РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

49 61

Авторы

  • А.Ж. САДЫКОВА Alikhan Bokeikhan University
  • М.О. ИСКАКОВА Alikhan Bokeikhan University
  • А.Б. Советова Назарбаев интеллектуальной школе

Ключевые слова:

метапознание, метакогнитивные навыки, метакогнитивные подсказки, метакогнитивное обучение, биология.

Аннотация

Статья содержит данные исследования, цель которого – оценить влияние 10-недельного курса биологии, основанного на метапознании, на развитие метакогнитивных навыков и понимание предмета биологии школьниками. В исследовании приняли участие 55 восьмиклассников из двух классов Назарбаев интеллектуальной школы физико-математического направления (город Семей, Казахстан). Одна группа пользовалась метакогнитивными подсказками и стратегиями, а другая группа изучала предмет по стандартной учебной программе. Результаты показали, что участники, получившие подсказки, Результаты показали, что участники, получившие подсказки, а также улучшившие свои метакогнитивные стратегии при выполнении задания, набрали более высокие баллы по тесту по биологии и сообщили об улучшении метакогнитивных навыков по сравнению со своими сверстниками, обучавшимися по классической методике. Качественный анализ интервью выявил темы сотрудничества и взаимопонимания между учениками. Они оценили специфику заданий, которая углубила их понимание биологии, и совместное обучение, облегчённое метакогнитивными подсказками, которые не только улучшили их понимание предмета, но и способствовали созданию позитивной атмосферы в классе. Учащиеся придали особое значение использованию метакогнитивных стратегий, подчеркнув, они будут сосредоточены на выполнении задания. Настоящее исследование подчёркивает эффективность метакогнитивной поддержки в совершенствовании биологического образования. Авторы рекомендуют интегрировать метакогнитивные стратегии в школьную практику на занятиях в классе, подчёркивая положительное влияние, которое они могут оказать на опыт и результаты обучения учащихся.

Библиографические ссылки

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

Tavstuha O.G., Baikhozhaeva G.M., Ibadullayeva S.Zh. Studying biodiversity in the process of training future biology teachers // Ясауи университетінің хабаршысы [Iasaui universitetіnіn habarshysy]. – 2023. – №3(129). – Б. 253–267. https://doi.org/10.47526/2023-3/2664-0686.19

Torybayeva J., Tusseyev M., Zhorabekova A. The problem of organizing volunteer activities to provide a safe educational environment from the perspective of a healthy lifestyle of student youth // Ясауи университетінің хабаршысы [Iasaui universitetіnіn habarshysy]. – 2023. – № 3(129). – С. 211–223. https://doi.org/10.47526/2023-3/2664-0686.16

Абил А.С., Капина Э.А., Сугралиева А. Роль информационных технологий в цифровой трансформации высшего образования // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №3(129). – С. 345–359. https://doi.org/10.47526/2023-3/2664-0686.26 [Abil A.S., Kapina E.A., Sugralieva A. Rol informacionnyh tehnologiy v cifrovoi transformacii vysshego obrazovania [The role of information technology in the digital transformation of higher education] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №3(129). – S. 345–359] [in Russian]

Сихынбаева Ж.С., Жолдасбекова Д.А. Болашақ арнайы педагогтардың кәсіби іс-әрекетін жетілдіруге дайындығын арттыру // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – № 3(129). – Б. 224–238. https://doi.org/10.47526/2023-3/2664-0686.17 [Sihynbaeva J.S., Joldasbekova D.A. Bolashaq arnaiy pedagogtardyn kasіbi іs-areketіn jetіldіruge daiyndygyn arttyru [Improving the readiness of future special teachers to improve their professional activities] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – № 3(129). – B. 224–238.] [in Kazakh]

Жұмабаева Ж.А., Рысбаева А.Қ., Куралбаева А.А. Болашақ бастауыш білім педагогтарының оқу сапасын арттыру мәселелері // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №3(129). – Б. 282–294. https://doi.org/10.47526/2023-3/2664-0686.21 [Jumabaeva J.A., Rysbaeva A.Q., Kuralbaeva A.A. Bolashaq bastauysh bіlіm pedagogtarynyn oqu sapasyn arttyru maselelerі [Problems of improving the quality of education of future primary education teachers] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №3(129). – B. 282–294.] [in Kazakh]

Perry J., Lundie D., Golder G. Metacognition in schools: what does the literature suggest about the effectiveness of teaching metacognition in schools? // Educational Review. – 2019. – Т. 71. – №4. – Р. 483–500. https://doi.org/10.1080/00131911.2018.1441127

Zumbach J. et al. Using prompts to scaffold metacognition in case-based problem solving within the domain of attribution theory // Journal of Problem-Based Learning. – 2020. – Т. 7. – №1. – Р. 21–31. https://doi.org/10.24313/jpbl.2020.00206

Chen C.H., Liu T.K., Huang K. Scaffolding vocational high school students’ computational thinking with cognitive and metacognitive prompts in learning about programmable logic controllers // Journal of Research on Technology in Education. – 2023. – Т. 55. – №3. – Р. 527–544. https://doi.org/10.1080/15391523.2021.1983894

Zeitlhofer I. et al. Effects of Cognitive and Metacognitive Prompts on Learning Performance in Digital Learning Environments // Knowledge. – 2023. – Т. 3. – №2. – Р. 277–292. https://doi.org/10.3390/knowledge3020019

Mevarech Z.R., Kramarski B. IMPROVE: A multidimensional method for teaching mathematics in heterogeneous classrooms // American educational research journal. – 1997. – Т. 34. – №2. – Р. 365–394. https://doi.org/10.3102/00028312034002365

Schraw G., Dennison R.S. Assessing metacognitive awareness // Contemporary educational psychology. – 1994. – Т. 19. – №4. – Р. 460–475. https://doi.org/10.1006/ceps.1994.1033

Sperling R.A. et al. Measures of children's knowledge and regulation of cognition //Contemporary educational psychology. – 2002. – Т. 27. – №1. – Р. 51–79. https://doi.org/10.1006/ceps.2001.1091

Chow C.W. et al. Construct Validity of the Two-Factor Revised Learning Process Questionnaire in a Singapore High School // Journal of Educational and Developmental Psychology. – 2018. – Т. 8. – №2. – Р. 159–169. https://doi.org/10.5539/jedp.v8n2p159

Santangelo J., Cadieux M., Zapata S. Developing student metacognitive skills using active learning with embedded metacognition instruction // Journal of STEM Education: Innovations and Research. – 2021. – Т. 22. – №2. – Р. 51–63.

Daumiller M., Dresel M. Supporting self-regulated learning with digital media using motivational regulation and metacognitive prompts // The Journal of Experimental Education. – 2019. – Т. 87. – № 1. – Р. 161–176. https://doi.org/10.1080/00220973.2018.1448744

Загрузки

Опубликован

2024-06-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ