Мотив “окаменения” в казахских легендах

81 125

Авторы

  • Е. Аргынбаев Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави

Ключевые слова:

казахская легенда, превращение, окаменение, топономические легенды, мотив.

Аннотация

Казахские легенды и мифологическое наследие являются важной частью казахской культуры. Легенды являются важными источниками, отражающими историю, верования и ценности казахского народа. В данной статье рассматривается мотив окаменения, который часто встречается в казахских легендах. Один из наиболее распространенных мотивов трансформации, окаменение – это легендарный процесс превращения одушевленных и неодушевленных элементов в камень определенной мощной силой для наказания или избавления от зла и беды. В легендах можно увидеть примеры превращения в камень людей, животных, домов и других объектов. Этот процесс происходит, когда люди хотят обратиться в камень, прося Бога вывести их из трудной ситуации, наказать своих врагов или помочь им преодолеть глубокую скорбь. Обращение в камень – спасение добром и наказание зла. В статье рассмотрены 15 казахских преданий, а причины окаменения (виды обращения в камень) следующие: 1) окаменение Божьим гневом; 2) превращение в камень по своей воле или по чужой молитве; 3) превращение в камень проклятием; 4) превращение в камень из-за усталости и неумения сражаться; 5) превращение в камень от горя; 6) процесс превращения в камень изучается в разделенных шести группах, подобно превращению мертвого животного в камень. Кроме того, на основе мотива окаменения определены основной смысл и воспитательное значение сказаний, показана их значимость.

Библиографические ссылки

BIBLIOGRAPHY

Oğuz O. ve diğerleri. Türk Halk Edebiyatı El Kitabı. – Ankara: Grafiker Yayınları, 2013. –542 s.

Ergun M. Türk Dünyası Efsanelerinde Değişme Motifi (2 cilt). – Ankara: Türk Dil Kurumu Yayınları, 1997. – 184 s.

Fedekar P.D. Karakalpak Efsaneleri: İnceleme-Metinler: Yayımlanmamış Doktora Tezi. – İzmir: Ege Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü, 2008. – 491 s.

Қасқабасов С. Қазақтың халық прозасы: Зерттеулер. 1-том. – Астана: Фолиант, 2014. – 320 б.

Balaban T. Amasya Taş Kesilme Efsaneleri ve Motifleri // Turkish Studies. – 2013. – №8/8 (Summer). – S. 1671–1686.

Абдуллина А.Б. Мифтік фольклор: Оқу құралы. – Ақтөбе: Принт-А, 2014. – 193 б.

Қазақстанның жалпыұлттық қасиетті нысандары. – Астана: Фолиант, 2017. – 496 б.

Дала фольклорының антологиясы (он томдық). Прозалық фольклор: Аңыздар. 8-том. – Алматы: Brand Book, 2020. – 472 б.

Қазақстанның өңірлік қасиетті нысандары. – Астана: Фолиант, 2017. – 504 б.

Бабалар сөзі (жүз томдық). Топонимдік аңыздар. 80-том. – Астана: Фолиант, 2011. – 416 б.

Hancherlioğlu O. Dünya İnanchları Sözlüğü. – İstanbul: Remzi Kitapevi, 2013. – 575 s.

Kınacı C. Saken Seyfullin’in “Kökşetav” Manzumesi ve “Taş Kesilme” Motifi // Millî Folklor. – 2008. – №78. – S. 109–113.

REFERENCES

Oğuz O. ve diğerleri. Türk Halk Edebiyatı El Kitabı [Turkish Folk Literature Handbook]. – Ankara: Grafiker Yayınları, 2013. –542 s. [in Turkish]

Ergun M. Türk Dünyası Efsanelerinde Değişme Motifi (2 cilt) [The Motif of Change in Turkic World Legends (2 volumes)]. – Ankara: Türk Dil Kurumu Yayınları, 1997. – 184 s. [in Turkish]

Fedakar P.D. Karakalpak Efsaneleri: İnceleme-Metinler [Karakalpak Legends: Review-Texts]: Yayımlanmamış Doktora Tezi. – İzmir: Ege Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü, 2008. – 491 s. [in Turkish]

Qasqabasov S. Qazaqtyn halyq prozasy: Zertteuler [Kazakh folk prose: Research]. 1-tom – Astana: Foliant, 2014. – 320 b. [in Kazakh]

Balaban T. Amasya Tash Kesilme Efsaneleri ve Motifleri [Amasya Petrification Legends and Motifs] // Turkish Studies. – 2013. – №8/8 (Summer). – S. 1671–1686. [in Turkish]

Abdullina A.B. Miftіk folklor [Mythic folklore]: Oqu quraly. – Aqtobe: Print-A, 2014. – 193 b. [in Kazakh]

Qazaqstannyn jalpyulttyq qasiettі nysandary [National sacred objects of Kazakhstan]. – Astana: Foliant, 2017. – 496 b. [in Kazakh]

Dala folklorynyn antologiasy (on tomdyq). Prozalyq folklor: Anyzdar. 8-tom [Anthology of steppe folklore (ten volumes). Prose folklore: Legends. Volume 8.]. – Almaty: Brand Book, 2020. – 472 b. [in Kazakh]

Qazaqstannyn onіrlіk qasiettі nysandary [Regional sacred objects of Kazakhstan]. – Astana: Foliant, 2017. – 504 b. [in Kazakh]

Babalar sozі (juz tomdyq). Toponimdіk anyzdar. 80-tom [The word of ancestors (one hundred volumes). Toponymic legends. Volume 80]. – Astana: Foliant, 2011. – 416 b. [in Kazakh]

Hancherlioglu O. Dunya Inanchlary Sozlugu [Dictionary of World Religions]. – Istanbul: Remzi Kitapevi, 2013. – 575 s. [in Turkish]

Kynajy C. Saken Seyfullin’in “Kokshetav” Manzumesi ve “Tash Kesilme” Motifi [Saken Seyfullins’s “Kokshetav” Poem and the “Petrification” Motif] // Millî Folklor. – 2008. – №78. – S. 109–113. [in Turkish]

Загрузки

Опубликован

2024-06-30