Вестник университета Ясави http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy <div> <div>Журнал "Ясауи университетінің хабаршысы" был создан под учредительством университета. 8 октября 1996 г. зарегистрирован в Национальном Агентстве по делам печати и массовой информации Республики Казахстан и выдано свидетельство №232. Индекс №75637. Журнал в 2015 году был перерегистрирован в Комитете связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и выдано свидетельство №232-Ж. С 2013 года журнал зарегистрирован в центре ISSN (Международный стандартный серийный номер) в г. Париже. ISSN 2306-7365. е-ISSN 2664-0686. Периодичность журнала: ежеквартально 4 раза в год.</div> </div> ru-RU khabarshi.iktu@ayu.edu.kz (Habarshy) khabarshi.iktu@ayu.edu.kz (Habarshy) Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 OJS 3.3.0.8 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Эстетика оригинала в поэтическом переводе: стиль, семантика, структура http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4072 <p>В статье рассматриваются вопросы воссоздания эстетического своеобразия оригинального текста в художественном переводе. Эстетика оригинального и переводного текстов в определенной мере должна совпадать в аспекте творческого воспроизведения в переводе ключевых поэтических характеристик, создания эквивалентного эстетического ощущения. Под эстетикой текста здесь понимается совокупность взаимосвязанных мотивных, образно-стилевых, структурных, интонационных, ритмических, мелодических и иных элементов поэтики, обладающих интенциональной и коммуникативной функциональностью, когнитивной емкостью и вариативностью. В качестве базового требования к поэтическому переводу выступает сохранение стилевых особенностей подлинника, поскольку стиль есть квинтэссенция художественного текста, соединение содержания, смысловых доминант с формальными элементами такими, как ритм, композиция, мелодика и другие. Даже стихотворный объем текста может выступать своеобразным маркером идиостиля автора, отражая его эстетический выбор, отражая семантическую детерминанту.<br>В качестве объекта исследования взяты лирические стихотворения современных казахских поэтесс Фаризы Унгарсыновой и Акуштап Бахтыгереевой и их переводы на русский и английский языки. Устанавливается несоответствие эстетического содержания и стиля оригинала в представленных переводах на русский язык, в результате чего возникает смысловая, коммуникативная и интерпретационная дихотомия. Это негативно сказывается на восприятии оригинального текста как завершенного смыслового и художественного артефакта.<br>Рассматривается вопрос об адекватном восприятии и последующем воссоздании семиозиса оригинала в инвариантах перевода. Семиотически и семантически насыщенные элементы поэтики, как метафорика, скрытые культурные аллюзии, личностно-авторские ременисценции, этнокультурные маркеры должны быть творчески воссозданы в переводе. В результате перевод также становится культурным артефактом литературы, на язык которой был осуществлен перевод.</p> С.М. Алтыбаева, Г.К. Жылкыбай Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4072 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Репрезентация древнетюркского мировоззрения в пословицах и поговорках http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4103 <p>В статье речь пойдет о том, что мудрые образцы мировоззрения тюркского народа, системы философского мышления репрезентированы одним из эффективных способов передачи устной культурной информации –пословицами и поговорками. Из таких текстов можно понять, что присущие Евразийским степным кочевникам узелки философии мудрости находят синкретичность, которая соотносится с требованиями философии мира. В этой связи, очевидно, что рассмотрение многовековой накопленной мудрости казахского народа со стороны служения становлению и развитию национальной идентичности, обсуждение ее с различных теоретических и практических аспектов приобретает все большую актуальность в современную эпоху глобализации. В пословицах и поговорках, отраженных в средневековых текстах, лежащих в основе исследования, отчетливо отражаются и основной мировоззренческий характер тюркской философии, имманентность в духовном опыте народа и диалог культур. И в таких пословицах широко говорится, что помимо мировых универсальных философских категорий существуют философские понятия, присущие только тюркским народам. Пословицы и поговорки на языке памятников средневековья, общих для тюркских народов, являются отправной точкой развития паремской системы современных тюркских народов. В статье частично проанализированы пословицы и поговорки, рассмотрены мировоззренческие особенности древних тюрков.</p> О. Чобаноглу, К. Аширханова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4103 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Передовые мировые модели разработки толкового словаря http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4105 <p>В статье рассматриваются передовые модели разработки толковых словарей. Формирование толкового словаря сегодня является очень актуальной проблемой для лингвистов всего мира. Словарный запас языка конкретной нации полностью собран и приведен в алфавитную систему. Каждое слово помечено грамматическими, стилистическими особенностями и определены их значения. Также собраны в одном месте устойчивые сочетания, раскрыты их значения. Таким образом, демонстрируются структура языка, лексико-грамматические, фразеологические, семантические, стилистические особенности, проводится их лингвистический анализ и даются научные описания языковых единиц. На этой основе указываются и анализируются типы составления толкового словаря в научной статье. Толковый словарь того или иного языка должен быть научно дополнен и качественно составлен, как того требуют эти три группы. Тогда для тех, кто хорошо знает язык нации, аннотированный словарь станет основным столпом казахского языкознания. Значит, он выполняет функцию научного труда. Глядя на аннотированный словарь, каждый представитель нации может оценить уровень развития своего языка. Толковый словарь должен быть не только научным трудом, выполняющим функцию справочника или пособия, но и дидактическим пособием. В ходе исследования были использованы методы сравнения, анализа и компиляции. В результате была продемонстрирована и теоретически доказана позиция, что иностранные толковые словари, в том числе словарь лексикографии европейской страны, являются общими для всех и доступны для использования населением в целом.</p> Б.С. Капалбек, Б.Н. Нуржанова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4105 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Филологические исследования: компьютерные аспекты автоматизации стилометрии http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4106 <p>Целью статьи является рассмотрение автоматизации стилометрии в филологических исследованиях. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью проследить и критически проанализировать результаты многочисленных исследований в междисциплинарной области, которая активно развивается в последние годы для идентификации автора текста с использованием методов искусственного интеллекта (атрибуция авторства и профилирование), а также предоставить теоретические основы и комплексную стилометрическую методологию. (т.е. на основе анализа поддающихся количественной оценке лингвистических особенностей с использованием статистических методов и алгоритмов машинного обучения) для идентификации автора текста, основываясь на принципах объяснения, объективности, доказательности и открытой науки.<br>В рамках предметной и деятельностной идентификации идиолектология - это развивающееся научное направление, которое конкретно фокусируется на системном изучении феномена идиолекта при идентификации компьютерных аспектов с использованием современных достижений компьютерной и корпусной лингвистики, а также науки о данных. Авторы статьи утверждают, что задача компьютерной и корпусной лингвистики состоит в том, чтобы предоставить исследователю весь необходимый материал, подготовить данные для подсчета и предложить широкий спектр вычислительных процедур, которые могут быть использованы для проверки гипотез, вместе взятых, чтобы подтвердить или опровергнуть все более тонкие и глубокие филологические наблюдения.<br>Филологические задачи, при решении которых используется языковая информация, обычно имеют четкое применение, ориентацию, язык и стиль текста в такой ситуации являются не целью исследования, а средством решения экстралингвистических задач. Решение конкретной филологической проблемы (например, проблемы оспариваемого авторства) обычно не ограничивается жесткими рамками конкретной исследовательской методологии, а осуществляется с использованием методов и фактов из различных областей знаний и практической деятельности.&nbsp;</p> Р.Ж. Саурбаев, А.К. Жетписбай, Ф.Т. Ереханова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4106 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Отражение гендерной оппозиции в лексикографической системе казахского и русского языков http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4109 <p>Со второй половины ХХ века антропоцентрические принципы, отражающие основные направления изучения социальных данных в отношении носителя языка (языковой личности, представителя гендерной группы), стали основой для развития научных выводов такой области, как гендерная лингвистика. Происходят научные исследования и развиваются практики теоретического обоснования, определяющие системные характеристики, сущность и состав, функции, связи гендерных лингвистических категорий. В том числе в изучении проявления гендерной оппозиции в языке в гендерном языкознании наряду с исследованиями лингвокогнитивной, лингвокультурологической, социолингвистической, психолингвистической направленности проявляется значимость исследований лексикографической направленности. Опыт представления гендерной оппозиции в лексикографической системе языка является одной из проблем, представляющих научный интерес. Важным для исследования в этой статье является практика передачи бинарной гендерной оппозиции с помощью лексикографических методов. Цель статьи – проанализировать лексемы, составляющие гендерную оппозицию, с точки зрения лексикографического описания. Поскольку исследования в области гендерной лингвистики носят комплексный характер в зависимости от научной формы, анализируемые данные охватываются из различных источников и систем. Для этой цели использовался метод описания гендерных лексем в лексикографических источниках с оппозиционной точки зрения.<br>Лексикографическая система языка – это система, которая может описывать лингвокультурное бытие, ценностную направленность (аксиологическое бытие), коннотационную и концептуологическую сферы любого языка и, следовательно, имеет большое значение для гендерных исследований. Анализ гендерных оппозиций на основе их проявления в лексикографической системе позволяет использовать лексикографическую методику в целях гендерного исследования, выявляет способы описания гендерной идентичности языков, актуализирует направления развития практики лексикографирования, раскрывает функциональный характер языка.</p> К.Б. Жумашева, Г.Т. Шокым, Д.С. Саркулова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4109 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Литературная тенденция «Искателей корней» в Китае http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4111 <p>После 1985 года в области китайской литературы произошли очень большие перемены. В те годы значительно возродился дух критики в китайской литературе, особенно китайские писатели обратили внимание на теорию западной литературы и новый образ мышления западного общества. 1985 год стал успешным годом, который можно назвать годом теории литературы, годом литературной методологии и годом культуры. В это время писатель Хан Шаугунг опубликовал в четвертом журнале «Писатель» статью под названием «Корни литературы». В этой статье прозвучал лозунг «каждый народ имеет свои корни, которые лежат глубоко в литературе, и этот корень непосредственно связан с местом рождения каждого человека», отслеживанием его корней занимался каждый писатель. Под этим девизом в Китае сформировалась «Литература искателей корней». Причина этого в том, что в 1875 году, во времена правления династии Цин, 120 студентов из Китая уехали за границу и начали изучать западную культуру и науку. Теперь пришло время миссионерам и китайским студентам, обосновавшимся в Китае, перевести 160 западных религиозных и других книг. Таким образом, традиционная китайская культура подверглась удару и стагнации, а также произошли изменения в образе мышления и мировоззрении китайского народа.<br>В данной статье дается представление о литературном направлении «искателей корней», акцентируется внимание на прямом и косвенном влиянии этого направления на развитие китайской литературы, раскрытие китайской национальной идентичности, формирование новой китайской нации, анализируется роль этого литературного направления в литературе.</p> Н. Абдыракын Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4111 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 СЕМАНТИЗАЦИЯ КОГНИТИВОВ КОНЦЕПТА «ЛИШЕНИЕ» В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4113 <p>Предлагаемая статья посвящена лишительной семантике, презентуемой через когнитивные модели (структуры), которые в свою очередь формируют концепт «лишение». Фактическим материалом послужили семантические структуры с семой ’лишение’, воплощаемые путем вербализации отдельных языковых единиц и фрагментов текста романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Глубинные структуры этих фрагментов охватывают в тексте когнитивные модели разных типов. Анализ материала производился путем использования методов когнитивного, семантического и функционального анализа, а также филологического метода исследования. Результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что когнитивные модели, воплощая лишительную семантику, способствуют передаче основного замысла авторов. Полученные результаты являются эффективными при анализе текста романа в школе и вузе в учебных целях, а также для формирования моральной перспективы современного общества. Необходимым представляется исследование восприятия читательской аудиторией высказываний с лишительной семантикой: данная семантика в своей основе содержит отрицательную коннотацию, а читатель, воспринимая излагаемое событие, вводит его в определенный социальный контекст. Это может способствовать совершенствованию употребляемых содержательных и формальных средств, а также приемов изложения. Вместе с тем нам представляется неоправданной идентификация семантики лишения и отрицания, а также интерпретация лишительной семантики в контексте оппозиции к семантике каритивной. Кроме того, как показывает обзор лингвистических источников по данной проблематике, в работах ученых не только отсутствует четкое отграничение категории лишительности от семантически смежных с ней категорий, но и не рассматривается ее статус в парадигме лингвистического знания в целом. Необходимость исследования, таким образом, состоит в утверждении одного из взглядов на термин «лишительность» в пределах разноголосицы мнений, иными словами, в приведении термина к единообразию.</p> А.С. БОХАНОВА, А.О. АЗИЗОВА, Р.Б. АБЛАЕВА Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4113 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Образ Кунанбая: сочетание художественной и исторической реальности http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4115 <p>В исследовательской статье рассматривается образ Кунанбая в сочетании исторической реальности и художественного решения. Цель статьи – сравнительный анализ исторической передачи образа Кунанбая Ускенбаевича и его воплощения в художественном произведении. Теоретическая и практическая значимость исследования проявляется в сопоставлении исторического и художественного характера образа Кунанбая Ускенбаевича с выявлением факторов, влияющих на создание образа в произведении. В методике исследования за основу взяты мнения нескольких ученых. Проведены сравнения образов Кунанбая Ускенбаевича, отраженных в романе-эпопее М. Ауезова «Путь Абая» и романе-хамсе Р. Тохтарова «Загадка Абая». В исследовательской статье использованы методы: сравнительный, аналитический, описательный, сравнительно-исторический, анализ источников. Несмотря на то, что в основу создания образа Кунанбая Ускенбаевича в художественном произведении легли исторические события, по итогам исследования было выявлено влияние политических взглядов, цензуры, авторской позиции, авторских интересов того периода. Ценность исследования заключается в рассмотрении исторического характера и художественного воплощения образа Кунанбая Ускенбаевича. Таким образом, в исследовании были проанализированы научные взгляды на образ Кунанбая Ускенбаевича. В научном обороте исследовательская статья отличается тем, что сочетание исторической правды и художественной правды в образе Кунанбая сформировалось в результате интересов автора, авторской позиции. Выводы исследовательской статьи предназначены для использования в исследованиях Кунанбая Ускенбаевича, в области абаеведения.</p> К. Тулебаева Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4115 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 О происхождении слов «Аджын» и «Аджа» http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4117 <p>В статье автор обращается к истории возникновения используемых в казахском быту таких устойчивых выражений, как «абысын-ажын». Акцентирует внимание на том, что это название, обращенное к пожилым женщинам в роду, зародилось в эпоху матриархата, в таких фольклорных жанрах, как мифы, сказки, легенды. Первоначальное значение слова «ажын», добавленного к слову «абысын», было «богиня», «богиня-мать», со временем оно стало использоваться для обозначения величия и применялось при обращении к ханам, например «великий хан», «великий хан». Основное внимание уделяется значению этого слова, которое встречается не только у казахов, но и в лексиконе многих тюркских народов. Проводится типологический анализ значения сходных слов, усвоенных различными народами, помимо тюрков, т.е. у русских, венгерских, индийских, персидских, кавказских народов. Ссылаясь на труды различных ученых-исследователей приводятся значения этого слова в мифах, способы его изменения в сказках и былинах, описывается как благословляющий бог в фольклоре одного народа, в религиозных легендах и литературе другого народа он формируется как дракон, несущий зло человечеству. В более поздние времена это слово начало исчезать, став нарицательным, используемым только в семейных ситуациях, например, «әже»(бабушка), «ажын», что означает старших матерей и сестер в семье.</p> Б.С. Абжет Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4117 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 РОЛЬ ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕРВИСНОЙ МОДЕЛИ ПОЛИЦИИ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4118 <p>Исследование посвящено анализу роли языковой коммуникации в эффективности сервисной модели полиции. Основываясь на предпосылке, что успешное взаимодействие между полицией и общественностью является ключевым аспектом в урегулировании конфликтов и обеспечении социальной стабильности, данное исследование направлено на выявление способов оптимизации этого процесса через улучшение коммуникативных стратегий.<br>Целью исследования является выявление методов, которые могут повысить эффективность общения полиции с общественностью, улучшить взаимоотношение с различными социальными группами, и использовать языковую коммуникацию для решения социальных дилемм.<br>Материалы включают анализ научных работ, посвященных языковой коммуникации в контексте полицейской деятельности, в том числе исследования по разработке обучающих программ для повышения языковой и культурной компетентности полицейских, а также анализ кейсов, демонстрирующих применение языковых стратегий в реальных ситуациях общения полиции с гражданами.<br>Результаты выявили важность ясного и доступного языка, использование конкретных примеров из реальной жизни и акцента на двусторонней связи для повышения эффективности взаимодействия полиции с обществом. Также была подчеркнута роль межкультурной коммуникации и необходимость обучения полицейских компетенциям в области языковой коммуникации для работы в многоязычных и мультикультурных обществах. Научная новизна данного исследования заключается в комплексном подходе к изучению языковой коммуникации в полицейской деятельности, который включает разработку практических рекомендаций и обучающих методик для повышения языковой и культурной компетентности полицейских, что способствует улучшению взаимодействия с обществом и укреплению общественного доверия к правоохранительным органам. Исследование предлагает новые взгляды на использование языковых стратегий для повышения эффективности общения между полицией и обществом, а также вкладывает в основу разработки методик обучения полицейских, направленных на улучшение их культурной и языковой компетентности.</p> С.Ж. ЖАНЖИГИТОВ Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4118 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Художественные особенности поэмы акына http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4120 <p>В статье проведен анализ художественных ценностей саги народного поэта Иманжана Жылкайдаровича. Достаны поэта рассматриваются индивидуально, уделяется особое внимание специфическим особенностям каждого из них. Проанализированы мысли о единстве, целостности страны, отраженные в дастанах, поэтические поиски Иманжана. Также были сделаны новые выводы относительно естественных основ его продолжающейся творческой связи с устной литературой. Анализируется историко-познавательная сущность, взаимоcвязь представлений о целостности нации, независимости страны с наследием жырау. В ходе исследования творчества поэта были выявлены особенности, характерные для поэзии жырау, в той степени, в какой он научился поэзии жырау. Доказано, что преемственность таких традиций во многом зависит от тематики поэм, изобразительных приемов. При сопоставительном анализе дастанов акына Иманжана и творчества поэтов, творивших до него, с учетом преемственности и литературного продолжения были выявлены их отличительные черты и своеобразие. В связи с этим был проведен анализ специфики дастанов поэта, выявлены тонкости художественных изысканий. За основу были взяты теоретические выводы ученых, изучавших творчество поэтов-жырауов.</p> М.А. Топашов Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4120 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Семантическая связь в казахском и ногайском языках http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4123 <p>В статье рассмотрены казахский и ногайский языки, входящие в кыпчакскую ветвь по классификации тюркских языков. Проведен лексико-семантический анализ общих названий в данных языках, выявлены специфические особенности. В целях расширения сферы сравнительно-исторического направления языкознания рассматриваемое исследование имеет большое значение и для областей семантизации, этимологии тюркских языков. В ходе исторического развития видно, что ногайско-казахские языки имеют схожие грамматические, фонетические системы через языковые единицы. Лексический слой исторических эпических поэм, таких как названия оружия, религиозные понятия, названия животных, наименования предметов быта, некоторые традиции и обычаи и т.д., доказывает близость друг к другу. Известно, что языки сегодня отошли друг от друга под влиянием различных историко-экономических условий и территориальной дистанции. Исследования показывают, что они даже переняли особенности других неродственных языков. Однако природа тюркских языков сохранила свою основу. Эти фундаментальные признаки открывают нам путь к научным исследованиям. С помощью общих слов в похожих языках мы можем раскрыть природу языков и обогатить запасы современной языковой отрасли скрытой языковой информацией.</p> А.Х. Асенова, А.Б. Салкынбай, Ж.И. Исаева Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4123 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Армяно-кипчакский памятник-молитвенник «Алғыш битики»: фонетические и некоторые грамматические особенности http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4124 <p>Книга молитв «Алғыш бітігі», ставшая предметом исследования статьи, известна в мире науки как первая печатная книга на турецком языке. Она написана для армян-кипчаков, родным языком которых был кыпчакский, и является ценным памятником письменной культуры тюркских народов в тюркологической науке.<br>Цель статьи – представить научно-теоретическую экспертизу фонетических и грамматических особенностей молитвенника «Алғыш бітігі», информирующего о религиозных верованиях армяно-кипчаков.<br>Актуальность статьи заключается в том, что рассматриваемый письменный памятник изучался в Турции Надеждой Озакдой Чирли, но никогда не подвергался глубокой оценке как исследовательский объект фундаментальных исследований казахского языкознания.<br>Новизна статьи состоит в том, что в ходе анализа аффиксов и падежей, используемых в молитвеннике «Алғыш бітігі», выявляется их сходство с аффиксами, использовавшимися в тюркских языках кыпчакского и мамлюкского, древнетюркского и Алтын-Ордынского периодов. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что данный памятник является важным объектом изучения истории кыпчакского языка. В статье использованы сравнительно-исторический, контент-анализ, стилистический анализ, математические и статистические методы.<br>Результаты исследования статьи могут быть использованы в научных исследованиях в области востоковедения, тюркологии, кипчаковедения, при составлении информационного фонда письменных памятников средневековья.</p> А. Серикказыкызы, Р.A. Aвакова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4124 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Описание времени ночь и цветовой палитры в современной казахской поэзии (на основе стихов Т. Абдыкакимулы) http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4125 <p>В статье анализируется творчество поэта, лауреата Государственной премии Республики Казахстан Тыныштыкбека Абдыкакимулы, в которой отражены кратко и емко новаторские в тематико-идейном плане художественные поиски, проблемы между человеком и обществом, особенности национального характера. Выявляются аспекты художественного мастерства в творчестве поэта, а также специфические особенности поэзии, которые позволяют выявить его индивидуально-авторский подход, проникнуться тайнами духовных поисков и творческого опыта, подчеркнуть стилистическую особенность. Анализируется когнитивный аспект понятия ночи в поэтических сборниках поэта «Ақшам хаттары», «Бесінші маусым жұпары». В ночном времени изображается передача мира природы и человеческого настроения через красочные метафоры. Рассматривается через «ночной» период система образов в иррациональном, алогичном состоянии, наполненном романтикой. Кроме того, изучается художественный язык поэзии Т.Абдыкакимулы, семантика цветов, которые приобретают новые значения и интерпретации в поэтическом тексте, с точки зрения национального познания. Цветовая палитра отражает специфику лингвистической цветовой картины мира поэта, которая является неотъемлемой частью целостной художественной картины мира. Проводится анализ отдельных авторских метафор, сравнений образов «ночи» и «цветовой палитры» в передаче эмоционального состояния, внутреннего ощущения лирического героя. В ходе исследования были проведены методы сбора, группировки, анализа творчества поэта. Проведенные исследования доказывают, что качественная специфика времени «ночь» и цветовой палитры определяет авторскую индивидуальность, художественное мастерство.</p> С.С. Сагидуллиева, К.Р. Кеменгер Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4125 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Сопоставление категории залогов казахского и английского языка http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4126 <p>Основной целью исследования, представленного в статье, является выявление функциональных связей между категориями залога в казахском и английском языках путем их сравнительного анализа. Важность статьи заключается в сравнительном анализе семантических и функциональных аспектов категорий залога в обоих языках; изучении ролей активного и пассивного залогов в структуре языка и внесении вклада в формирование новых знаний в области языкознания. В статье объясняется вопрос реинтеграции активного залога в современное языкознание казахского языка. Его функциональное значение в предложении раскрывается путем сравнения с «active voice» в английском языке. Доказывается, что семантические аспекты активного залога в обоих языках одинаково способны передавать эмоциональное воздействие читателю и углублять тематическое развитие. Функциональность пассивного залога используется в текстах обоих языков стратегически для выделения последствий действия и эмоциональной глубины. Результаты исследования позволяют формировать новые знания в области языкознания, ясно демонстрировать функциональные связи в структуре языка и понимать динамику развития языков. Семантика пассивного залога позволяет глубже проникнуть во внутренний мир действующих лиц, что видно из анализа статьи. Сравнение категорий залога в казахском и английском языках показывает необходимость всестороннего анализа языковых явлений в прикладной специализации казахского языка. Эти исследования способствуют развитию теоретических и методологических основ в области языкознания. Результаты анализа раскрывают функциональные и семантические аспекты залогов в обоих языках, подчеркивая их значимость в области языкознания. Методы исследования статьи соответствуют целям и задачам исследования в области языкознания, а анализ примеров, взятых из текстов на казахском и английском языках, позволяет исследовать использование категорий залога. Семантические значения залогов определяются. Сравнение категорий залога в казахском и английском языках обеспечивает возможность глубже понять грамматические и семантические связи между языками и вносит вклад в языкознание.</p> A. Таубеева Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4126 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Влияние чтения при прослушивании аудиокниг на формирование мультисенсорных способностей казахстанских студентов, изучающих английский язык как иностранный http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4091 <p>Чтение во время прослушивания (RWL) аудиокниг может быть эффективным инструментом для улучшения понимания прочитанного и общих навыков грамотности. Аудиокниги создают слуховой опыт, который способствует лучшему пониманию текста, особенно для студентов, испытывающих трудности с декодированием или беглостью речи. Студенты, слушающие аудиокниги, могут усваивать и перенимать темп, интонацию и просодию, демонстрируемые рассказчиком, что, в свою очередь, способствует улучшению их беглости чтения.<br>Целью данного исследования было изучить влияние RWL аудиокниг на развитие мультисенсорных способностей обучающихся английского языка как иностранного (EFL), включая визуальное и слуховое обучение.<br>Для выявления причинно-следственной связи между использованием RWL для улучшения мультисенсорных способностей и только прослушиванием (LO) был применен экспериментальный метод исследования. Исследование проводилось с использованием экспериментального метода, в котором участники были разделены на контрольную и экспериментальную группы, причём в экспериментальной группе применялся метод RWL. Участниками были студенты 1-го курса филологического факультета Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмета Яссави, изучающие английский язык как обязательный курс. Для сбора и анализа данных был использован количественный метод. Для анализа применялись t-тесты для независимых и парных выборок.<br>Результаты показали, что студенты экспериментальной группы, обучавшиеся с использованием RWL на основе романа, показали лучшие результаты, чем студенты контрольной группы, использующие только прослушивание (LO). Таким образом, было подтверждено, что RWL способствует развитию мультисенсорных навыков казахстанских студентов, изучающих английский как иностранный язык. В итоге можно заключить, что метод RWL помогает улучшить мультисенсорные способности учащихся по сравнению с простым прослушиванием аудиокниг.</p> З. Халматова, Л. Қазыханқызы, M. Сейтова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4091 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Влияние сетевой коммуникативной культуры на непрерывное образование будущих учителей http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4092 <p>В настоящее время влияние сетевой коммуникативной культуры на будущих учителей в процессе непрерывного образования представляет собой актуальное направление в образовательной практике. В статье исследуется не только влияние системы внешних факторов, но и методика саморазвития будущих педагогов в рамках непрерывного образования. Цель исследования заключается в том, чтобы определить, что формирование сетевой коммуникативной культуры напрямую зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности будущих учителей. В статье также рассматривается возможность формирования и оценки информационной потребности, переработки существующих информационных ресурсов и создания новых. Для этого был проведен дистанционный опрос среди более 400 будущих учителей первых и вторых курсов Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова и Южно-Казахстанского педагогического университета имени О. Жанибекова. Результаты опроса показали, что цифровые технологии способствуют получению актуальной информации о последних тенденциях и инновациях в непрерывном образовании. Кроме того, в качестве методической поддержки будущим учителям через онлайн-чат-боты предоставлены инструкции по организации и проведению телеконференций, а также методам проектной работы. Таким образом, сетевая коммуникативная культура оказывает значительное влияние на развитие профессиональных навыков будущих учителей, способствует созданию эффективной учебной среды и помогает им осваивать современные тенденции.</p> Б.Т. Керимбаева, Е.Р. Керимбеков, Ж.И. Сатбай Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4092 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4094 <p>Данная статья посвящена исследованию процесса трансформации языкового образования в вузах в условиях стремительного развития цифровых технологий. Целью работы является анализ теоретических и прикладных факторов интеграции цифровых ресурсов в образовательный процесс казахстанских вузов, а также в изучении их воздействия на контент учебных программ, методику преподавания и виды педагогических практик в обучении русскому языку как иностранному. Особое внимание уделено когнитивным и социальным аспектам восприятия и усвоения языкового материала в цифровой среде. В статье рассматриваются основные модели и концепции цифровой трансформации в образовательной среде, приводятся примеры использования искусственного интеллекта, автоматизированных систем оценивания, виртуальных и дополненных реальностей, а также чат-ботов в процессе обучения. Одним из ключевых выводов работы является признание необходимости комплексного подхода к цифровизации, который включает не только техническое оснащение, но и развитие цифровой грамотности, адаптацию педагогических методик и учет этических аспектов. В статье также выделены основные вызовы и риски цифровизации, связанные с безопасностью данных, доступностью ресурсов, зависимостью от технологий и их влиянием на психическое здоровье студентов. В заключении предложены рекомендации по оптимизации учебного процесса и улучшению подготовки специалистов в контексте цифрового преобразования сферы обучения языку. Практическая ценность проведенного исследования определяется возможностью применения его основных результатов при совершенствования образовательных программ и методов преподавания, а также для создания учебных материалов, адаптированных под современную цифровую среду.</p> А.Х. АЗАМАТОВА, Н.Ж. БЕКЕЕВА, А.К. САДИБЕКОВ Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4094 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Двуязычные лингвистические основы изучения иностранного языка http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4097 <p>В статье исследуется значительное влияние двуязычных лингвистических основ на процесс изучения иностранного языка с особым акцентом на контексте трехъязычного образования в Казахстане. В ней освещаются преимущества и проблемы, связанные с интеграцией казахского, русского и английского языков в образовательную систему. В 2015 году Министерство образования и науки инициировало программы по увеличению количества зачетных часов на языковых курсах в университетах и подготовке преподавателей для преподавания предметов на английском языке. В связи с этим была реализована политика по улучшению языкового образования. Эти меры были направлены на повышение профессиональной квалификации преподавателей и повышение уровня владения языком учащимися.<br>Кроме того, в этой научной статье подчеркиваются когнитивные, лингвистические и социальные преимущества билингвизма и многоязычия, такие как улучшение структуры мозга, улучшение когнитивных способностей и улучшение успеваемости. Кроме того, в нем представлена теоретическая модель трехъязычного образования, направленная на поощрение языкового и культурного разнообразия, межкультурной компетентности и эффективных коммуникативных стратегий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что многоязычное образование приобретает все большее значение в мировом сообществе, позволяя людям заниматься профессиональной деятельностью, эффективно общаться и ценить различные культуры. В исследовании делается вывод о том, что казахстанская трехъязычная программа – это дальновидный подход, который отвечает современным требованиям общества, создавая в стране благоприятную с лингвистической точки зрения среду.</p> С. Полатова, А. Шымырбекова, Б. Спатаев Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4097 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Взгляд студентов неязыковой образовательной программы на изучение английского языка в высших учебных заведениях http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4099 <p>Процесс преподавания английского языка в настоящее время очень актуален, причина этого в том, что эпоха социально-экономического развития требует всесторонне развитых специалистов, готовых к международной работе. В статье рассмотрены особенности влияния знания английского языка на слушателей образовательной программы (ОП) по физическому воспитанию и спорту.<br>Данная статья посвящена опыту Кызылординского университета имени Коркыт Ата, в частности, в рамках образовательной программы (ОП) “6B01405 - Физическое воспитание и спорт”. Научная цель этой статьи – выявить значимые языковые элементы (словарный запас, грамматика, произношение) и навыки (говорение, письмо, аудирование, чтение), необходимые студентам для изучения английского языка.<br>Для достижения этой цели был использован количественный метод, включающий в себя специально разработанную анкету. Анкета была составлена специально для респондентов, вопросы были оформлены в виде мнений, а ответы были представлены по шкале Лайкерта в диапазоне от “полностью согласен” до “не согласен”. В опросе приняли участие около 130 респондентов. Каждая пара вопросов была проанализирована отдельно на основе выбора, сделанного участниками.<br>Конечные результаты: эта образовательная программа направлена на совершенствование стратегий преподавания и адаптацию методов обучения для более полного удовлетворения образовательных потребностей своих студентов, тем самым повышая их общий уровень владения английским языком.</p> А.К. Мейрбеков, Б.Г. Абжекенова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4099 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4101 <p>Данная статья посвящена исследованию модели «перевернутый класс», эффективности реализации ее в преподавании иностранного языка в высшей школе. Авторы провели анализ научно-педагогической литературы ученых и педагогов-практиков Казахстана и дальнего зарубежья по исследуемой теме. На основе анализа освещаются особенности смешанного обучения, что является объектом данного исследования. В статье подробно рассматривается модель «перевернутый класс», активные методы обучения иностранному языку, способствующие повышению мотивации к его изучению. Авторы подчеркивают неограниченные возможности иноязычной виртуальной образовательной среды, а также средств установления обратной связи с обучающимися. Большое внимание уделяется применению CLT (Communicative Language Teaching – коммуникативное преподавание языка), которое предполагает активное участие обучающихся на занятии. Ссылаясь на труды зарубежных лингвистов, авторы делят учебное время на прекоммуникативный и коммуникативный этапы, рассмотрев в этом процессе основные принципы, обозначив формы и активные методы работы. В ходе экспериментальной работы, в которой приняли участие 28 студентов специальности «Иностранный язык: два иностранных языка», доказана эффективность применения модели «перевернутый класс» в обучении иностранному языку. Для проверки актуального уровня владения устной и письменной речью на предварительном и заключительном этапах эксперимента использовались открытые и закрытые типы тестов. Анализ статистических данных также сопровождался методами анкетирования, наблюдения и беседы, что способствовало разностороннему подтверждению эффективности применения данной модели.</p> Д.М. КАБЕНОВА, Г.Н. КИСМЕТОВА, Н.С. БИСАЛИЕВА Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4101 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Активизация мотивации в обучении иностранному языку http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4102 <p>В данной статье рассматривается, как обучение иностранному языку посредством мотивации, новизны и разнообразных форм и методов урока эффективно влияет на улучшение восприятия учащимися предоставляемыми материалами и повышение уровня знаний обучающихся, а также доказывается, что оно обогащает, систематизирует знание и ведет к активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке иностранного языка. Дается определение современным методам обучения иностранному языку и различным формам обучения. А главное, способствует широкому использованию полученных знаний в качестве обладателя профессии, применяя их на основе практики. Кроме того, разъясняются нетрадиционные технологии уроков, дифференцируются полезные для обучающегося, эффективные для преподавателя методы работы. Предоставляются инновационные педагогические технологии и нетрадиционные технологии, тренинги, связанные с другими образовательными программами, которые позволяют эффективно и интересно использовать новые информационные технологии на уроках, определения и комментарии к новым методам и приемам обучения. Мы остановились на видах экскурсий, бесед, проектов, игр, сопровождение занятии музыкальными произведениями. В данной статье рассматриваются результаты опроса, проведенного среди преподавателей иностранного языка, об их отношении к мотивации и инновациям на уроках иностранного языка.</p> Л.С. Джуманова, А.Е. Дарибаева, Э.А. Айтенова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4102 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Учебник русского языка как мультимодальный объект http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4104 <p>Школьный учебник во все времена был и остается важнейшим средством организации учебного процесса. Проблеме качества казахстанских учебников посвящено немало исследований отечественных ученых. Однако большинство работ посвящено главным образом вербальной составляющей учебников, а их визуальное оформление зачастую недооценено. Это говорит о том, что школьный учебник не рассматривается как целостный мультимодальный объект, каждый элемент которого (как вербальный, так и невербальный) призван служить формированию мультимодальной грамотности учащихся. Поскольку разработкой учебной литературы сегодня занимаются не только ученые, но и практикующие педагоги, назрела необходимость изучить профессиональное отношение учителей к мультимодальности учебников. В статье методом анкетирования исследуется оценочное восприятие учителями визуального оформления учебников русского языка для 5 класса от издательств «Мектеп» и АОО «НИШ». Авторам удалось выяснить, что педагоги переносят негативное отношение к вербальной составляющей учебника на его невербальную сторону, плохо понимают дидактический потенциал мультимодальности учебника, что препятствует их успешной работе по формированию и развитию мультимодальной грамотности учеников. В свете недостаточно высокого рейтинга казахстанских школьников в международных исследованиях PIRLS и PISA результаты, полученные в статье, приобретают особую актуальность. На основе проведенного анализа авторами предлагаются рекомендации по решению выявленной проблемы.</p> Е.Н. Дерунова, М. Лучик, З.К. Темиргазина Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4104 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ РУССКИХ И КАЗАХСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ НА ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4107 <p>Статья посвящена исследованию русских и казахских фразеологических оборотов, представляющих собой продукты языкового народного сознания как материализации опыта поколений и отдельных представителей этноса. Выявляется, что фразеологический фонд языка фиксирует и отражает социальный и культурный опыт той или иной общности и отражается как в универсальной, общей для всего человечества, так и в уникальной, национально-культурной картине мира. Освещается понятийно-фразеологический аспект исследования устойчивых словосочетаний через национально-культурный код в свете современных лингвокультурологических исследований, приводится сравнительное описание фразеологических оборотов казахского и русского языков. Обосновывается целесообразность проведения экспериментальных исследований (анкетирование), позволяющих выявить степень усвоения фразеологических оборотов респондентами, эффективность использования их в речи. Создан учебный лонгрид как инструмент цифровой лингводидактики при изучении русских и казахских фразеологических оборотов, отобраны эффективные приемы введения фразеологизмов в речь. Представленные в статье материалы могут способствовать построению продуктивного межкультурного диалога, при котором важно не только понимание языка другого народа, но и освоение культурных ценностей этого народа, восприятие его национальной специфики, усвоение тех компонентов, из которых складывается национально-культурный код исследуемой картины мира.</p> С.Н. КОЖАХМЕТОВА, В.Д. НАРОЖНАЯ, Н.К. МЕЙИРБЕК Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4107 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Разработка методологии формирования астрономических знаний у старших школьников http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4108 <p>В статье дается обзор текущих проблем, связанных с недостаточным уровнем астрономической грамотности школьников, и приводятся данные тестов, проведенных среди первокурсников университета.<br>В исследовании также особое внимание уделяется международному опыту, в том числе инициативе США по интеграции астрономии в образовательные программы, что подчеркивает важность предмета в формировании целостного мировоззрения учащихся. В работе даны рекомендации по изменению содержания курса астрономии с учетом выявленных проблем и современных образовательных потребностей.<br>Методологическая основа исследования включает диалектический метод познания и системно-комплексный подход. Обоснованы изменения в содержании курса астрономии и предложены конкретные меры по улучшению качества астрономического образования в школах. Результаты исследования направлены на разработку эффективных методов формирования астрономических знаний у старшеклассников и повышение их общенаучной грамотности.<br>В данной статье рассматривается методика развития у учащихся навыков критического восприятия научной информации в процессе преподавания астрономии в средней школе. Предлагается не ослабляя системного характера курса отнести некоторые материалы к вариативной составляющей. В ходе исследования были разработаны этапы критического восприятия, которые выполняются на основе астрономических знаний. Основой практической реализации предложенной методики стало внедрение в процесс обучения системы дидактического единства. Разработана модель методики формирования критического восприятия школьников на уроках астрономии. Для предотвращения формирования информационного нигилизма в процессе обучения астрономии предлагается ознакомить учащихся с информационными ресурсами, дающими достоверную информацию по астрономии и астрофизике, и всесторонне стимулировать привлекательность этих ресурсов. Обосновано, что необходимо воспитывать отношение в соответствии с информацией астрономического содержания, полученной вне школы. С этой целью внедрение обоснованного компанента будет корректным, так как, во-первых, необходимо информировать о сути производства и не только научных, но и около научных знаний, а во-вторых, критиковать ряд общих заблуждений, а также научные учения на соответствующую тему со стороны науки. Рекомендуется использование результатов исследования в процессе преподавания астрономии в средней школе.</p> А. Бахтыбай, Т.А. Т.А. Турмамбеков, Е. Досымов Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4108 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Диагностическая компетентность педагогов-психологов: современное состояние и проблемы http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4110 <p>В современное время образовательная система претерпевает глобальные изменения, требующие новых критериев для успешной реализации профессиональной деятельности. Одним из неотъемлемых условий становится постоянное самосовершенствование для эффективного решения возникающих задач. В контексте педагогической деятельности, в частности среди педагогов-психологов, реализация указанного требования оказывается невозможной без наличия диагностической компетентности.</p> <p>В статье представлено исследование, направленное на выявление текущего уровня диагностической компетентности педагогов-психологов и анализ трудностей, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности. Основные задачи включают определение уровня когнитивных знаний, мотивационных факторов применения в профессиональной деятельности и выявление личностных проблем в области диагностики. Научная значимость исследования заключается в том, что полученные данные представляют собой существенные показатели для разработки программы повышения уровня диагностической компетентности. Практическая значимость заключается в использовании результатов для формирования модели диагностической компетентности студентов педагогов-психологов в высших учебных заведениях.<br>Для достижения поставленных задач были использованы социологические методы, которые включали использование «Анкеты для экспресс-диагностики профессиональных затруднений педагогов» (модификация методики С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, Н.И. Кузнецовой), «Анализ мотивационных доминант диагностической деятельности педагогов» (автор О.И. Дорофеева) и тест на знания основ психолого-педагогической диагностики. Участвовали 35 педагогов-психологов Жетысуской области с различными квалификационными категориями. Полученные результаты будут использованы для дальнейшего совершенствования системы обучения диагностической компетентности в высших учебных заведениях.</p> Г. Нұрданияқызы, Б.Ж. Альмухамбетова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4110 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Повышение интереса учащихся к физике с помощью лабораторных экспериментов http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4112 <p>В статье поднимается проблема о том, как сделать изучение физики увлекательным для школьников. Авторы акцентируют внимание на том, как использовать лабораторные занятия, чтобы сделать процесс обучения более интересным. По мнению авторов, лабораторные эксперименты являются одним их эффективных способов повышения интереса школьников к физике. Они позволяют школьникам экспериментировать и видеть, как работают научные идеи.<br>Данная работа посвящена изучению и реализации эффективных методов повышения интереса учащихся к физике. Особое внимание в этом процессе уделяется использованию лабораторных экспериментов в качестве основного инструмента. Лабораторные эксперименты рассматриваются как мощный инструмент притяжения, который позволяет школьникам напрямую взаимодействовать с научными понятиями и законами. В ходе работы были проанализированы современные подходы к обучению физике, выявлены преимущества применения лабораторных экспериментов для повышения интереса учащихся.<br>Важным аспектом исследования также является выявление потенциальных препятствий и трудностей при внедрении лабораторных экспериментов в учебный процесс.<br>В учебных программах по математике и физике в средней школе обсуждается вопрос о согласованности изучения примерных расчетов. В рамках программы седьмого класса физики предлагаются конкретные методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и решению задач.</p> А.К. Турекулова, Н.А. Шектибаев Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4112 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Лингвистические основы формирования прагматической компетенции учеников http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4114 <p>В данной статье рассматриваются лингвистические основы формирования прагматической компетентности учащихся. Сделан обзор истории формирования и исследования термина прагматическая компетенция. Рассматриваются близкие и похожие термины, а также анализируются взгляды и выводы отечественных и зарубежных ученых лингвистов и методистов. Для разработки методики формирования прагматической компетенции учеников очень важно выяснить ее теоретико-методологические основы, поэтому целью данной статьи является выявление лингвистических особенностей данной проблемы.<br>Известно, что показатель личностных качеств учащихся в школе равен показателю их социального статуса. Совокупность сформированных у ребенка знаний, умений и навыков будет способствовать правильной и достойной социализации в своей среде в будущем. Наличие тесной связи между языковой, коммуникативной и прагматической компетенциями предполагает рассмотрение комплексных методов и подходов к решению их общих проблем.<br>В ходе исследования было установлено, что понятие компетенции изучалось в разных аспектах. Определены основные характеристики и показатели прагматической компетентности, а также представлены концепции об их проявлениях в языковой среде.<br>Также было рассмотрено влияние новых тенденций в области языкознания на формирование прагматической компетенции. Авторы также остановились на ряде методов, которые можно использовать при обучении казахскому языку. Предпринята попытка поиска языковых решений, способствующих формированию прагматической компетенции.</p> Ш.Т. Жанысбекова, Г.Т. Сырлыбаева Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4114 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Формирование навыков дизайн-мышления у будущих учителей посредством конструктивного обучения http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4116 <p>В данной статье авторы обращают внимание на проблему формирования у студентов навыков дизайн-мышления, в частности, креативности и новаторства, посредством конструктивного обучения. Потому что в настоящее время ускоренное развитие науки и техники усиливает требование к человечеству, в результате чего возникла необходимость формирования интеллектуальной, конструктивной личности, способной к самосовершенствованию, саморегуляции, самореализации и формированию собственного образа, у которой сформированы навыки дизайн-мышления, то есть сформированы механизмы, необходимые для налаживания диалогических отношений с людьми, культурой, цивилизацией. В период бурного развития инноваций и технологий в нашей стране одним из важнейших направлений является подготовка будущих учителей в высших учебных заведениях, а дизайн-мышление является необходимым навыком, как для будущего учителя, так и для его будущих учеников. Однако навык дизайн-мышления является одним из новых навыков, который еще не полностью исследован и развит в нашей стране. Конструктивное обучение же широко изучалось и изучается в педагогике. Цель представленной статьи - проанализировать и обсудить конструктивные педагогические методы формирования навыков дизайн-мышления у будущих учителей.<br>В статье определены исследовательские вопросы темы, проведен обширный анализ источников зарубежной и отечественной литературы, также отражены результаты анкетирования, проведенного среди студентов и преподавателей с целью определения значения понятий «дизайн-мышление» и «конструктивное обучение».<br>В статье также изложено, что в 2022–2023 учебном году был апробирован экспериментальный курс «Эффективные конструктивные подходы в образовательном процессе», направленный на формирование у студентов образовательной программы 6В01 - «Педагогические науки» навыков дизайн-мышления, и были предложены результаты, полученные на основе количественных методов. Курс, реализованный с использованием конструктивных методов обучения, дал положительные результаты, выявлена возможность формирования навыков дизайн-мышления у будущих учителей посредством конструктивного обучения.</p> Р. Аманбайқызы, Ш.М. Майгельдиева, Г.Б. Исаева Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4116 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Формирование готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельности на педагогической практике http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4119 <p>В статье рассматривается комплекс проблем, возникающих при формировании исследовательских способностей студентов, предлагаются пути повышения эффективности исследовательской компетентности в ходе прохождения практики. Описан процесс формирования навыков, необходимых для проведения исследовательской работы во время прохождения практик будущих учителей физики в школах города Павлодара. Предложен поэтапный план подготовки студентов к педагогической практике в современной образовательной среде.<br>Актуальность данной статьи заключается в необходимости подготовки студентов педагогических вузов к организации и проведению научно-исследовательской работы со школьниками.<br>Цель исследования: подготовить студентов к ведению научно-исследовательской деятельности в школе во время педагогической практики. Основными признаками сформированности исследовательских умений у будущих учителей должны стать, по нашему мнению, умение строить уроки с элементами исследовательской деятельности; навыки составления плана исследования; составление творческих поурочных и домашних исследовательских заданий; повышение уровня знаний у учащихся по физике и формирование исследовательских навыков. Также в статье рассмотрены этапы подготовки к реализации исследовательских умений, раскрывающих педагогические способности и профессионально важные личностные качества студентов.</p> Р.А. Жунусова, А.К. Сейтханова Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4119 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000 Значение и дидактические условия преподавания педагогического наследия Беимбета Майлина http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4128 <p>В статье анализируется педагогическое наследие Беимбета Майлина, еще не вошедшее в научный оборот и не замеченное учеными-методистами, оценивается их значение в развитии отечественной науки. Впервые изучаются четыре учебные книги, написанные выдающимся писателем Беимбетом Майлиным, имеющими свое место в казахской литературе. В ходе исследования были дифференцированы способы изучения истории написания учебников, оставленных писателем, ознакомления будущих учителей-филологов с их содержательно-структурной системой. Предоставляя информацию об истории становления отечественного учебниковедения, анализируются возможности формирования профессионально-познавательных и исследовательских компетенций студентов. В статье рассмотрены научно-методологические и методические аспекты темы. Основная идея в исследовательской работе заключается в том, что студентам необходимо эффективно использовать новые образовательные технологии и интерактивные методы обучения при анализе исторического наследия, поскольку это, в свою очередь, расширяет возможности повышения качества профессионального образования студентов. Научная значимость статьи подтверждается единой методической системой прикладного обучения и анализа учебных материалов и эффективностью использования критериев их отбора при организации проектной работы студентов, при выполнении сложных задач по анализу текста. Это доказывает инновационность предлагаемой исследовательской работы, посвященной новой теме.<br>В статье анализируются эффективные способы презентации учебников Беимбета Майлина студентам-филологам, систематизируются технологические условия. В ходе педагогического эксперимента предполагается развитие у студентов профессиональных умений, связанных с теоретическим и историко-педагогическим наследием, навыков критического мышления по отношению к учебным материалам. Они подкрепляются анализом хода и результатов работ, содержащихся в одном из модулей специальной элективной дисциплины. Такая комплексность обеспечивает единство результатов исследования, изложенных в статье, и достоверность предложенных принципов. В исследовательской работе историко-педагогический, системно-типологический, жанрово-стилевой анализы применялись во взаимосвязи с технологиями обучения, отвечающими современным требованиям. Результаты исследования показали полную эффективность этого единства.</p> Е. Turgunov, Г.С. КАРИМОВА, А.А. Найманбаев Copyright (c) 2024 http://journals.ayu.edu.kz/index.php/habarshy/article/view/4128 Mon, 30 Sep 2024 00:00:00 +0000