей.<br>Качественный контент для детей, несомненно, будет способствовать личностному развитию<br>ребенка, усвоению национальных ценностей, достижению других положительных<br>результатов в сфере здорового образа жизни.&nbsp;</p> А. Жумагулова, А. Рамазан, Б. Каримова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4491 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Основы формирования тестовой системы по казахскому языку в соответствии с международными стандартами http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4492 <p>В статье представлен обзор опыта языковых тестовых систем в мировой<br>практике и научных исследований по тестологии. Для формирования тестовой системы в<br>соответствии с международными стандартами, определяющими уровень казахского языка,<br>важно опираться на зарубежный опыт, поэтому были проанализированы история<br>формирования языковых тестов, таких как TOEFL, IELTS, методика в составлении тестов,<br>алгоритм разработки тестов, принципы оценки в составлении языковых тестов. Для<br>достижения данной цели были взяты за основу методы сравнения, качественного,В мировой практике эффективно обучение языку по стандартам CEFR с<br>использованием международных экзаменов, подтверждающих языковой уровень. Многие<br>системы языкового тестирования из международной практики, такие как TOEFL, IELTS,<br>разрабатываются по стандартам организаций CEFR, ALTE, ETS, ACTFR, ICC. Что касается<br>тестовой системы, оценивающей уровень владения казахским языком, то она не<br>соответствует стандартам ведущих международных организаций, таких как CEFR, ALTE,<br>ETS, ACTFR, ICC. Несмотря на то, что казахский язык сегодня перешел на многоуровневую<br>систему обучения в соответствии со стандартами CEFR, реальная методика обучения попрежнему требует совершенствования. Поэтому в исследовательской статье были<br>рассмотрены предпосылки для формирования системы тестирования казахского языка в<br>соответствии с международными требованиями, проведен анализ и исследование научных и<br>практических работ по тестированию казахского языка на сегодняшний день.</p> Л. Демесинова, Ж. Искакова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4492 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Из опыта инвентаризации лексики утерянного тюркского языка http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4495 <p>В статье дается обзор исследований, посвященных этнониму хотон и<br>раскрывается его значение, рассказывается о том, как тюркский этнос хотон, проживающий<br>в западном регионе Монголии, забывший свой родной язык, оказался в этом регионе. В<br>настоящее время этнос хотон превратился в монголоязычное сообщество, язык хотонов<br>вышел из употребления и исчез. Тем не менее, в сознании населения сохранилась<br>информация о том, что они являются потомками тюркских народов и их предки говорили на<br>языке, отличающемся от монгольского. В связи с этим имеются остатки бытовой<br>лексикологии.<br>Обычаи и культура хотонов отличаются от традиций и культуры монгольских народов.<br>По религиозным воззрениям они придерживаются суннитской ветви ислама, но в<br>повседневной жизни параллельно используются элементы колдовства и буддизма, ламаизма.<br>Большинство текстов, произносимых во время мусульманских ритуалов, сохранилось в<br>устной форме. Из-за ограничений атеизма, наложенных в социалистических странах с<br>начала ХХ века, молитвы хотонов – «Молдоо нарын хэллэг» (Слова мулл) тайно<br>передавались в течение многих лет от отца к сыну. Поэтому они искажены до<br>неузнаваемости, одним словом «испорчены». Эти тексты не были изучены и проанализированы исследователями, они дошли до наших дней под рубрикой «непонятные<br>тексты».<br>В статье излагается первый опыт составления словаря с использованием всех<br>возможных источников утерянного языка. Основное внимание уделяется выявлению и<br>набору хотонских лексем, максимизации их лексического ряда, и этот процесс выполнен на<br>основе анализа с приведением конкретных примеров.</p> Н. Абдикарим, К. Хавай Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4495 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Язык вражды в социальных сетевых медиа и этика слов http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4497 <p>В статье подробно рассматриваются основные характеристики сетевых<br>медиаструктур в современном мире и казахстанском обществе, а также тот факт, что<br>интенсивное развитие и конвергенция коммуникационных и информационных технологий<br>принесли новую трансформацию и новые формы разговорному и письменному языку.<br>В Интернет-пространстве появились новые возможности для объединения людей по<br>различным интересам и предпочтениям, в связи с этим медиапродукция и комментарии на<br>казахском языке в социальных сетях стали предметом изучения исследователей. В<br>настоящее время утверждается, что киберпространство обеспечивает свободу мнения и<br>свободу слова, тем не менее, в исследовании на основе фактических данных также<br>доказывается, что социальные сети являются платформой для публикации и продвижения<br>сообщений, наполненных насилием и ненавистью. Также теоретически сформулированы<br>ошибки, допущенные в риторике ненависти журналистов. Исследователи<br>продемонстрировали на экспериментальном уровне, что основная концепция, объясняющая<br>природу ненависти в сетевых медиа, - это неприятие социальных принципов. Авторы<br>подчеркнули, что, поскольку разжигание ненависти в обществе остается социальной<br>проблемой, возникает потребность в системах автоматического определения языка<br>ненависти и выдвинули теорию о необходимости соблюдения речевой этики.</p> О. Ошанова, А. Абдугаппар, М. Серик Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4497 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Проблемы рецепции и продуцирования речи в условиях синхронного перевода http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4498 <p>Исследование выполнено с целью выявления актуальных проблем и<br>трудностей производства и восприятия речи в синхронном переводе. Для этого изучено<br>материалы записей пленарного заседания II Международного онлайн-конгресса «G-Global –<br>21st Century World», а также представление о синхронном переводе у 38 работающих<br>студентов специальности «Синхронный перевод» Казахского национального университета<br>имени Аль-Фараби и Казахского университета международных отношений и мировых языков<br>имени Абылай Хана. В статье определены понятия синхронного перевода, рецепции,<br>продуцирования речи, выделены плюсы и минусы перевода, проблемы, с которыми сталкиваются синхронисты, описаны основные стратегии синхронного перевода. Анализируя<br>отрывки заседания, очевидно, то, что квалифицированные синхронисты грамотно применяют<br>в процессе перевода грамматические и лексические замены, интеграцию и пропуски. Данные<br>анкетирования студентов свидетельствуют о том, что причинами неудовлетворительности<br>работой переводчика-синхрониста есть: нагрузка (72%), огромная ответственность (13%),<br>ненормированный график работы (8%), слабое оборудование рабочего места (7%).<br>Проведенное исследование дало возможность выделить основные особенности синхронного<br>перевода; положительные и отрицательные стороны работы синхрониста; изучить уровень<br>удовлетворенности профессией, а также выявить трудности в работе; и основные проблемы<br>рецепции и продуцирования речи. Исследование показало, что синхронный перевод один из<br>сложных видов перевода с существующими проблемами, который требует от переводчика<br>особой психологической и языковой подготовки, огромного внимания и владения<br>переводимого материала. Однако данный вид перевода дает возможность постоянного<br>восприятия речи выступающего, где при этом стираются языковые барьеры между всеми<br>участниками процесса, а сам перевод может вестись одновременно на нескольких языках для<br>охвата огромной аудитории слушателей.</p> А. Ержан, Ш. Йлмаз Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4498 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Семантический аспект цвета в корейском, казахском и английском языках http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4499 <p>Данная статья представляет собой исследование семантики цвета в трех<br>различных языковых культурах: корейской, казахской и английской. Цветовые символы<br>играют значительную роль во взаимопонимании между культурами. Система цветовых<br>обозначений содержит в себе этнокультурный контекст. Она выступает в двух аспектах,<br>одновременно являясь отражением культуры и формирующим её элементом. Семантика<br>цвета представляет собой классификацию цвета. В статье проведен сопоставительный анализ<br>семантики цвета трех языков.<br>Цель исследования – проанализировать основные семантические коннотации,<br>связанные с определенными цветами в каждом из этих языков, а также выявить культурные<br>особенности в восприятии и использовании цветовых концепций.<br>Изучение данного аспекта языка в контексте сравнительной лингвистики находит свою<br>актуальность в контексте расширения возможностей межкультурной коммуникации и<br>растущего интереса современной лингвистической науки к когнитивным и прагматическим<br>аспектам языкового функционирования. С этой целью исследователи осуществили обзор<br>литературы по теме и провели анализ данных толковых словарей и фразеологического<br>(идиоматического) фондов языка. Результаты исследования могут помочь лингвистам,<br>антропологам и специалистам по межкультурной коммуникации лучше понять культурные<br>различия в восприятии цвета и его роли в языке и культуре.</p> Г. Хусаинова, Б. Тлеубердиев, Б. Тасполатов Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4499 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Национальный образ в произведениях Акселеу Сейдимбека http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4502 <p>В этой статье рассматриваются прозаические произведения Акселеу<br>Сейдимбека. В произведениях он повествует о своих приключениях на природе, которые<br>видел своими глазами, уделяет особое внимание легендам и рассказам о стране и истории<br>земли, распространяемым из уст в уста среди народа, и в своих произведениях дает много<br>информации об образе жизни, традициях и обычаях казахского народа. Благодаря его<br>художественным произведениям мы можем подробно узнать о самобытности казахской<br>нации.<br>В данной статье будет проанализирована национальная идентичность, самобытность<br>персонажей художественных произведений Акселеу Сейдимбека, а также мастерство<br>писателя в создании национального образа. Анализируя отражение казахского искусства<br>обучению ловчих птиц, охоты, сокольничество и повествовательная традиция в<br>художественной прозе, рассматриваются специфические особенности употребления слов,<br>характерные для казахской нации, встречающиеся в произведениях писателя. Автор пытается<br>показать внутренний мир, бытие, углубляясь в психологию простого человека,<br>изображенного в повестях и рассказах. В статье освещены такие вопросы, как национальное<br>мировоззрение, менталитет, характер, посредством чего сделаны выводы об особенностях<br>литературных образов в прозе писателя. Обращено внимание на этнопоэтический характер<br>произведения, отражающий его национальную идентичность.<br>При изучении данной темы руководствовались методами интерпретации, обобщения,<br>сравнения, герменевтического анализа. Приводятся мнения С.Кирабаева, С.Аксункарулы,<br>С.Калибековой о художественной прозе Акселеу Сейдимбека.</p> А. Абдикадирова, О. Сойлемез, К. Калыбекова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4502 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Национальные культурные основы пословиц и поговорок в произведениях Шакарима Кудайбердиулы http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4503 <p>В современном развитии языкознания, основанном на<br>антропоцентрической направленности, актуальным вопросом является глубокое познание и<br>раскрытие сущности источников, отражающих народную идентичность, укрепляющих<br>национальный дух, демонстрирующих духовные ценности. Богатое наследие великого<br>деятеля нации, поэта-мыслителя, композитора Шакарима Кудайбердиулы по-прежнему<br>требует всестороннего изучения с точки зрения языкового познания, пересмотра в форме<br>когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, аксиологической лингвистики.<br>Большинство исследовательских работ написано в области литературоведения. В этом<br>можно проследить актуальность проблемы изучения художественного языка произведений<br>Шакарима Кудайбердиевича. Фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, образцы<br>устной литературы, которые приходят в языковой мир, происходят из многолетней практики<br>этноса и хранят ценные данные об этносе. И они, помимо личного употребления, часто<br>встречаются в художественном языке поэтов и писателей, помимо своей структурной<br>деятельности, имеют лексико-семантическое значение. В этой статье пословицы и<br>поговорки, встречающиеся в произведениях Шакарима Кудайбердиулы, именно в этом<br>контексте анализируются на основе трех единиц: национального характера, национального<br>чувства, национальных обычаев и традиций, составляющих гармонию национальной души и состояния. В статье проводится лексико-семантический анализ на основе историкосравнительного метода, изучаются национальные основы и проявления национального<br>познания пословиц и поговорок, использованных в художественных произведениях<br>Шакарима Кудайбердиулы.</p> Ж. Аманбеккызы, Г. Сыздыкова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4503 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Языковая репрезентация концепта «ветер» в казахской картине мира http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4505 <p>. Данная статья посвящена рассмотрению концептуализации природных<br>явлений в казахской картине мира на примере концепта «ветер». Проведен анализ языковой<br>репрезентации, деривационного поля и когнитивных характеристик данного концепта на<br>материале преимущественно лексикографических источников.<br>В статье анализируется понятие концепта и языковой картины мира, определяется<br>место погодных явлений в концептосфере кочевников. Описывается и анализируется<br>номинативное поле концепта «ветер» как одного из базовых концептов сферы «Погода».<br>Путем анализа наименований ветров в казахском языке выявляются когнитивные<br>характеристики концепта «ветер», такие, как географическое расположение, временной<br>промежуток, интенсивность, температура, оценочность и образность. Показано, что лексема<br>«жел» как базовое обозначение концепта «ветер» имеет большой словообразовательный<br>потенциал. Рассмотрено отражение данного концепта в устойчивых выражениях казахского<br>языка и определено, что ветер является символом движения, скорости и активности. Образ<br>ветра также присутствует в фольклорных источниках. Таким образом, в лексической системе<br>языка отражается все многообразие когнитивных характеристик погодных явлений, в<br>частности ветра, что доказывает их важную роль в картине мира этноса.<br>Материалом исследования послужили данные фундаментальных словарей казахского<br>языка, труды казахстанских ученых и данные интернет-источников. Сделан вывод, что<br>концепт «ветер» является национально-специфичным концептом.</p> Н. Милованова, Р. Байымбетова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4505 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Идея «Мәңгілік ел» в произведениях Бухар жырау http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4506 <p>В статье рассматривается идея «Мәңгілік ел» отраженная в поэзии Бухаржырау. Бухар жырау – выдающийся казахский певец-сказитель, государственный деятель,<br>который глубоко передавал общественно-политические и духовные проблемы через<br>художественное слово, пропагандируя национальное единство и независимость. Основная<br>тема его произведений – единство казахского народа, независимость и сохранение<br>государственности. Идея «Мәңгілік ел» в поэзии жырау представляет собой сложный вопрос<br>с глубоким историческим и духовным значением. В ходе исследования проводится<br>сравнительный анализ исторических корней идеи «Мәңгілік ел» и ее традиционного<br>продолжения в поэзии жырау. Эта идея впервые была отражена в древнетюркских «ОрхонЕнисейских» письменных памятниках. Идея «Мәңгілік ел» начиная с древних времен,<br>сохранялась и обновлялась на протяжении веков. Основной целью статьи было рассмотреть<br>проявление идеи «Мәңгілік ел» в казахской поэзии, в том числе в творчестве Бухар жырау.<br>Главной целью поэзии сказителей было грамотно передать художественным языком<br>значимые события, оставившие след в истории, будущему поколению, человечеству в целом,<br>и оставить их как литературное наследие. Стихи, занимающие свое место в литературе<br>периода Казахского ханства, имеют социальное значение, рассказывают о важных проблемах<br>национального уровня. Сказители XV–XVІІІ веков передавали в своих произведениях<br>глубокие размышления о стране, героизме, времени, пропагандируя идею становления<br>вечной нации. Такие вопросы, как защита земли, унаследованной от предков, сохранение<br>национального единства, были основными темами поэзии сказителей. Глубоко размышляя о<br>жизни и переживая за будущее народа, поэты жырау гуманистически воплощали в своих<br>произведениях философско-дидактические концепции.<br>Духовное развитие нашего народа напрямую зависит от литературы. Если мы говорим,<br>что литература – наша драгоценная ценность, то поэзия сказителей – одно из наших<br>бесценных сокровищ. Бухар жырау, имеющий свое место в поэзии сказителей, принадлежит<br>к числу людей, которые думали о будущем своей страны, подобно Культегину и Тоныкоку.<br>Идея «Мәңгілік ел» продолжающаяся из древнетюркской литературы, сегодня становится<br>основным стержнем общенациональной идеи казахского народа. Поэтому идея «Мәңгілік<br>ел» в литературных произведениях считается одной из тем, которая никогда не потеряет<br>своей актуальности.</p> М. Кайимов, Р. Бейсенбаева, Н. Халикова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4506 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Язык китайского интернета: отражение социальной психологии в эпоху социальных медиа http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4507 <p>В данной статье рассматривается развитие китайского языка на просторах<br>интернета и факторы, влияющие на него. В связи с постоянным развитием информационных<br>технологий изменился способ предоставления информации в социальных сетях. Таким<br>образом, это повлияло на информационное пространство и еще больше улучшило китайский<br>интернет-язык. Авторы статьи проводят литературный обзор, связанный с темой<br>исследования, а также используют методы контент-анализа.<br>Вместе с тем, анализируется трансформация возрастающей активности интернетпользователей в Китае. Интернет-сети КНР положительно влияют на активное развитие<br>интернет-языка в обществе. Также рассматриваются разнообразие и креативность языка<br>Интернета в этой стране, сообщается о его роли в обогащении китайской культуры и его<br>широком использовании для социокультурных нужд.<br>Помимо всего вышеуказанного, в статье указаны данные по проведенному опросу<br>среди китайских студентов касательно использования социальных сетей и интернет-языка. В<br>результате это показывает важную роль интернет-языка, вносящего лингвистический и<br>культурный вклад в развитие китайского языка. Эта исследовательская работа дает ценную информацию о роли языка на просторах интернета в выражении социальных и культурных<br>настроений и способствует более глубокому пониманию того, как язык адаптируется и<br>меняется в онлайн-коммуникации</p> К. Мукатай, Р. Досымбекова, И. Коровина Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4507 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Мотив отчуждения в пьесе Д. Исабекова «Транзитный пассажир» (компаративистский анализ) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4508 <p>В данной статье рассматривается мотив отчуждения в пьесе Дулата<br>Исабекова «Транзитный пассажир» (1989) в контексте культурных и исторических сдвигов,<br>характерных для переходного периода от советской к постсоветской эпохе в Казахстане.<br>Мотив отчуждения анализируется как универсальная категория, отражающая<br>фундаментальные изменения в коллективной и индивидуальной идентичности в условиях<br>социальной и культурной нестабильности. В сравнительном анализе с произведениями<br>Сэмюэля Беккета («В ожидании Годо») и Теннесси Уильямса («Трамвай «Желание»»)<br>исследуются типологические и семантические аспекты отчуждения, акцентируя внимание на<br>его выражении через категории времени, утраты социальной идентичности и фрагментации<br>культурной памяти. Авторы утверждают, что Исабеков, используя мотив отчуждения, не<br>только фиксирует экзистенциальные кризисы, вызванные разрывом между прошлым и<br>настоящим, но и предлагает новое осмысление процесса социальной и культурной<br>интеграции. Отчуждение в пьесе Исабекова рассматривается как диалектический процесс, в<br>котором сохранение культурных традиций сталкивается с необходимостью адаптации к<br>изменяющимся реальностям, что в конечном итоге приводит к переосмыслению коллективной идентичности. Таким образом, статья предлагает оригинальную<br>интерпретацию мотива отчуждения, демонстрируя его роль в расширении границ<br>казахстанской драматургии в контексте мировых литературных процессов</p> К. Мусабеков, Г. Кошикбаева, Ш. Алтынбеков Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4508 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Жалмауыз кемпир – особый образ в тюркской мифологии http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4512 <p>Древнейший пласт литературы, характерный для тюркских народов, берет свое начало из древнетюркской мифологии, в основе которой лежат образы и сюжеты, мифологические символы и ассоциации. Важное направление развития области мифологии в древности связано с появлением мифических существ, обобщающих через магическую цепь общность сходных по свойствам и внешнему виду образов. Такие жанры, как архаический эпос, сказки, легенды, сложились в более позднее время на основе античных мифологических воззрений. Некоторым мифическим существам в этих произведениях дана демонологическая характеристика. В связи с этим в указанной статье определяется значение мифических персонажей в тюркском фольклоре, включается проблема анализа негативного образа прожорливой старухи Жалмауыз кемпир, анализируется злобный характер данного мифологического демонического существа, характерного для тюркских народов. На основе проведенных исследований автор описал роль персонажей в тюркской мифологии, раскрыл значение словосочетания «Жалмауыз кемпир», определена история происхождения данного образа, сравнено характер прожорливой старухи, обладающей злой силой среди тюркских народов, определен смысл сказок с особыми образами, рассмотрен образ Жалмауыз кемпир, широко используемый в сказках тюркских народов.</p> Н.Н. Оразхан , С. Дарибаев , Р. Оразова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4512 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 контексты ранней прозы всеволода иванова: новые интерпретации http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4509 <p>В статье предлагаются интерпретации контекстов ранней прозы Всеволода<br>Вячеславовича Иванова, одного из ярких представителей русской литературы начала ХХ<br>века. Основная цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть новое в трактовках<br>современными исследователями культурно-исторических условий, повлиявших на появление<br>его первых рассказов и повестей. Актуальность исследования контекста прозы Всеволода<br>Иванова обусловлена тем, что в его ранних произведениях отражены значимые события 20-<br>ых годов ХХ века, которые оказали серьезное влияние на формирование его как писателя.<br>Также подчеркивается необходимость пересмотра существующих однобоких подходов к<br>оценке ранней прозы Иванова, которая долгое время оставалась в тени его более известных<br>произведений. Для раскрытия поставленных задач использованы методы биографического,<br>сравнительного и структурно-семиотического анализа, которые позволяют глубже понять<br>контексты, в которых создавались произведения автора. Результаты показывают, что изучение<br>этих контекстов дает возможность более полно осмыслить поведение Всеволода Иванова в те<br>годы, его отношение к революции и гражданской войне как разрушительным силам, а также<br>его стремление к поиску новых форм и приемов изображения трагических событий,<br>происходивших в Казахстане, Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Таким образом,<br>исследование ранней прозы Иванова способствует расширению понимания его<br>литературного наследия и его вклада в развитие русской литературы.</p> И. Клименко Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4509 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Литературное значение «Тюркской, киргизской, казахской и ханской родословной» Шакарима Кудайбердиева http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4510 <p>В статье ставится цель определить значение труда Шакарима<br>Кудайбердиева «Тюркская, киргизская, казахская и ханская родословная» как литературного<br>наследия. В исследовании проводится анализ художественной и идейной функции<br>исторических личностей, изображенных в этом труде, а также комплексный литературный<br>анализ композиционной структуры и стилистических особенностей произведения.<br>Определяются литературные черты биографических и автобиографических повествований в<br>летописи, исследуются художественные функции фольклорных образцов, представленных в<br>тексте.<br>В летописи содержится ценная информация о происхождении народа, его истории,<br>традициях и обычаях. Литературное значение летописи Шакарима раскрывается<br>посредством анализа характеристик исторических личностей и литературных<br>художественных приемов. В заключении делается вывод, что летопись Шакарима является<br>историко-литературным произведением, сочетающим в себе прозаические и поэтические<br>элементы, и выделяются основные особенности, подчеркивающие его литературный<br>характер.<br>В процессе исследования использовались методы сбора, систематизации, сравнения и<br>обобщения материала, а также историко-сравнительный и комплексный системный анализ.<br>Теоретическая база работы включает научные выводы таких исследователей, как<br>Ш.Ш. Уалиханов, А. Байтурсынов, С. Каскабасов и других. Полученные в ходе исследования<br>результаты могут быть использованы в преподавании дисциплин «История казахской<br>литературы» и «Шакаримоведение» в высших учебных заведениях.</p> Л. Абикенова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4510 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000 Исследование распространения и прагматической адаптации рассказов Чехова в Китае http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4511 <p>Рассказы Антона Чехова пользуются широкой популярностью в Китае, и<br>их переводы на китайский язык остаются востребованными на протяжении более века.<br>Популярность его произведений была обусловлена политикой Китая в области преподавания<br>иностранных языков, в соответствии с которой русский язык считался основным<br>иностранным языком, что привело к подготовке многочисленных специалистов по русскому<br>языку. Тематика произведений Чехова органично вписывалась в социальный контекст Китая<br>того времени. В дополнение к этому, активное продвижение со стороны учёных и включение<br>его произведений в школьные учебники способствовали широкому распространению его творчества в Китае. Однако многие переводы на китайский язык, которым уже несколько<br>десятилетий, больше не соответствуют современным стандартам, и это затрудняет полное<br>понимание произведений Чехова современными читателями.<br>В данном исследовании рассматриваются распространение, перевод и восприятие<br>рассказов Чехова в Китае, с особым акцентом на анализ стратегии прагматической адаптации<br>в китайских переводах. Вначале приводится обзор исторического фона распространения<br>произведений Чехова в Китае, включая роль языковой политики, соответствие социальной<br>тематике, вклад учёных и включение произведений Чехова в учебные программы. На основе<br>критического анализа существующих китайских переводов в исследовании выявляются<br>проблемы языковой и культурной адаптации. Статья подчёркивает необходимость<br>повышения качества переводов, при этом сохраняя верность оригиналу и адаптируя тексты<br>для современных читателей. Рекомендуется также, чтобы изучающие русский язык<br>улучшали свои навыки понимания, а учёные использовали инновационные методы<br>исследования для обогащения академического изучения произведений Чехова и повышения<br>качества переводов на китайский язык. Настоящее исследование предоставляет полезные<br>рекомендации для будущих переводчиков произведений Чехова в Китае.</p> Шань Шиго, Т. Есембеков Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4511 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0000