Изучение особенностей организации и содержания внеклассной работы по биологии в 6–8 классах

123 161

Авторы

  • Н.Н. Салыбекова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави https://orcid.org/0000-0002-3750-1023
  • С.Б. Абдималик Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави https://orcid.org/0000-0003-0502-2113
  • М.Б. Атаханова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

внеклассная работа, школьники, биологические экскурсии, виды внеклассной работы, метод, методика.

Аннотация

В данной статье рассматривается значение внеклассной работы учащихся 6-8 классов в формировании научного мировоззрения, основанного на знаниях о живой
природе и присущих ей закономерностях, биологических системах, усвоении знаний о строении, существовании, многообразии и экологической роли живых организмов. Описаны особенности организации внеклассной работы по общей биологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.
В ходе исследования были использованы методы испытаний и наблюдений за растениями и животными в природе, создания наглядных пособий, докладов, рефератов, организации кружков юных биологов, выставок работ учащихся, биологических экскурсий, биологических конференций, введения дневников наблюдений.
С целью определения эффективности проведенной работы был проведен опрос учащихся экспериментальной и контрольной групп. В ходе опроса было выявлено, что уроки внеклассных занятий повлияли на содержание материала и на повышение интереса к предмету, изучению различной биологической литературы, стремлению получить больше дополнительной информации о растениях и животных. В организации и содержании внеурочной деятельности по биологии всегда наблюдалось наличие самостоятельной деятельности учащихся исследовательского характера, соответствующей возрастным особенностям учащихся. К ним относились самостоятельные опыты и наблюдения, выполнение внеклассных работ, работа со справочными книгами, журналами, научной литературой. Как результат исследования данная методика может быть использована учителями биологии в качестве вспомогательного средства при организации внеурочной деятельности.

Библиографические ссылки

Hirschenhauser K., Frigerio D., Leithinger V., Schenkenfelder I., Neuböck-Hubinger B. Primary pupils, science and a model bird species: Evidence for the efficacy of extracurricular science education // PLoS ONE. – 2019. – 14. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0220635

Kadyrova G.M., Egizbaykyzy G., Kaldybayeva R.T. The effectiveness of extracurricular works in language learning in schools // Молодой ученый/Young scientist. – 2015. – №7.2 (87.2). – P. 48–50.

Татаренко Н.В., Паритов А.Ю. Особенности организации и содержания внеурочной работы по биологии // Вестник Белгородского института развития образования. – 2017. – №2. – С. 7–13.

Tran Ngoc Son. Conducting extracurricular education in teaching biology at the son tra peninsula, da nang city for secondary school pupils // UED Journal of Social Sciences, Humanities and Education. – 2015. – №5. – P. 103–108.

Толымбекбаева М. Организация одноклассника по математике // Вестник СДУ. – 2018. – №1. – С. 182-186. 6. Исенов О.И., Арапов Ж. Роль внеурочной работы в формировании компетентности и мировоззрения студента // Вестник КГПИ. – 2014. – №1. – С. 69–74. 7. Абдрахманова Б.С., Кендирбаева С.К., Турсуналиева М.Т. Организация и методика проведения зоологических экскурсий (7-класс) // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2017. – №11. – C. 107–109

Шарова И.Х., Мосалова А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 152 с.

Danhui Zhang, Xing Tang. The influence of extracurricular activities on middle school pupils' science learning in China // International Journal Of Science Education. – 2017. – №10. – P. 1381–1402.

Федорова С.А. Внеклассная работа по биологии // Экстернат РФ. – 2015. – Т.5. – С. 78. [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/97-biology/7903--q-q-sp-11472.html

Lee D., Huh Y., Reigeluth C.M. Collaboration, intragroup conflict, and social skills in project-based learning // Instructional Science. – 2015. – №43. – P. 561–590. https://doi.org/10.1080/00219266.2019.1600570

Mayolo-Deloisa K., Ramos-de-la-Peña A.M., Aguilar O. Research-based learning as a strategy for the integration of theory and practice and the development of disciplinary competencies in engineering // International Journal on Interactive Design and Manufacturing. – 2019. –№13(4). – P. 1331–1340.

Mitarlis Y.B., Hidayah R. Implementation of Science Character Values with Green Chemistry Insight Integrated on Basic Chemistry Course by Using Project-Based Learning // Advanced Science Letters. – 2017. – №23(12). – P. 11943–11947. https://doi.org/10.1166/asl.2017.10549.

Salybekova N., Issayev G., Abdrassulova Z., Dairabaev R., Erdenov M. Pupils’ research skills development through project-based learning in biology // Cypriot Journal of Educational Sciences. – 2021. – №16(3). – P. 1106–1121. 15. Абдрасилов Б.С., Салыбекова Н.Н., Тұрсынходжаева Ш.А. Жоба зерттеу жұмыстары негізінде биологияны оқытудың заманауи әдістері // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2020. – №4 (118). – Б. 74–86.

Muhibbuddin, Y., Safrida, N. Implementation of project-based learning (PjBL) model in growth and development learning to increase the pupils' science literacy and critical thinking skills // 7th International Conference on Education and Social Sciences. – 2020. – P. 437–443.

Munezero, M.D., Bekuta, B.K. Benefits and challenges of introducing a blended project-based approach in higher education: Experiences from a Kenyan university // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology. – 2016. – №12(2). – P. 206–218.

Загрузки

Опубликован

2022-03-31

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ