Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций подростков в процессе преподавания предмета «Казахский язык»

45 90

Авторы

  • M. Каваклы Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Ж. Исаева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • И. Дурмаз начальной школы Дюздже Меркез Гюмюшпинар Мехметчик

Ключевые слова:

: ценностная ориентация, возрастная психология, казахский язык, турецкий язык, подростковый возраст.

Аннотация

В статье рассматриваются психологические аспекты формирования
ценностных ориентаций в процессе обучения казахскому языку подростков. На этой основе в ходе исследования проводится анализ учебников казахского языка 5–
7-классов и анализируется количество и качество учебных материалов с точки зрения
формирования ценностей. Также сравниваются учебники казахского и турецкого языка для
5–7-классов. Обосновывается идея о том, что, что подростковый возраст имеет решающее значение с точки зрения формирования ценностных ориентаций, поскольку именно эти годы являются формирующими и определяющими в жизни личности, следовательно, важно активное участие школы и семьи в процесс воспитания и образования ребенка.
В связи с этим, статья посвящена комплексному и сравнительному исследованию
учебных материалов, в частности, учебников по предметам родного языка 5–7-классов в
казахских и турецких школах с точки зрения содержания, воспитательной ценности,
формирующего потенциала. Авторы приходят к выводу, что в рамках тем, изучаемых в 5–7-классах на уроках казахского и турецкого языков, высока вероятность формирования ценностных установок учащихся с необходимостью учета содержательного, эмоционального и поведенческого компонентов и методически целесообразной разработкой заданий к текстовым и аудиовизуальным материалам. 

Библиографические ссылки

Ortaokul Türkçe 5. Sınıf Ders Kitabı. – Ankara: MEB Yayınları, 2017. – 254 s.

Ortaokul Türkçe 6. Sınıf Ders Kitabı. – Ankara: MEB Yayınları, 2017. – 87 s.

Ortaokul Türkçe 6. Sınıf Öğrenci Çalışma Kitabı. – Ankara: MEB Yayınları, 2016. – 232 s.

İlköğretim Türkçe 6. Sınıf Ders Kitabı. – Ankara: Başak Yayınları, 2017. – 96 s.5. İlköğretim Türkçe 6. Sınıf Öğrenci Çalışma Kitabı. – Ankara: Başak Yayınları, 2017. – 376 s.

Жұбаназарова Н.С., Абдрахманова Б.Т. Тұлғаның құндылық бағдарына нарықтық жағдайдың

әсері // ҚазҰУ хабаршысы. Психология және социология сериясы. – 2011. – №1 (36). – б. 56–60.

Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.

Каваклы М. «Рухани жаңғыру» идеясын жүзеге асыру жағдайында оқушылардың құндылықтық

бағдарын қалыптастыру мәселелері // Абай атындағы ҚазҰПУ Хабаршысы «Филология

ғылымдары» сериясы. – 2017. – №2 (60). – Б. 233–236.

Kavakli M., Dauletbekоva Zh., Issayeva Zh., Semiz K. The fоrmatiоn оf value оrientatiоns in teenagers

under the language // Оpción. – 2020. – Añо 36, nо. 91. – P. 442–459.

Архипова И.В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального

самоопределения // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – №5. – С. 183–188.

Пашинина В.В., Попов А.А. Ценностные ориентации современных школьников // Юный ученый.

– 2017. – №2. – С. 89–93.

Дәулетбекова Ж., Қосымова Г. Қазақ тілі. 5-сыныпқа арналған оқулық. – Алматы: Атамұра, 2017.

– 192 б.

Подласый И. Педагогика. Теоретическая педагогика. Т. 2/1. – М.: Юрайт, 2018. – 404 с.

Ortaokul Türkçe 5. Sınıf Ders Kitabı [Middle School Turkish 5. Classroom Textbook]. – Ankara: MEB

Yayınları, 2017. – 254 s. [in Turkish]

Ortaokul Türkçe 6. Sınıf Ders Kitabı [Middle School Turkish 6. Classroom Textbook]. – Ankara: MEB

Yayınları, 2017. – 87 s. [in Turkish]

Ortaokul Türkçe 6. Sınıf Öğrenci Çalışma Kitabı [Middle School Turkish 6. Classroom Student

Workbook]. – Ankara: MEB Yayınları, 2016. – 232 s. [in Turkish]

İlköğretim Türkçe 6. Sınıf Ders Kitabı [Elementary Turkish 6. Classroom Textbook]. – Ankara: Başak

Yayınları, 2017. – 96 s. [in Turkish]

İlköğretim Türkçe 6. Sınıf Öğrenci Çalışma Kitabı [Elementary Turkish 6. Classroom Student

Workbook]. – Ankara: Başak Yayınları, 2017. – 376 s. [in Turkish]

Jubаnаzаrоvа N., Аbdrаhmаnоvа B. Tulgаnyn qundylyq bаgdаrynа nаryqtyq jаgdаydyn aseri [The

influence of market conditions on the value orientation of a person] // QаzUU hаbаrshysy. Psihоlоgia

jane sоciоlоgia seriasy. – 2011. – №1 (36). – Б. 56–60. [in Kazakh]

Piaje J. Psihоlоgia intellektа [The psychology of intelligence]. – SPb.: Piter, 2003. – 192 s. [in Russian]

Kаvаkly M. «Ruhаni jаngyru» ideiasyn juzege аsyru jаgdаiyndа оqushylаrdyn qundylyqtyq bаgdаryn

qаlyptаstyru maseleleri [Problems of the formation of students 'value orientations in the context of the

implementation of the idea of “Rukhani zhangyru”] // Аbаi аtyndаgy QаzUPU Hаbаrshysy «Filоlоgia

gylymdаry» seriasy. – 2017. – №2 (60). – B. 233–236. [in Kazakh]

Kavakli M., Dauletbekоva Zh., Issayeva Zh., Semiz K. The fоrmatiоn оf value оrientatiоns in teenagers

under the language // Оpción. – 2020. – Añо 36, nо. 91. – P. 442–459.

Аrhipоvа I.V. Cennоstnye оrientаcii stаrshyh shkоlnikоv kаk determinаntа sоciаlnоgо sаmооpredelenia

[Value orientations of senior schoolchildren as a determinant of social self-determination] // Sоwiаlnоekоnоmicheskie iavlenia i prоcessy. – 2010. – №5. –S. 183–188. [in Russian]

Pаshininа V.V., Pоpоv А.А. Cennоstnye оrientаcii sоvremennyh shkоlnikоv // Iunyi uchenyi. – 2017. –

№2. – S. 89–93. [in Russian]

Dauletbekоva J., Qоsymоvа G. Qаzаq tili. 5-synypqа аrnаlgаn оqulyq [Kazakh language. Textbook for

Grade 5]. – Аlmаty: Аtаmurа, 2017. – 192 b. [in Kazakh]

Pоdlаsyi I. Pedаgоgikа. Teоreticheskаia pedаgоgikа [Pedagogy. Theoretical pedagogy]. T. 2/1. – M.:

Iurаit, 2018. – 404 s. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ