Дидактические рекомендации по применению STEM-обучения в условиях цифровизации образования

75 102

Авторы

  • Р.И. Кадирбаева Южно-Казахстанский педагогический университет имени О. Жанибекова
  • Х.К. Абдрахманова Южно-Казахстанский педагогический университет имени О. Жанибекова
  • К.Б. Кудайбергенова Южно-Казахстанского педагогического университета имени О. Жанибекова

Ключевые слова:

STEM-обучение, будущие учителя, дидактические указания, педагогические условия, цифровизация образования.

Аннотация

Пути внедрения цифрового STEM-обучения в школьную практику, являются одним из элементов цифровой педагогики, который занимается дополнением и развитием педагогических проблем, повышая эффективность их решения путем создания цифровых образовательных сред. На сегодняшний день цифровое STEM-обучение является одной из насущных проблем. Это связано с тем, что до сих пор нет четкого однозначного определения понятий, связанных со STEM-образованием, не до конца изучены методы его применения и у большинства учителей не сформированы STEM-компетенции. В настоящее время существуют два вида STEM-обучения: интегрирование школьных предметов естественнонаучного направления и раздельное изучение школьных естественнонаучных предметов. В нашей стране используется второй вариант, который предусматривает внедрение STEM-обучения путем использования междисциплинарного содержания и междисциплинарных учебных заданий. В сложившейся ситуации важное значение имеет организация STEM-уроков и STEM-проектов. Поэтому в статье рассматриваются дидактические руководства по применению STEM-обучения, представленные в ряде работ, а также в виде рекомендаций приведены модели структур дидактических проектов по STEM-обучению. В ходе исследования определены дидактические элементы применения STEM-обучения в условиях цифровизации образования, и соответствующие им дидактические указания и педагогические условия формирования образовательной среды для их внедрения. Все это позволяет сделать вывод о том, что при внедрении STEM-обучения выделенные дидактические указания и специальная подготовка будущих учителей не только обеспечивают им необходимые знания и навыки, но и развивают у них важные навыки, необходимые для их дальнейшего развития.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Rodger W. Bybee. The case for STEM education. Challenges and opportunities. – Arlington, Virginia: NSTA Press, 2013. – 116 p. 2. Breiner J.M., Harkness S.S., Johnson C.C., Koehler C.M. What is STEM? A discussion about conceptions of STEM in education and partnerships // School Science and Mathematics. – 2012. – №112(1). – Р. 3–11. https:// doi.org/ 10. 1111/j. 1949-8594. 2011. 00109.x 3. Miller-Idriss C., Hanauer E. Transnational higher education: offshore campuses in the Middle East // Comparative Education. – 2011. – №47(2). – Р. 181–207. https:// doi.org/10.1080/03050 068.2011.553935

Martin-Paez Tobias, Aguilera D., Pelares-Palacios FJ, Vilchez-Gonzalez JM. What we are talking about when we talk about STEM education? A review of literature // Science Education. – 2019. – Volume 103, Issue 4. – Р. 715–739. https://doi.org/10/1002/sce.21522

Ten 21st-century Skills Every Student Needs. [Электронды ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/03/21st-century-skills-future-jobs-students/ (қаралған күні 15.12.2023)

Science on Stage. [Электронды ресурс]. URL: https://www.science-on-stage.eu/ (қаралған күні 20.12.2023) 7. Мыңбаева М.Ө., Майгельдиева Ш.М., Исаева Г.Б. Қазақстанда STEAM білім беру әдістемесін дамытуда «Білім керуені» ұйымының тәжірибесі // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. –№4(130). – Б. 361–376. https://doi.org/10.47526/2023-4/2664-0686.29

Сологуб Н.С., Аршанский Е.Я. STEAM-компетентность как интегративное качество современного педагога // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя П.М. Машэрава. – 2022. – №1(114). – C 54–65. 9. Абдрахманова Х.К., Кудайбергенова Қ.Б. Мектеп мұғалімдерінің STEM-білім беру әдісімен жаратылыстану пәндерін оқытуға дайындығы // ҚР Ұлттық ғылым академиясы Хабаршысы. – 2023. – №5(405). – Б. 7–19. https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.572

Рождественская Л. Методические рекомендации по внедрению SТЕАМ-технологий в образовательную практику. [Электронды ресурс]. URL: nsportal.ru (қаралған күні 20.12.2023)

Методические рекомендации по внедрению STEM образования. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017. –162 с.

«2023–2024 оқу жылында Қазақстан Республикасының орта білім беру ұйымдарындағы оқу-тәрбие процесінің ерекшеліктері туралы» әдістемелік нұсқау хат. – Астана: Ы. Алтынсарин атындағы ҰБА, 2023. – 104 б. 13. Ramankulov Sh., Choruh A., Polatuly S. STEAM technology as a tool for developing creativity of students: on the example of a school physics course // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. –№4(126). – Б. 200–211. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.17

Гремалски А. Методическое руководство по внедрению методов компьютерного обучения. – Кишинэу, 2021. – 51 с. [Электронный ресурс]. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/migration/md/GHID-RU_pedagogic.pdf (дата обращения 17.11.2023)

REFERENCES

Rodger W. Bybee. The case for STEM education. Challenges and opportunities. – Arlington, Virginia: NSTA Press, 2013. – 116 p.

Breiner J.M., Harkness S.S., Johnson C.C., Koehler C.M. What is STEM? A discussion about conceptions of STEM in education and partnerships // School Science and Mathematics. – 2012. – №112(1). – R. 3–11. https:// doi.org/ 10. 1111/j. 1949-8594. 2011. 00109.x

Miller-Idriss C., Hanauer E. Transnational higher education: offshore campuses in the Middle East // Comparative Education. – 2011. – №47(2). – R. 181–207. https:// doi.org/10.1080/03050 068.2011.553935

Martin-Paez Tobias, Aguilera D., Pelares-Palacios FJ, Vilchez-Gonzalez JM. What we are talking about when we talk about STEM education? A review of literature // Science Education. – 2019. – Volume 103, Issue 4. – R. 715–739. https://doi.org/10/1002/sce.21522

Ten 21st-century Skills Every Student Needs. [Electronic resource]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/03/21st-century-skills-future-jobs-students/ (date of access 15.12.2023)

Science on Stage. [Electronic resource]. URL: https://www.science-on-stage.eu/ (date of access 20.12.2023)

Mynbaeva M.O., Maigeldieva Sh.M., Isaeva G.B. Qazaqstanda STEAM bіlіm beru adіstemesіn damytuda «Bіlіm keruenі» uiymynyn tajіribesі [In developing the methodology for providing STEAM education in Kazakhstan, the experience of the 'Bilim Kereyeni' organization is crucial] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. –№4(130). – B. 361–376. https://doi.org/10.47526/2023-4/2664-0686.29 [in Kazakh]

Sologub N.S., Arshanskiy E.Ia. STEAM-kompetentnost kak integrativnoe kachestvo sovremennogo pedagoga [STEAM competency as an integrative quality of a modern educator] // Vesnіk Vіcebskaga dziarzhainaga unіversіteta іmia P.M. Mashierava. – 2022. – №1(114). – C. 54–65. [in Russian]

Abdrahmanova H.K., Kudaibergenova Q.B. Mektep mugalіmderіnіn STEM-bіlіm beru adіsіmen jaratylystanu panderіn oqytuga daiyndygy [The readiness of school teachers to implement subjects created through STEM education methodology] // QR Ulttyq gylym akademiasy Habarshysy. – 2023. – №5(405). – B. 7–19. https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.572 [in Kazakh]

Rojdestvenskaia L. Metodicheskie rekomendacii po vnedreniu STEAM-tehnologiy v obrazovatelnuiu praktiku [Methodological recommendations for the implementation of STEAM technologies in educational practice]. [Electronic resource]. URL: nsportal.ru (date of access 20.12.2023) [in Russian]

Metodicheskie rekomendacii po vnedreniu STEM obrazovania [Methodological recommendations for implementing STEM education]. – Astana: Nacionalnaia akademia obrazovania im. I. Altynsarina, 2017. – 162 s. [in Russian]

«2023–2024 oqu jylynda Qazaqstan Respublikasynyn orta bіlіm beru uiymdaryndagy qқu-tarbie procesіnіn erekshelіkterі turaly» adіstemelіk nusqau hat [Guidelines on the specifics of the educational process in the middle-level education institutions of the Republic of Kazakhstan for the academic year 2023–2024]. – Astana: Y. Altynsarin atyndagy UBA, 2023. – 104 b. [in Kazakh]

Ramankulov Sh., Choruh A., Polatuly S. STEAM technology as a tool for developing creativity of students: on the example of a school physics course // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №4(126). – B. 200–211. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.17

Gremalski A. Metodicheskoe rukovodstvo po vnedreniu metodov kompiuternogo obuchenia [Methodological guide for implementing computer-based teaching methods]. – Kishinieu, 2021. – 51 s. [Electronic resource]. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/migration/md/GHID-RU_pedagogic.pdf (date of access 17.11.2023) [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2024-06-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ