Вестник университета Ясави http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy <div> <div>Журнал "Ясауи университетінің хабаршысы" был создан под учредительством университета. 8 октября 1996 г. зарегистрирован в Национальном Агентстве по делам печати и массовой информации Республики Казахстан и выдано свидетельство №232. Индекс №75637. Журнал в 2015 году был перерегистрирован в Комитете связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и выдано свидетельство №232-Ж. С 2013 года журнал зарегистрирован в центре ISSN (Международный стандартный серийный номер) в г. Париже. ISSN 2306-7365. е-ISSN 2664-0686. Периодичность журнала: ежеквартально 4 раза в год.</div> </div> ru-RU khabarshi.iktu@ayu.edu.kz (Habarshy) khabarshi.iktu@ayu.edu.kz (Habarshy) Mon, 30 Jun 2025 12:42:54 +0000 OJS 3.3.0.8 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Лексикографическая система: типы и методы создания учебных словарей http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5534 <p>Сегодня методологическая наука занимается не только созданием учебно-методических комплексов для обучения языку, но и поднимает вопрос создания учебных словарей. Учебный словарь – лексикографическое производное, используемое как средство общения и языковое общение, поэтому особое место в обучении казахскому языку как родственному языку занимают учебные словари. Учебные словари способствуют расширению словарного запаса, правильному владению грамматическими структурами и свободной речи в языковой среде, формируя коммуникативные навыки.<br>В статье рассматриваются виды учебных словарей и основные принципы их составления, предлагаются научно-методические подходы к разработке учебного словаря. Методические подходы, направленные на формирование межкультурной компетентности изучающего язык в процессе обучения казахскому языку как родственному, характеризуются сопоставлением на четырех языках (казахском, кыргызском, турецком, узбекском). Эти подходы нашли особое отражение в языковом ассоциативном учебном словаре. Поскольку темы в структуре учебного словаря являются источниками страноведческой и культурно-познавательной информации, предусматриваются цели привития изучающим язык понимания и восприятия сходств и различий в культуре тюркоязычных стран, изучения языковых материалов через когнитивно-прагматические и сравнительно-сопоставительные методы.</p> К.К. Кадашева, У.О. АСАНОВА, A.K. МЫРЗАХАНОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5534 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Исследование эффективности цифровых приложений Denver II http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5535 <p>Данное исследование направлено на оценку преимуществ, ограничений, вызовов культурной и языковой адаптации, а также общей эффективности цифровых приложений Denver II. Используя качественные методы исследования на основе феноменологического подхода, были проведены полуструктурированные интервью с 20 экспертами, использующими цифровую версию Denver II. Результаты показали, что цифровой Denver II предоставляет значительные преимущества, такие как скорость, практичность и доступность, однако технические, социальные и культурные адаптационные проблемы ограничивают эти преимущества.<br>Исследование подчеркивает, что цифровой Denver II обеспечивает быстрый анализ и экономию времени. 90% участников отметили, что цифровые приложения ускоряют процесс оценки. Удобный интерфейс способствует тому, что это приложение используется широким кругом специалистов. Однако технические проблемы и недостаточная цифровая инфраструктура являются основными факторами, ограничивающими доступность приложения. Особенно в сельских районах отсутствие интернет-инфраструктуры снижает эффективность цифрового Denver II.<br>Недостатки культурной и языковой адаптации затрудняют использование приложения в разных сообществах. Адаптация содержания теста к локальным условиям и разработка многоязычных опций рассматриваются как критически важные для повышения эффективности приложения. Кроме того, восприятие цифровых технологий родителями и недостаток знаний могут негативно сказаться на внедрении приложения в сообществе.<br>В заключение, цифровые приложения Denver II в целом считаются полезным инструментом. Однако для повышения их эффективности рекомендуется усилить обучение пользователей, развивать инфраструктуру и активизировать усилия по культурной адаптации. Эти выводы указывают на стратегические области развития для более широкого распространения цифрового Denver II в различных регионах.</p> Г. Пилтен, А. Куралбаева, А. Тасова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5535 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Oпределение способностей обучающихся к подготовке к курсу “Интегральные уравнения” http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5536 <p>статье рассматриваются предпосылки организации профессионального обучения в вузе для развития знаний обучающихся по курсу выбора. Показана важность широкого использования готовности к решению задач, возможностей усвоения теоретических понятий, познавательной деятельности. Излагается необходимость уделения достаточного внимания другим пройденным предметам для правильной постановки мотивации в совершенствовании познавательной деятельности и теоретической, практической, самостоятельной работы обучающихся. Обсуждается, зависит ли среда обучающегося от отношение с обществом, общечеловечесого фактора, образование и общество, которое оценивает его коммуникативность. Даны конкретные ответы на вопросы о том, какое влияние оказывает окружающая среда на обучающегося, почему при определении его уровня знаний и направленности необходимо уделять соответствующие внимания, возможно ли достичь одинаковое уровень знаний, зависит ли повышение уровня знаний от фундаментальных проблем математики и др? Подробно исследованы наличие взаимозависимости в оценке сведений об окружающей среде, влияющих на обучающихся в освоении естественно-научных и гуманитарных дисциплин, в том числе, отсутствие учета социально-бытовых вопросов, отношения с обществом и др. Результаты проведенного опроса иллюстрировано в декартывой системе координат и показывают, насколько важно, чтобы обучающиеся всегда были активны в обществе для работы в направлении профессии.</p> И.М. Омарова, Б.Т. КАЛИМБЕТОВ, Д.А. САПАКОВ Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5536 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Современные подходы проблемно-ориентированного обучения прикладной биологии в рамках цифровизированного STEM-образования http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5539 <p>В данной статье представлен опыт использования проблемно-ориентированного обучения (PBL) в прикладной биологии, с упором на решение реальных задач в рамках цифровизированного STEM-образования. Выбор тем для экспериментов был направлен на решение конкретных вопросов, актуальных для южного региона Казахстана, с практическими задачами по решению проблем, поставленными перед сформированными командами. В экспериментальном исследовании приняли участие 81 участник, обучающиеся на 3-м курсе образовательной программы по биологии в Университете Ө.Жәнібеков в Шымкенте. Уровень эффективности команд определялся с помощью самостоятельно разработанной оценочной анкеты на основе критериев подхода к оценке PBL. На протяжении всего этапа выполнения заданий и презентации команды предоставляли кейсы, включающие презентации, разработанные на современных онлайн-платформах, а также таблицы FILA, которые служили основным инструментом PBL. Был проведен сравнительный анализ эффективности проблемно-ориентированного обучения между контрольной и фокус-группами. Результаты исследования показывают, что экспериментальные группы достигли более высоких оценочных баллов как в кейсах, так и в тестовых заданиях. Кроме того, при решении практических задач появились инновационные и высокоэффективные подходы. Эксперименты также выявили возросший интерес студентов к решению реальных локальных проблем прикладной биологии.</p> E. Дуда, Э.Б. Жаппарбергенова, A.К. Кабылтай Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5539 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Педагогическое моделирование формирования навыков цифровой гигиены подростков и профилактики кибербуллинга http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5542 <p>Актуальность исследования основных проблем реализации подростками информационных процессов и межличностной киберкоммуникации в цифровом пространстве обусловлена постоянной интенсивностью цифровой коммуникации, увеличением форм взаимодействия с социальными сетями. Актуальность данной проблемы огромна, так как технологии заняли опережающее место в жизни человека с развитием цифровой экономики. Кибербуллинг – это интернет травля с использованием цифровых технологий. По данным глобального исследовательского центра кибербуллинга, около трети всех подростков в мире подвергались травле и запугиванию в интернете. Он может быть доступен в социальных сетях, приложениях для обмена сообщениями, игровых платформах и мобильных телефонах. В результате, негативное влияние сети Интернет помимо физических воздействий, может привести к снижению успеваемости, к проблемам, связанным с эмоциональным и психическим здоровьем подростков. В статье представлены особенности проектов по профилактике кибербуллинга: TABBY, KiVa, Cybereduca 2.0. Показаны MediaHelden, StopCyberbullyingDay, CREEP.<br>Для формирования у подростков навыков цифровой гигиены и профилактики кибербуллинга использовался метод педагогического моделирования. Методологические основы изучения формирования навыков цифровой гигиены и профилактики киберзапугива-ния подростков ориентированы на аксиологический, партисипативный и киберонтологичес-кий подходы. Структурно-содержательная схема формирования навыков цифровой гигиены подростков и профилактики кибербуллинга состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей: представлена через целевую, содержательно-процессную, результативную составляющие, определены психолого-педагогические условия. В данной педагогической модели, представленной в исследовании, представлены взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты, определены эффективные психолого-педагогические условия.</p> Г. Ниязова, Д. Берди Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5542 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Особенности использования искусственного интеллекта в повышении интереса младших школьников к музыке http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5543 <p>Известно, что конкуренция в мировой системе образования ставит конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся в новом направлении. В настоящее время проблема повышения интереса учащихся к урокам в стране требует необходимости их проведения взрослыми и учителями на основе правил духовности и нравственности. Поэтому в данной статье рассмотрены особенности использования искусственного интеллекта на уроках музыки для повышения познавательного интереса учащихся к музыке в начальной школе. В образовательном процессе начальной школы акцент делается на способах повышения познавательного интереса учащихся к музыке, проведении уроков в соответствии с музыкальной программой в интересной и познавательной форме. В связи были изучены и сопоставлены преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта, уделено внимание аспектам искусственного интеллекта, которые оказывают естественное воздействие на учащихся, умению использовать его в соответствии с темой.<br>Уроки музыки не только привлекают детей, но и способствуют пониманию ими загадочного и волшебного мира музыки, оказывая особое влияние на их духовное и творческое развитие. По этой причине за основу статьи взяты важные аспекты использования искусственного интеллекта, которые интересуют учащихся и помогают более глубже раскрыть тему урока. Конечно, невозможно охватить все темы уроков музыки в одной статье и постоянно использовать искусственный интеллект. Однако не следует забывать, что использование искусственного интеллекта для повышения познавательного интереса учащихся младших классов к музыке является одной из инноваций, которые сейчас входят в образовательную сферу.</p> Г.Е. КУЖАГУЛОВА, Г.А. КАЙБУЛЬДАЕВА, Г.Е. ПЕРНЕБЕКОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5543 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ БИОТЕХНОЛОГИИ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5544 <p>В настоящее время в вузах рассматривается важность подготовки образованных, качественных специалистов, повышения уровня знаний, развития инновационных методов в сочетании с знаниями научно-педагогического направления, приобщения молодежи к творчеству. Среди них единственной системой, используемой в качестве методики обучения поисково-исследовательским навыкам в образовательных программах, является эвристический метод. Методика формирования поисково-исследовательских навыков обучающегося с использованием таких действий, как наблюдение, экспериментирование, получение результатов и подведение итогов разработана путем микроклонального размножения рода Tulipa. В рамках исследования были достигнуты положительные результаты в творческом развитии обучающегося при выполнении лабораторной, самостоятельной работы совместно с преподавателем<br>Уровень сформированности познавательной активности обучающихся определялся анализом показателей контрольной и экспериментальной групп обучающихся до и после эксперимента. Вместе с тем, как определено в сравнительном показателе формирования познавательной деятельности обучающихся, в результате их развития после проведения исследования установлено, что в экспериментальной группе увеличилось количество обучающихся, в полной мере усвоивших содержание дисциплины и показавших высокий уровень.</p> Г.Ж. ТУРМЕТОВА, Н.Н. САЛЫБЕКОВА, Г.А. БАБАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5544 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Изучение микроорганизмов, повышающих засухоустойчивость растений через приложение «Интерактивная микробиология» в вузе http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5545 <p>В условиях модернизации системы образования актуальным для сферы образования является поиск прогрессивных технологий образования и внедрение их в образовательный процесс. С этой точки зрения в нашем исследовании результаты экспериментальных работ казахстанских ученых, связанные с повышением засухоустойчивости растений посредством микроорганизмов, включены в содержание предмета вуза «Микробиология и вирусология». По данным официальных источников, учитывая, что 44% площади суши Республики Казахстан занимают пустыни, а 14% - пустынные территории, это является основой обучения будущих молодых специалистов способам решения актуальных проблем.<br>Практическая деятельность в высшей школе осуществляется совместно с научно-экспериментальными работами по апробации, разработке и обоснованию новых педагогических идей. В статье представлены методы повышения засухоустойчивости растений с помощью микроорганизмов, методика обучения студентов биологической образовательной программы вуза посредством мобильных технологий.</p> С.В. СУМАТОХИН, П.Ж. Нагашыбаева, К.А. Жумагулова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5545 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Формирование исследовательских навыков студентов с помощью технологии выращивания мандарина в лабораторных условиях http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5546 <p>Данная исследовательская работа была направлена на формирование у учащихся природно-научных знаний и умений по биологическим процессам в преподавании биологии в школьной программе и совершенствование их исследовательских способностей по научному направлению биологии. Подчеркнута важность организации исследовательской работы на основе методик выращивания мандаринов в условиях школьной лаборатории в соответствии с поставленной целью.<br>На основе проведенной исследовательской работы установлено влияние биологических экспериментов, организованных по методикам выращивания мандаринов у учащихся экспериментальных классов, на успешность освоения учащимися дисциплины, а также на формирование исследовательских навыков. Проанализирована актуальность параллельного освоения учащимися практической квалификации путем проведения внеурочной лабораторной работы, а также тематического обучения в рамках программы 7 класса. Было показано, что закрепление полученных теоретических знаний лабораторными работами обеспечивает формирование у обучающихся высокой заинтересованности в изучении биологии: познавательной, познавательной, исследовательской, прикладной учебной деятельности. Как и в традиционной системе образования, ученик формируется не только как слушатель, но и как Совершенная Личность, активная в учебном процессе, любознательная, стремящаяся к самостоятельному познанию. Эффективное использование лабораторных работ в преподавании биологии, несомненно, будет ориентировано на правильное формирование у учащихся отношения к области науки, т. е. исследовательских навыков.<br>В статье продемонстрирована эффективность формирования у учащихся исследовательских познаний в преподавании биологии.</p> Г.И. Исаев, А.И. ИСАЕВ, А.И. Азимбай Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5546 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Методика формирования функциональной грамотности будущих учителей физики путем выполнения практических заданий http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5547 <p>XXI век как век глобализации предъявляет новые требования к будущим учителям физики. Одной из основных задач реализации требований работодателей является формирование предметных компетенций учителей физики, работающих в системе общего среднего образования. Сложные социально-экономические изменения,происходящиесегодня в мире, быстрые темпы информационных потоков требуют внедрения новых ориентиров и подходов к формированию конкурентоспособных современных будущих специалистов. Статья направлена на развитие функциональной грамотности будущих учителей физики. Приведен опрос учителей общеобразовательных школ. Кроме того, рассмотрены задания на повышение качества знаний учащихся путем выполнения задач на функциональную грамотность, результаты сопоставлены в диаграмме. Приведенные задания на функциональную грамотность составлены в соответствии с критериями оценки, поставлена формативная оценка в соответствии с дескрипторами. Проведен обширный анализ понятия функциональной грамотности. Ярко выражена актуальность и значимость понятия функциональной грамотности в современной системе образования. Описаны способы составления заданий по функциональной грамотности по физике для того, чтобы быть наравне со странами с развитым образованием в эпоху конкуренции знаний.</p> А.Х. Сарыбаева, А. Сериккызы, А.А. Миндетбаева Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5547 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с молодежью на основе национальных ценностей http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5548 <p>В статье рассматриваются подходы и методы подготовки будущих педагогов-психологов к работе с молодежью с акцентом на национальные ценности. На основе анализа актуальных научных исследований и практических данных, автор освещает значимость интеграции национальных ценностей в образовательный процесс как инструмента формирования нравственных и социальных ориентиров у молодежи. Основное внимание уделено разработке учебных программ, включающих элементы национальной культуры, традиций и обычаев, что способствует развитию у студентов педагогических вузов чувства принадлежности и уважения к родной культуре. Представлены результаты социологических опросов и интервью с преподавателями и студентами, которые показывают уровень восприятия и готовности к внедрению национальных ценностей в образовательный процесс. Предложены практические рекомендации для педагогов и административного персонала вузов по эффективной интеграции национальных ценностей в учебный процесс. Автор делает вывод о необходимости систематического подхода к подготовке педагогов-психологов, способных не только обучать, но и воспитывать молодежь на основе национальных ценностей, что является важным компонентом устойчивого развития общества. В заключении делается акцент на важности непрерывного профессионального развития педагогов для успешной адаптации к изменяющимся условиям современной образовательной среды.</p> K.K. Кабекеева, С.Б. Мұхамедалы, К.С. Кенжебаева Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5548 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Подготовка будущих специалистов к эффективному производству с 3D-принтером в учебном процессе: на примере инженерно-технических знаний http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5551 <p>Современные технологии производства, особенно 3D-печать, значительно эволюционировали в последние годы, открывая новые возможности для эффективного производства и инноваций. Особенно актуальной проблемой стала подготовка будущих специалистов для создания дронов в сфере образования. Освоив способность легко и быстро создавать структурные детали с помощью 3D-печати, будущие специалисты не только упростят проектирование и производство дронов, но и научатся технологии производства легких и высокоэффективных устройств, снижая затраты. Поэтому применение метода 3D-печати при разработке дронов в учебном процессе приобретает особую актуальность как перспективное направление эффективного производства. Целью данного исследования является рассмотрение вопросов подготовки будущих специалистов к эффективному производству с 3D-принтером на примере разработки дронов с помощью 3D-принтера. В ходе исследования был использован метод теоретического и экспериментального анализа, моделирования и проектирования. В процессе обучения были проведены работы по определению зависимости подъемной силы готового дрона от размеров лопастей, а также расчет зависимости мощности двигателя. В результате с помощью теоретических методов удалось познакомиться с физическими свойствами дрона, включая расчет параметров веса, распределения массы, инерционных моментов и стабильности. В целом, физические параметры дрона, разработанного с помощью 3D-принтера, оптимизированы и обеспечена его эффективная работа. Результаты исследования могут стать основой для работ по подготовке будущих специалистов, направленных на повышение конструктивных и функциональных возможностей дрона.</p> Е. ЖАБАЕВ, К. КЕЛЕСБАЕВ, Г. ОРМАНОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5551 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Инновационные технологии для обучения бизнес-английскому языку: использование искусственного интеллекта в образовании http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5552 <p>В данной статье рассматривается преобразующая роль современных технологий, включая искусственный интеллект и нейронные сети, в процессе обучения английскому языку в университетах. С учетом изменений в образовательной среде становится необходимым понимать, как наилучшим образом внедрять эти инструменты в учебный процесс для достижения максимальной эффективности обучения. Основная задача данного исследования заключается в анализе как положительных аспектов, так и сложностей, возникающих при интеграции современных технологий в процессы обучения и преподавания английскому языку. В центре внимания находятся способы повышения эффективности образовательного процесса, а также влияние инструментов искусственного интеллекта на трансформацию традиционных образовательных моделей, что позволяет создать более персонализированную, адаптивную и интерактивную учебную среду.Исследования показывают, что решения на основе искусственного интеллекта могут существенно улучшить качество преподавания английского языка, формируя более интересную и индивидуально ориентированную учебную среду. Эти технологии дают возможность подстраивать обучение под различные потребности студентов, что, в свою очередь, способствует повышению их вовлеченности и улучшению результатов в изучении языка. В статье также акцентируется внимание на значении выбора эффективных и подходящих технологий для обучения. Подчеркивается, что преподаватели должны обеспечивать не только актуальность, но и высокое качество учебного материала. В этом свете преподаватели иностранных языков занимают центральное место: они играют критически важную роль во внедрении новых технологий и адаптации своих педагогических подходов, чтобы максимально эффективно использовать преимущества искусственного интеллекта. Новизна данной работы заключается в тщательном анализе современного состояния исследований по применению новых технологий в обучении английскому языку. Изучая последствия для преподавателей и студентов в цифровую эпоху, исследование вносит ценный вклад в понимание будущего языкового образования, подчеркивая необходимость постоянной адаптации и инноваций в методах преподавания. В ходе исследования подчеркивается важность подготовки как преподавателей, так и учащихся к образовательной среде, основанной на технологиях.</p> A.K. Маринбаева, Б.М. Сабденбекова, Е. Цай Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5552 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Методика развития физических качеств школьников 6-10 лет с помощью нормированной и перцентильной шкалы http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5553 <p>В данной статье рассматриваются пути развития физических качеств младших школьников в общеобразовательной школе г. Туркестана с помощью нормированной и перцентильной шкал. В результате интервью и опроса учителей школ, студентов 1-курса обучающихся по образовательной программе «Физическая культура и спорт» в Международном университете туризма и гостеприимства и Кызылординском университете имени Коркыт Ата проведена системная работа по выявлению недостатков и достижений на уроках физического воспитания, проводимых в общеобразовательных школах. В настоящее время из-за увеличения количества классов (учащихся) в школах по всей стране, одновременное проведение в спортзале урока физической культуры в двух-трех классах во 2 и 3 четверти отрицательно сказывается на качественном проведении занятий. Это привело к снижению показателей физической подготовленности и физических качеств школьников, а также интереса у учащихся к предмету физического воспитания, всесторонне проанализировав этот вопрос, мы подготовили специальные тестовые задания, направленные на повышение показателей физической подготовленности и улучшение физических качеств учащихся 6-10 лет в школе. В конце каждой четверти была проведена комплексная работа по формированию конкурентной среды между одноклассниками и стимулированию их интереса путем индивидуального приема заданий от каждого ученика. В школе проведена комплексная работа по подготовке специальных тестовых заданий направленных на повышение физической подготовленности и совершенствование физических качеств учащихся в возрасте от 6 до 10 лет, для пробуждение интереса и формирования конкурентной среды между одноклассниками проводился индивидуальный прием тестовых заданий учащихся в конце каждой четверти. Поставленная перед нами цель была полностью достигнута и дала свои результаты. В дальнейшем положительные результаты нашей работы будут внедрены в практику школ других регионов страны и направлены на оказание методической поддержки учителям физической культуры.</p> Н.К. ЖИЛИСБАЕВ, Ж.М. ЕСИРКЕПОВ, A.T. БАЙКЕНЖЕЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5553 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Эффективность метода «Одна страница» в обучении фольклору студентов бакалавриата: смешанное исследование http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5554 <p>В настоящем исследовании рассматривается педагогическая эффективность метода «Одна страница» в развитии у студентов бакалавриата навыков понимания и творческого осмысления казахской народной прозы. В условиях растущей популярности студентоцентрированного подхода в высшем образовании необходимо оценивать методики преподавания, способствующие развитию интерпретативного мышления, культурной осведомленности и лаконичного письменного изложения. Метод «Одна страница» требует от студентов прочтения сложных текстов народной прозы и представления их смысла в виде креативного одностраничного формата, включающего символические образы, ключевые слова и основные идеи. Исследование выполнено в рамках смешанной методологии с использованием количественных и качественных данных. В интервенции приняли участие 58 студентов, обучающихся на курсе казахской литературы в осеннем семестре 2024 года. Количественная часть включала до- и после-тесты на понимание, интерпретацию символов и запоминание. Качественная часть включала тематический анализ студенческих работ и письменных размышлений. Для анализа результатов тестирования использовалась программа SPSS версии 27. Парный t-критерий показал статистически значимое улучшение показателей: средний балл увеличился с 68,2 (SD = 7,4) до 81,9 (SD = 6,1), t (57) = 9,02, p &lt;.001. Качественный анализ выявил рост вовлечённости студентов, углубление культурного понимания и повышение уровня креативности при интерпретации текста. Результаты показывают, что метод «Одна страница» является эффективным инструментом обучения народной прозе в высшей школе. Он сочетает визуальное мышление, критическую интерпретацию и лаконичное изложение, соответствуя требованиям образования XXI века. Метод особенно полезен для сохранения культурной грамотности и повышения активности студентов при работе с текстами. Исследование рекомендует более широкое применение данного метода в преподавании литературы и его адаптацию в смежных дисциплинах, связанных с фольклором.</p> А.У. БЕСКЕМПИРОВА, К.С. ЕРГӨБЕК, К.Т. КУДАЙБЕРГЕНОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5554 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Модель национальной школы А. Кыраубаевой http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5556 <p>Статья посвящена модели национальной школы, авторской концепции и результате апробации, педагогических трудах ученого-педагога А. Кыраубаевой. Оценивая новые сведения о национальной школе, утвержденной на основе авторской программы «Вера» ученого, автор статьи размышляет об уникальной системе и инновационных особенностях школы-лицея гуманитарной казахской культуры. Доктор филологических наук А. Кыраубаева – ученый-новатор, которая, работая в Национальном университете имени Аль-Фараби, апробировала авторскую концепцию «Сенім» в селе Жандосов Каскеленгского района Алматинской области в 1993–1996 годах и реализовала на практике модель национальной школы.<br>Особенности школы в контексте обновленного содержания образования, эффективных достижений в обучении, превращения образовательного процесса в поле опыта для повышения активности учащихся по достижению «продукта» образования и т.д. В повестку дня поднимаются важные вопросы, вспоминая инновационные практики в сфере образования, научных исследований и использования лучших практик в современной образовательной работе. В этом направлении крупным педагогическим исследованием и уникальной реформой, о которой прежде всего будет упомянуто, является авторская школа А. Кыраубаевой.<br>Модель национальной школы, предложенная А. Кыраубаевой – это инновационная новая идея, безальтернативная, педагогическая работа, имеющая прочную дидактическую и методическую основу, которая может быть блестяще представлена на мировом уровне. Статья написана об учёном апробировавшим крупный проект в области образования и просвещения – создание школы, основанной на современных и национальных ценностях. Он был представлен с целью ознакомления с педагогическими взглядами А. Кыраубаевой.</p> Ж.Н. Кумисбекова, Ф.Ш. Оразбаева Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5556 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 К вопросу о ключевых компетенциях будущего педагога http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5557 <p>Статья посвящена теоретическому осмыслению ключевых профессиональных компетенций педагогов на основе анализа научных публикаций и нормативных документов Республики Казахстан, а также с учётом международного опыта. Целью исследования является сравнительный анализ требований к компетенциям будущих учителей в странах с различными моделями управления системой образования: централизованной (Казахстан, Россия, Китай), децентрализованной (Германия) и гибридной (Швеция). В результате анализа десяти концептуальных моделей были выделены семь ключевых компетенций: предметные знания, педагогические знания содержания, оценочные компетенции, рефлексия и саморазвитие, цифровые/технологические компетенции, коммуникативные навыки и управление учебным процессом. Кроме того, определён перечень перспективных компетенций, целесообразных для включения в структуру подготовки будущих педагогов: медиаграмотность, исследовательская компетенция, проектно-ориентированные и когнитивно-активизирующие подходы в обучении, ИКТ-компетенции. Исследование выявило общие тенденции и специфические особенности в подходах к формированию компетенций педагогов в зависимости от национальных образовательных традиций и современных вызовов цифровой эпохи. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программ профессионального развития педагогов и актуализации содержания педагогических дисциплин в системе высшего и профессионального образования.</p> А.С. Жунисбаева, С.Б. Бегалиева Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5557 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 РИСУНОК МЕТОДАМИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ: ИНТЕГРАЦИЯ AUTOCAD В МУЛЬТИМОДАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5558 <p>Целью данной статьи является анализ практики использования преподавателями наглядно-демонстративных материалов по изобразительному искусству в школе, а также оценка эффективности проведенных специальных мультимодальных серий уроков, направленных на выработку у учащихся необходимого уровня навыков для ведения работы с натуры. Содержание уроков включало в себе мультимодальные контенты для глубокого изучения темы «Искусство натюрморта» раздела долгосрочного плана «Визуальное искусство» ТУП по предмету «Художественный труд» для 5-9 классов, где наглядно применяются основные приемы и методы начертательной геометрии в интерпретации объектов учебной постановки натюрморта с использованием возможностей системы AutoCAD для его визуализации.<br>Проведение подобного рода исследования обусловлено прежде всего необходимостью поиска всевозможных путей развития воображения и пространственного мышление у учащихся для их более убедительной передачи форм и взаимного отношения пространственных фигур на рисунке. Методы исследования включают экспертный анализ рисунков учащихся с постановки натюрморта и анкетирование, направленное на выявления у них уровней сформированности необходимых навыков для дальнейшего успешного ведения рисунка с натуры, т.е. передачи пропорции объектов рисования, пространственных отношений объектов, света и теней объектов. Исследование проводилось в 2-х среднеобразовательных школах г. Алматы и приняли в нем участие 100 учащихся 5-х классов (50 учащихся экспериментальной, 50 контрольной групп).</p> А.Ж. КУЗДЕУБАЕВ, К.А. БАЙГУТОВ Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5558 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Преподавание дастана эпохи Золотой Орды «Хосров и Ширин» http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5555 <p>В данной научной статье всесторонне исследуются пути вхождения литературного наследия Золотой Орды в современное литературное пространство, а также художественные особенности этих произведений. Подробно анализируются поэтический язык, содержательная структура, жанровые особенности, стилистика и историко-культурное значение художественных текстов того периода. Особое внимание уделяется кысса-дастанам как жанру, их идейно-тематическому наполнению и вкладу в развитие литературной мысли средневековья. Наследие Золотой Орды рассматривается как важная составляющая преемственности в истории казахской литературы и как источник нравственно-духовного воспитания.</p> <p>В качестве объекта исследования выбран дастан «Хосров и Ширин» – яркий образец восточной классической традиции. Анализируются его структура, художественные особенности, философская глубина и воспитательный потенциал. Показано, что изучение данного произведения способствует расширению мировоззрения студентов, формированию эстетического вкуса, нравственных ориентиров и аналитического мышления. Дастан рассматривается как эффективное средство развития умений анализа и интерпретации художественного текста.</p> <p>Методологической основой статьи стали труды К.&nbsp;Битибаевой «Эффективные пути преподавания литературы» и Б.&nbsp;Жумакаевой «Методика преподавания казахской литературы». На их базе предлагаются устные, письменные и наглядные методы, направленные на глубокое освоение художественного текста. Также систематизированы задания и упражнения для развития критического мышления студентов, включая аналитические вопросы, проблемные задания и творческие работы. Данная статья может быть полезна как методическое пособие для преподавателей дисциплины «Литература древнего периода» и студентов-филологов, а также для всех, кто интересуется методикой преподавания казахской литературы.</p> А.Т. Мурзатаева, Н.К. Матбек, Н. Темур Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5555 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5549 <p>В статье был изучен уровень грамотности в области искусственного интеллекта (ИИ) обучающихся направления STEM-образования Павлодарского педагогического университета имени Әлкей Марғұлан. Цель исследования – определить уровень грамотности в области искусственного интеллекта у студентов педагогических вузов перед внедрением курса «AI – STEM» для формирования грамотности в области искусственного интеллекта при реализации STEM-образования. В ходе исследования был определен уровень грамотности 133 студентов, в том числе знание ИИ, применение ИИ, оценивание ИИ, этика ИИ. Уровень грамотности ИИ проверялся с помощью четырех гипотез: первая гипотеза у студентов низкая грамотность в области искусственного интеллекта; вторая гипотеза студенты, обучающиеся по специальности информатика, имеют более высокую ИИ-грамотность, чем студенты, обучающиеся по другим специальностям; третья гипотеза уровень ИИ-грамотности у мужчин выше, чем у женщин; четвертая гипотеза студенты, использующие персональный компьютер для выполнения домашних заданий, обладают более высоким уровнем ИИ-грамотности.</p> <p>Данное исследование может помочь в разработке «AI-STEM» курса, направленного на повышение грамотности в области искусственного интеллекта. Использование технологий искусственного интеллекта в STEM-образовании формирует и повышает уровень грамотности студентов в области искусственного интеллекта.</p> И.Ш. АБИШЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5549 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Индекс мотива эпоса «Козы Корпеш – Баян Сулу» (по классификации Аaрне–Томпсона) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5512 <p>Аннотация. В статье анализируется индекс мотивов по системе Аарне–Томпсона–Утера (ATU) в романическом эпосе «Козы Корпеш – Баян Сулу». Современная казахская фольклористика переживает значительные изменения, связанные с развитием науки. Система Аарне–Томпсона–Утера (ATU) представляет собой сборник списков, в которых сказочный жанр и его типы отражены в фольклористике. Однако в данной статье анализируется индекс мотивов в жанре эпической поэмы, а не в жанре сказки.<br>Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания новой формы жанра, его роли и сущности в контексте казахской фольклористики. Нумерация, обобщение мотивов по индексу до настоящего времени не находилось в научном обороте в казахской фольклористике. Проведен анализ традиционного эпического текста «Козы Корпеш – Баян Сулу», относящегося к казахским лироэпические произведениям.<br>Определено научное значение индекса мотивов в современной казахской фольклористике, а также сделаны новые выводы. Научная значимость статьи заключается в том, что анализ эпических произведений на основе индекса мотива обеспечивает научное обоснование исследования. Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы студентами, магистрантами, докторантами и литературоведами в дальнейших исследованиях.<br>Статья основана на анализе романического эпоса «Козы Корпеш – Баян Сулу» и дает научные выводы относительно индекса мотива, который имеет особое значение в фольклористике.<br>Научные выводы, приведенные в статье, касаются индекса мотивов и основаны на анализе любовных произведений. Эти результаты могут быть представлены широкой публике и имеют особую значимость для дальнейшего изучения фольклористики. Итоги исследования станут ценным источником для разработки методики преподавания в вузах.</p> Г. АБИХАНОВА, М. САТИНБЕКОВА, Е. Хуатбекулы Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5512 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Традиция жырау в лирике Нурлана Маукенулы http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5513 <p>В статье рассматривается поэзия талантливого поэта, ярчайщего представителя поэзии 1980-90-х годов Нурлана Маукенулы. Авторы анализируют живую связь поэтического мышления поэта с мировоззрением жырау и поэтической традицией ХҮ-ХҮІІІ веков. На материале лирики поэта, исследователи оценивают плодотворное воздействие традиции жырау на идейно-художественную особенность современной поэзии. Авторы выявляют глубокие корни философско-идейной взаимосвязи и общих художественных подходов лирики Нурлана Маукенулы с поэзией жырау; сравнивают систему образов и языковую палитру, характерные для лирики художника, с наследием жырау; демонстрируют художественное мастерство поэта в использовании стихотоворного ритма и рифмы тардиционной поэзии. Исследователи делают попытку истолковать предпосылки и причины обращения поэта к истокам национального поэтического творчества; оценить самобытное выражение личности и гражданской позиции поэта и его художественно-идейный успех в размышлениях о прошлом, современной жизни и о будущем нации. В заключении говорится о вкладе Нурлана Маукенулы в углублении мастерства, в развитии художественно-изобразительных средств современной поэзии; оценивается вклад поэта в возрождение традиции жырау, и его мастерское использование для изображения современных реалий общества, обогащения литературного языка и развитие эстетического качества казахской лирики. Результаты исследования предоставляют новое видение о поэтической природе и творчестве Нурлана Маукенулы, а также углубляют теоретические знания о художественных поисках, проблемах традиции и новаторства, а также стилизации в современной казахской поэзии.</p> Б.Б. КЕЛГЕМБАЕВА, А.М. КАРТАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5513 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Анализ с точки зрения структуры, темы и выражения романа «Не хочу терять надежду» Немата Келимбетова http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5514 <p>Роман казахского писателя Немата Келимбетова «Надежда» является психологическим и биографическим произведением. В романе показана любовь и благодарность лежачего больного к своей жене, описывается борьба за жизнь больного человека. В романе на ярких примерах успешно представлены внутрисемейные жертвы, дружба и товарищеская солидарность. Вместе с тем, такие понятия, как неблагодарность и безжалостность, передаются через произошедшие события. В романе Немата Келимбетова «Надежда» ряд реальностей изложен с его точки зрения, описаны воспоминания автора и жизнь окружающих его людей. В данной работе основное внимание уделяется выявлению литературной ценности романа «Надежда» и тому, как рассказчик описывает идеальный тип человека. Таким образом, ставится цель проанализировать, как борются люди, не теряющие надежды перед лицом социальных событий, представленных в романе. В статье в качестве метода используется разработанный профессором Шерифом Акташем современный метод анализа текста, на основе которого исследуются структура романа и связанные с ней основные элементы, а также рассматриваются такие темы, как семейная любовь, верность, страдания больных, долг врачей, межличностные отношения, милосердие, доброжелательность, героизм, интриги, привычка к чтению и письму, которые выделяются в сюжетной линии. В этом контексте рассматриваются менталитет, структура, тема, языковые и повествовательные особенности текста.</p> Е. Жиенбаев Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5514 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Унисекс имена в казахском языке http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5515 <p>В жизни человечества предотвращение насилия, возрождение принципов гуманного существования и обеспечение справедливого мира для будущих поколений требуют устранения неравенства между женщинами и мужчинами. В этом направлении становится актуальной всесторонняя научная проработка данной темы. В современных исследованиях вопрос новых терминов в языках всегда выходит на первый план, и это неоспоримый факт. В данной статье впервые в научной среде представлен термин «унисекс имена»<br>В казахском языке отсутствует специальная категория, посвященная только роду, и, следовательно, эта тема не затрагивается языковыми нормами. Тем не менее существуют элементы, которые единообразно отображаются в форме личных имен. В казахстанском обществе при выборе имени для ребенка учитывается его пол, но есть имена, которые могут быть предоставлены как мальчикам, так и девочкам. В данной статье рассматриваются причины исследования унисекс имен в казахском языке, их влияние на психологию ребенка, а также их роль в социальной адаптации личности в обществе. Исследования по унисекс именам в казахском языке систематизированы, а также проведено сравнение с аналогичными формами в других культурах. Особое внимание уделено структуре и созданию лексико-семантических значений унисекс имен в казахском языке, а также выявлены факторы, влияющие на социокультурную адаптацию личности. Для подтверждения выводов был проведен опрос с использованием специально разработанного опросника.</p> Ж.А. Агабекова, А.А. АЛМАСБЕК Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5515 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Лексико-семантические особенности фразеологических выражений с участием слова «көңіл» и «дил» в хикметах Ахмета Ясави http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5516 <p>В статье сделан анализ лексико-семантических особенностей фразеологических выражений с участием эмоциональных и ментальных слов, отличающихся по частоте употребления, семантической специфике, смысловому, понятийному разнообразию. Прежде всего, кратко остановился на некоторых мнениях и основных определениях в различных источниках, связанных с этимологией, процессами становления, развития слова ақсау, о значении, прямом и переносном значениях, а также о функциях, смысловой окраске словосочетаний в хикметах Ясави. Затем слова в составе фразеологических выражений, составленных с участием эмоциональных и ментальных слов, подразделяются на группы в зависимости от способа общения и грамматического значения (относительности к классу слов). Далее, в соответствии с целью статьи, в строках хикмета выделяются фразеологические выражения, которые выполняют большую роль в выражении различных психических состояний человека, таких как поведение, достоинство, эмоции, чувства, приводятся сведения об их значениях. После обобщения, они по лексико-семантическим особенностям определены в две группы: «перифразы, связанные с хорошим-плохим поведением, сознанием человека» и «перифразы, выражающие различное психическое состояние человека», разделены на подгруппы в зависимости от различных смысловых, эквивалентных качеств таких как печаль, трепет, проклятие, отвращение, обида, восхищение, удивление, беспокойство, страх, скука, радость, восторг, утешение, терпимость, хвастовство, вдохновение, нервозность, печаль, смущение, симпатия, поддержка, драйв и т.д.</p> С. УТЕБЕКОВ, Ш. Карсыбекова, Г. СЕЙДАЛИЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5516 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Образы богинь Умай и Жер-Су в фольклоре тюркских народов http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5517 <p>Фольклор – это хранилище основ мировоззрения каждого народа. Фольклор является уникальной кладезью истории народа, его взглядов и особенностей познания мира, которая передается из поколения в поколение, сохраняя информацию о ходе развития духовного мира народа. Из мира, созданного фольклором, можно узнать, как развивался народ, о чем мыслил, как жил, какими ценностями дорожил. Даже если некоторые страницы истории забыты или намеренно искажены, только фольклор остается уникальным источником, хранителем памяти, культурного кода народа. Несмотря на то, что вера, общественный строй, власть претерпевают изменения, фольклор обладает свойством сохранять информацию в своей особенной форме. Это свойство проявляется в фольклоре в образах. Мифы, обозначающие формирование мировоззрения у каждого народа, образуют систему, отражающую особый образ мышления народа, его неповторимое восприятие мира. Если мифы - это духовное ядро культуры, то мифические образы - неотъемлемая часть этого народа. Хотя мифы выходят из употребления, мифические персонажи, трансформируясь, навсегда остаются в сознании людей. К таким мифическим персонажам мы относим Умай-Ана и богиню Жер-Су тюркских народов. Образы этих богинь мы встречаем в сказках,&nbsp; рассказах, легендах тюркских народов. В сказках, восходящих к мифу, они представлены своими именами, в поздних былинах, рассказах выступают как «Албасты» и «Жезтырнак». Несмотря на то, что функции богинь и Албасты и Жезтырнак находятся в полярных отношениях, мы видим, что действие этих персонажей связано с семьей, рождением ребенка и положением женщины. Цель статьи – раскрыть образы богинь Умай и Жер-Су в тюркском фольклоре и проанализировать проявления их божественных функций в трансформированных образах. В ходе этого анализ</p> A.K. Ахметбекова, П.Т. Ауесбаева Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5517 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАИМЕНОВАНИЯ БРЕНДОВ В СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ БРЕНДОВОЙ КУЛЬТУРЕ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5518 <p>В условиях активного развития креативных индустрий и расширения потребительского рынка в Казахстане особое значение приобретает номинация брендов как инструмент лингвокультурной идентификации, прагматического позиционирования и символической репрезентации. В статье рассматривается проблема языковых механизмов создания брендовых наименований в казахстанской брендовой культуре и выявляется, каким образом номинативная функция реализуется через лингвистические стратегии нейминга. Номинативная функция в ономасиологической парадигме рассматривается как базовый механизм вторичной языковой номинации, направленный на создание устойчивой связи между знаковым выражением и денотатом, обогащённой когнитивными, аксиологическими и культурными компонентами. Она обеспечивает узнаваемость, вербализует концепт, символически кодирует товар и задаёт ориентиры его интерпретации в массовом сознании.<br>На материале казахстанских брендов, функционирующих в различных отраслях (одежда, еда, косметика, финансы, технологии), выявлены разнообразные способы реализации номинативной функции – от семантической транспарентности и этнокультурной маркированности до фоносемантической экспрессивности и визуально-графической выразительности. В частности, анализируются примеры, где номинация активирует метеорологические метафоры, коннотируя свежесть и натуральность; где используются традиционные имена, связанные с женственностью и красотой в казахской культуре; где сочетаются топонимы и универсальные англоязычные лексемы, реализуя модель глобально-локального синтеза; где сочетаются прилагательные и слова, обозначающие благосостояние, репрезентируя идеи прозрачности и надёжности в сфере финансов; где используются лексемы с высокой эмоциональной нагрузкой, соединяя эмоционально-прагматическую и метафорическую стратегии; где используются слова, связанные с восточной эстетикой, мягкостью и визуальной симметрией, создавая эффект мягкости и чувственности; где базируется на понятиях духовной награды в исламе, транслируя этические ориентиры бренда и создавая устойчивую ценностную привязку.<br>Таким образом, номинативная функция в структуре казахстанского бренднейминга реализуется через разнообразные лингвистические механизмы: лексико-семантические, культурно-маркированные, топонимические, религиозно-ценностные, фоносемантические, мотивационные и эмоционально-символические. Имя бренда выступает не как нейтральная номинация, а как многоплановая когнитивная структура, реализующая культурные, этические и прагматические смыслы через языковую форму.</p> А.М. НУРБАЕВА, И.Б. БАЙСЫДЫК, Ш. ГАНИЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5518 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Художественная особенность современного языка айтыса (По материалам айтыса Армана Бердалина) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5519 <p>В статье рассматривается процесс изучения жанра айтыса, формирование и развитие этого искусства в прошлом и настоящем, а также вклад айтыскера Арманa Бердалина в развитие айтыса. Так как литературное наследие Армана Бердалина ранее не становилось предметом полноценного исследования, в основу анализа положены его состязания, опубликованные на платформе YouTube и в сборниках айтысов (антологиях). В первую очередь изучаются взгляды исследователей, таких как С. Кенжеахметов, С. Каскабасов и других учёных, на феномен айтыса. Рассматривается, как в айтысе с А. Жаппаркуловой Арман Бердалин затрагивает образы исторических личностей: например, А. Жаппаркулова исполняет свои строки в манере Махамбета, упоминая таких поэтов, как Махамбет, Дулат, Майлыкожа, подчёркивая их героизм и вклад в борьбу за независимость с помощью поэтического слова. В ответ Арман Бердалин сравнивает себя с такими выдающимися мыслителями, как Яссауи и Фараби, выделяя остроту слова и глубину мысли своей эпохи. Также анализируется использование литературных выразительных средств обоими поэтами. Кроме того, в статье проводится анализ поэтических особенностей Армана Бердалина в айтысах с Балгынбеком Имашевым, Сарой Токтамысовой и другими современными айтыскерами, выявляются его характерные речевые обороты и индивидуальный стиль. В ходе исследования научно анализируются творческая манера айтыскера, его художественно-стилистическое мастерство и региональные особенности исполнения мақама. Также рассматриваются новаторство и преемственность традиций в современной поэтической структуре айтыса.</p> Г.С. БӨКЕН, Г.Т. ТЛЕУБЕРДИНА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5519 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Особенности арабских, персидских слов в произведении Рабгузи «Киссас-ул-анбия» http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5521 <p>Одним из актуальных вопросов является выявление динамики развития, изменений путем лингвистического анализа и раскрытия тонкостей языка реликвий как народной сокровищницы, сравнения с нашим современным языком, с теми же языками оригинала. Арабские, персидские слова в языке письменных памятников вносят большой вклад в обогащение нашего языка, в пополнение словарного запаса. В ходе исследования особое внимание уделяется языку памятника «Киссас-уль-анбия», выявляются фонетико-морфологические и лексико-семантические особенности слов арабского и персидского языков. Кроме того, рассматриваются закономерности усвоения вводных слов, их звуковые изменения в тюркских языках, адаптация к грамматическому строению. Язык памятника «Киссас-уль-анбия» до этого не был предметом специального исследования. Это наследие, написанное на чагатайском языке, требует более глубокого изучения. В данном исследовании подробно рассматривается процесс проникновения арабских и персидских слов в язык тюркских народов, особенности их формирования и изменения. Распространение ислама оказало большое влияние на культуру и язык тюркских народов, особенно в эпоху Караханов, где стали широко использоваться заимствованные слова из арабского и персидского языков. Благодаря религиозным, научным и литературным произведениям многие арабские и персидские лексемы утвердились в тюркских языках. Исследовательская работа направлена на выявление влияния арабского и персидского слоев на казахский язык в памятниках исторической письменности. Определение роли этих элементов в языковой системе является основной целью исследования.</p> А.К. МОЛДАСЛАМОВА, М.А. УСЕРБАЕВА, Б.Ш. БАЕШОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5521 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Влияние просодических особенностей на запоминание (исследование на основе судебных шоу) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5522 <p>Целью данного исследования является анализ влияния просодических особенностей на восприятие и запоминание слов участниками после просмотра судебных шоу. На основе полученных результатов опроса, проведенного среди 18 респондентов с высоким уровнем владения английским языком, проведена работа по выявлению и анализу вероятности влияния просодических характеристик с помощью количественного, акустического и статистического анализа ANOVA. Основное внимание уделялось выявлению связи между просодическими характеристиками, такими как интонация, высота тона, акцент, и их влиянием на запоминание юридических и нейтральных терминов. Выбраны два фрагмента популярных судебных шоу — «Судебные дела» и «Divorce Court». Результаты показали, что юридические термины чаще запоминались из программ на русском языке, что связано с более формальным стилем и акцентированными просодическими элементами, в то время как эмоционально окрашенные высказывания из шоу на английском языке приводили к запоминанию фраз, не связанных с юридической тематикой. Просодический анализ выявил, что изменения высоты тона, акцентуации и эмоциональной окраски повышают восприимчивость аудитории к определенным фразам. Результаты подчёркивают роль просодии в формировании восприятия юридических медиапрограмм.</p> Г. Кусепова, Г. Бейсембаева, Л. Кусепова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5522 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Основные способы образования неологизмов в современном казахском языке http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5523 <p>В словарном составе современного казахского языка наблюдается активный процесс, связанный с появлением множества новых слов в эпоху глобализации из-за потребности в словах, вербализующих новые знания, которые появились в различных сферах общественной жизни в связи с развитием рыночных отношений, интенсификацией культурных и политических контактов, а также появление новых наук и нанотехнологий. Все эти факторы способствовали “неологическому буму”. Данная статья посвящена изучению неологизмов в казахском языке, пополняемому за счет внутренних и внешних источников. Целью данной научной работы является классификация неологизмов, выявление способов их образования и выявление частоты их употребления в речи языковых личностей. В данной научной работе описаны и классифицированы неологизмы национального языка, выявлены способы их образования, выявлены степени компетентности отдельных лиц в новых словах, сделаны выводы о новизне неологизмов, применимости определенных видов номинации и способах образования. Результаты работы имеют теоретическое значение для развития казахского языкознания, поскольку способствуют развитию теории нового слова в области лингвистики. Основными методами исследования являются социолингвистический мониторинг с целью выявления степени компетентности носителей языка, психолингвистический эксперимент, анкетный опрос и наблюдение за участниками.</p> Г.А. Абенова Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5523 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Интеллектуальная репрезентация гендерного концепта «әйел» в тюркской паремиологической картине мира http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5524 <p>В статье представлен фрагмент научных изысканий авторов в области гендерной лингвистики, лингвокультурологии и лингвоконцептологии. Цель данного исследования – определить и обосновать средства интеллектуальной репрезентации гендерного концепта «әйел» в тюркской паремиологической картине мира. Данное исследование раскрывает лингвокультурологические особенности интеллектуальной репрезентации гендерного концепта «әйел», представленного в гендерной концептосфере тюркских языков. Концепт «әйел» анализируется на материале гендерно маркированных паремиологических средств речи – пословиц-поговорок (паремии) тюркских языков с позиций интеллектуальной характеристики. С этой целью осуществлена выборка гендерно маркированных пословиц-поговорок, репрезентирующих интеллектуальную сферу и качества в образе әйел/женщины. В ходе исследования уделено внимание анализу языковых средств репрезентации интеллектуальных качеств «әйел», который опирался на сравнительно-сопоставительный метод, лингвокогнитивный анализ концепта, моделирование и лингвокультурологический анализ компонентов гендерного концепта «әйел». Гендерный концепт «әйел» до настоящего времени не был предметом специального изучения с позиций интеллектуальной характеристики в тюркской лингвокультуре. Паремиологический материал тюркских языков показал лингвокультурологические особенности концепта «әйел» и актуализировал специальное изучение интеллектуальной характеристики гендерного феномена. Авторы статьи в определении концепта и гендерных категорий опираются на фундаментальные труды по лингвоконцептологии, концептосфере, гендерной концептосфере и гендерной лингвистике. По итогам исследования получены следующие ключевые выводы: раскрыты особенности интеллектуальной репрезентации гендерного концепта «әйел» на основе паремий; выявлены и описаны факторы и средства интеллектуальной репрезентации; определены характеристики тюркской паремиологии и средства моделирования концепта «әйел» как гендерного феномена и субъекта интеллектуальных качеств; проведена сравнительная характеристика интеллектуальных характеристик гендерных макроконцептов, входящих в концептуальную (содержательную) структуру мегаконцепта «әйел». Исследование внесет вклад в развитие методики исследования гендерных концептов, теорию и методологию концептуального изучения гендерной картины мира носителей тюркских языков.</p> A. Бакытжанова, Г. Есбергенова, Б. Муратбек Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5524 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Отражение нравственных проблем в детской литературе http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5525 <p>Детская литература является учебником жизни, формирующим подрастающее поколение и воспитывающим его в нравственности. Поэтому очевидно, что морально-этические вопросы в детской прозе важны. Произведения, опубликованные в семидесятые и восьмидесятые годы, отличаются остротой морально-этических вопросов и глубиной душ героев. В данной статье, подготовленной в этом контексте, всесторонне анализируется художественное представление и воспитательное значение морально-этических ценностей в казахской детской литературе семидесятых и восьмидесятых годов. Через произведения известных авторов Каржаубая Омарулы и Тынымбая Нурмаганбетова в детской прозе на примерах раскрываются такие воспитательные элементы, как семейные отношения, нравственные понятия между детьми и взрослыми, любовь к Родине, уважение к родителям, доброта. В литературном анализе художественными средствами показаны внутренний мир героев, психологические особенности, ценности, сформированные в соответствии с национальной идентичностью. В статье подчеркивается необходимость развития мировоззрения ребенка, формирования характера, привития национальных ценностей посредством литературы. Кроме того, в эпоху глобализации и цифровых технологий отмечается необходимость развития детской литературы в новом формате, пропаганды национального воспитания и нравственности. Детская литература описывается не только как средство эстетического воспитания, но и как культурный инструмент, сохраняющий духовные и культурные коды, благародный качество человека, обеспечивающий преемственность поколений. В исследовании даются рекомендации относительно дальнейшего развития современной детской литературы, а также подчеркивается необходимость ее развития в новых направлениях в будущем.</p> Б.Б. ЕРТАЕВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5525 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Семантизация некоторых лексических единиц в ногайском языке http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5527 <p>В статье рассматривается семантическая природа некоторых языковых единиц в родственном ногайском языке, входящем в кыпчакскую ветвь. Основное направление работы – расширение области сравнительного языкознания тюркских языков, лексикологии и семасиологии, исследование общих закономерностей значения и процессов семантизации.<br>Анализ родственных языков с использованием сравнительно-исторического метода является актуальной областью современного языкознания. Научная статья отражает современные подходы, демонстрируя национальную идентичность и кумулятивную функцию языка в тюркских языках через общие языковые единицы, устойчивые выражения и паремиологический фонд.<br>В статье проведен семантический анализ слов «низам», «казына», «нышан», «сейир», «татым» и тоьр (төр) отобранных из толкового словаря ногайского языка. На основе данных казахского и ногайского языков исследование выявило процессы сужения и расширения семантического значения, обновления и затемнения значений, а также различные коннотативные оттенки общих языковых единиц.<br>Рассмотрение ногайского языка, находящегося под угрозой исчезновения среди тюркских языков, а также охват области семасиологии, требующей научных выводов в современном языкознании, подчеркивают научную актуальность статьи.<br>Исследование позволило изучить возможности создания семантических структур языковых единиц и модификации ситуативного значения некоторых слов. Сравнительный семантический анализ помог перечислить все компоненты значения в статическом виде. Такой подход продемонстрировал высокую теоретическую и практическую значимость и будет полезен для будущих исследований.</p> А.Х. АСЕНОВА, Ж.К. Туймебаев, А.Б. САЛҚЫНБАЙ Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5527 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Лингвистические и культурные аспекты казахских и английских топонимов в глобальном контексте http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5528 <p>Топонимы, или географические названия, являются важнейшими элементами лингвистической системы и служат носителями культурной и исторической информации. Они отражают уникальные географические особенности, исторические события и культурные идентичности регионов. В условиях глобализации лингвистические аспекты топонимов приобретают особую значимость, поскольку они влияют на другие языки и культуры и сами подвергаются влиянию.<br>В данной статье исследуются лингвистические особенности казахских и английских топонимов в глобальном контексте. Английские топонимы получили широкое распространение в мире благодаря историческим факторам, таким как колонизация, торговля и международный статус английского языка. Казахские топонимы, напротив, набирают международное признание через геополитическое значение Казахстана, его экономическое развитие и культурный обмен.<br>Целью исследования является анализ лингвистических характеристик казахских и английских топонимов и их роли в глобальном контексте, изучая исторического и культурного значения этих топонимов. Посредством сравнительного анализа исследование показывает, как эти топонимы отражают уникальные идентичности своих регионов и способствуют глобальному культурному обмену. Результаты работы подчеркивают важность сохранения и продвижения национальных топонимов в условиях глобализации, а также необходимость балансирования глобального влияния с сохранением местного культурного наследия.</p> Б.Ж. Караева, E. Алкая, Б.М. Тлеубердиев Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5528 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Исследования языковых особенностей в «Хикметах» Ясави http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5529 <p>В статье авторы проводят анализ и анализ опубликованных исследований, научных выводов отечественного и ближнего зарубежья о языковых особенностях «Дивани Хикмет»/«Хикметов», являющихся одним из общих наследий тюркских народов. В частности, проводится научный анализ отраженных в трудах по ясавиведению взглядов и мнений казахских ученых Г. Хусайнова, Р. Сыздыка, К. Жубанова, М. Жармухамедова, С. Даутовича, С. Утебекова и других о языковых особенностях, наряду с взглядами таких узбекских и башкирских литературоведов как П.М. Мелиоранский, К. Залеман, С.Е. Малов, А.К. Боровков, Ф. Копрулю, А.Н. Кононов, А. Фекип, К. Эраслан, Н. Маллаев, И. Хаккул, С. Сейфуллах, Н. Хасан. Сначала останавливается на вопросе о многообразии и противоречивости мнений, возникающих среди ясавиведов о том, какая из версий рукописей «Хикметов» является самой старой. Дается обзор исследований о том, что наследие XI века претерпело различные изменения как в количественном, так и в качественном отношении, вплоть до устного распространения Мурид и сохранения в рукописи XV века. В связи с духовной гармонией между учителем Ахмедом Хазини и учеником рассматриваются данные, определяющие, к какому автору относится текст в «Хикметах». В поисках ответов на вопросы о том, сколько стихов «хикметов» принадлежит непосредственно Ясави, опирается на классификации зарубежных и отечественных ученых, посвященные языковым особенностям. В Турции, Узбекистане, Казахстане анализируются мнения ряда исследователей, которые провели обзор, связанный с «Дивани Хикмет».</p> М.Е. АЖИБЕКОВА, Г. САГИДОЛДА, Г.Е. Омартаева Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5529 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Перенос конфликтогем в англоязычных, русскоязычных и казахскоязычных СМИ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5530 <p>Настоящая статья посвящена исследованию механизмов трансфера конфликтообразующих языковых единиц (конфликтогем) в англоязычном, русскоязычном и казахскоязычном медиадискурсе. В условиях глобальной медиатизации и роста идеологической поляризации особое значение приобретает изучение того, как конфликтные формулы переносятся из одного лингвокультурного контекста в другой и какие трансформации они при этом претерпевают. В центре внимания – лексемы и риторические конструкции, обладающие конфликтным потенциалом, способные актуализировать оппозиционные смыслы и формировать поляризованный образ мира в публичной коммуникации.<br>Методологической основой исследования выступили принципы критического дискурс-анализа, компонентного и прагмалингвистического анализа, количественного контент-анализа и лингвокультурного сопоставления. Эмпирическую базу составили 90 медиатекстов из авторитетных англоязычных (BBC, CNN), русскоязычных (Коммерсантъ, Известия) и казахскоязычных (Айқын, Егемен Қазақстан) изданий, опубликованных в 2023–2024 гг.<br>Результаты анализа позволили выявить значимые различия в прагматике использования конфликтогем: от прямой агрессии и идеологизации в русскоязычном дискурсе до юридизированной критики в англоязычных материалах и этически маркированной, но риторически смягчённой подачи в казахскоязычных медиатекстах. Впервые предложено использовать термин қақтығысоген как валидную интерпретацию понятия conflictogeme в контексте казахской лингвокультуры. Установлено, что при межъязыковом переносе конфликтные формулы не только сохраняют семантическое ядро, но и модифицируются в зависимости от норм культурной приемлемости, жанровой специфики и институционального контекста.<br>Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к межкультурному анализу конфликтогем на материале трёх медиапространств, а также в разработке инструментария для изучения культурно-прагматической трансформации конфликтных риторик. Практическая значимость результатов проявляется в возможности применения полученных данных в медиалингвистической экспертизе, разработке программ по медиаграмотности и критическому чтению, а также при создании рекомендаций по этической регуляции новостного контента в поликультурной среде.</p> А.С. Абу, Р.Ж. Саурбаев Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5530 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Лингвокультурные особенности языковых единиц связанных с коневодством в средневековом письменном памятнике (На основе надписей «Байтарту'л-Вазих» и «Кодекса Куманикус») http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5531 <p>В данной статье на основе лингвистических данных рассматриваются лингвистические особенности лексем, связанных с коневодством и формированием традиционного искусства коневодства. Образ жизни кочевников тесно связан с лошадью, поэтому закономерно, что в их языке нередки появления языковых единиц, связанных с верховой ездой. В ходе исследования анализируются особенности употребления лексических единиц, относящихся к коневодству. Подробно раскрыты традиционное понимание верховой езды в письменном памятнике «Байтарту'л-Вазих», а также лингвокультурная природа слов, связанных с верховой ездой, в памятнике «Кодекс Куманикус». Основа формирования традиционного искусства коневодству определяется языком письменных источников. Проведен лингвистический анализ письменных памятников, написанных на средневековых кыпчакских языках. В статье определяется значение лексем, относящихся к искусству коневодства, и определяется их связь с сегодняшним казахским языком.<br>В результате исследования установлено, что слова и словосочетания, относящиеся к коневодству встречающиеся в рукописях, тесно связаны с традицией коневодства казахского народа, раскрывается их культурно-историческое значение. В статье с точки зрения лингвокультурологии систематически анализируются роль традиционного конного искусства как культурного наследия, особое место коня в быту казахского народа и его выражение в языке. В данном исследовании рассматривается связь лексических единиц, используемых в письменных памятниках «Байтартул-Вазих» и «Кодекс Куманикус» с современным казахским языком. Путем изучения языковых особенностей памятника анализируются влияние древних словоупотреблений на современный язык, уровень их сохранности и место в лексической системе современного казахского языка. В результате исследования определены историческая преемственность и законы развития языка.</p> К.А. БАТЫРБЕКОВА, Н.К. ОМАРОВ, М.Е. Алимбаев Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5531 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 Интермедийные связи в романе Рахимжана Отарбаева «Бас» http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5532 <p>Понятие интермедии, как категории, включающей системы и культурные коды, возникшие в результате взаимодействия различных культур, стало предметом изучения литературы. Интермедиальность в казахской прозе – одна из важнейших областей исследования в современном литературоведении. Основное значение интермедиальности-анализ и интерпретация взаимодействия видов искусства (музыка, изобразительное искусство, кино, театр, скульптура и др.) с литературными произведениями. В казахской прозе связь литературы со всеми видами искусства существует с самого начала прозы, поскольку казахская литература по своей природе открыта для различных межкультурных контактов. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся генезиса понятия интермедии и ее появления в казахской литературе. На основе материала романа писателя Рахимжана Отарбаева «Бас» теоретически проанализировано использование термина интермедиа. Анализ произведения в стиле художественной литературы методом интермедии новизна статьи. В статье анализируется выражение и функция скульптуры в тексте Рахимжана Отарбаева. Подчеркивается важность интермедийной связи в процессе анализа художественного произведения. В романе «Бас» выявляется влияние видов искусства (скульптура, поэзия, драматургия) на раскрытие определенного образа, смыслового подтекста, психологического состояния персонажей. Анализируется национальный код, познание-понятия, составляющие элементы традиционной культуры. Формы внедрения элементов национальной культуры в мир литературного творчества писателя.</p> А.И. САПАРОВА Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5532 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ГЕРОЯ В РАССКАЗЕ И. ОДЕГОВА «ВЫВОДИТЕ ЧАНДЕРА» http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5533 <p>В статье впервые проанализированы особенности психологического портрета главного героя в произведении писателя из Казахстана Ильи Одегова «Выводите Чандера» (цикл рассказов «Пришельцы») с точки зрения хронотопа и деструктивной трансформации личности. В основе сюжета – скитания путешественника Артема в индийском городке и внутренние переживания персонажа.<br>Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения произведений представителей современной казахстанской литературы, а именно малой прозы Ильи Одегова, с помощью новейших методов анализа. В статье категоризируются представления ученых‑литературоведов о портрете как способе создания характера, его типах и особенностях. В процессе изучения эмпирического материала было выявлено, что основными средствами моделирования психологического портрета героя в произведении И. Одегова являются пространственно‑временные образы, психологические детали, а также репрезентация эмоций, чувств, переживаний и фиксация физических состояний персонажа, образ которого раскрывается в динамике. При этом отмечается сгущение временных образов. И. Одегов в большей степени сосредоточен на описании «сегодня», того момента, который стал роковым для Артема, а его прошлое и будущее обрисованы штрихами.<br>Эмоциональное состояние героя представлено достаточно ярко, показательно и включает переживания страха, стыда, волнения, болезненного ощущения безысходности, деструктивности выбранного направления. Показан путь духовной деградации главного героя, обусловленный выбором действий, не отвечающих реальным потребностям личности, что в итоге лишило его жизнь смысла, интенций дальнейшего развития и саморазвития. Рассказ И. Одегова «Выводите Чандера» характеризуется глубоким психологизмом, философской направленностью нарратива.</p> А.А. АЛТЫНБЕК Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5533 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000 УЧЕНОМУ ЖУМАБАЮ АБИЛУ, ПРОАНАЛИЗИРОВАВШЕМУ ЭТНОДЕФОРМАЦИОННУЮ ТРЕЩИНУ, 70 ЛЕТ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5541 <p>Профессор Ж. Абиль - ученый, изучавший казахскую драматургию.</p> П. Адиева Copyright (c) 2025 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/5541 Mon, 30 Jun 2025 00:00:00 +0000