Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций подростков в процессе преподавания предмета «Казахский язык»
45 90
Ключевые слова:
: ценностная ориентация, возрастная психология, казахский язык, турецкий язык, подростковый возраст.Аннотация
В статье рассматриваются психологические аспекты формирования
ценностных ориентаций в процессе обучения казахскому языку подростков. На этой основе в ходе исследования проводится анализ учебников казахского языка 5–
7-классов и анализируется количество и качество учебных материалов с точки зрения
формирования ценностей. Также сравниваются учебники казахского и турецкого языка для
5–7-классов. Обосновывается идея о том, что, что подростковый возраст имеет решающее значение с точки зрения формирования ценностных ориентаций, поскольку именно эти годы являются формирующими и определяющими в жизни личности, следовательно, важно активное участие школы и семьи в процесс воспитания и образования ребенка.
В связи с этим, статья посвящена комплексному и сравнительному исследованию
учебных материалов, в частности, учебников по предметам родного языка 5–7-классов в
казахских и турецких школах с точки зрения содержания, воспитательной ценности,
формирующего потенциала. Авторы приходят к выводу, что в рамках тем, изучаемых в 5–7-классах на уроках казахского и турецкого языков, высока вероятность формирования ценностных установок учащихся с необходимостью учета содержательного, эмоционального и поведенческого компонентов и методически целесообразной разработкой заданий к текстовым и аудиовизуальным материалам.
Библиографические ссылки
Ortaokul Türkçe 5. Sınıf Ders Kitabı. – Ankara: MEB Yayınları, 2017. – 254 s.
Ortaokul Türkçe 6. Sınıf Ders Kitabı. – Ankara: MEB Yayınları, 2017. – 87 s.
Ortaokul Türkçe 6. Sınıf Öğrenci Çalışma Kitabı. – Ankara: MEB Yayınları, 2016. – 232 s.
İlköğretim Türkçe 6. Sınıf Ders Kitabı. – Ankara: Başak Yayınları, 2017. – 96 s.5. İlköğretim Türkçe 6. Sınıf Öğrenci Çalışma Kitabı. – Ankara: Başak Yayınları, 2017. – 376 s.
Жұбаназарова Н.С., Абдрахманова Б.Т. Тұлғаның құндылық бағдарына нарықтық жағдайдың
әсері // ҚазҰУ хабаршысы. Психология және социология сериясы. – 2011. – №1 (36). – б. 56–60.
Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.
Каваклы М. «Рухани жаңғыру» идеясын жүзеге асыру жағдайында оқушылардың құндылықтық
бағдарын қалыптастыру мәселелері // Абай атындағы ҚазҰПУ Хабаршысы «Филология
ғылымдары» сериясы. – 2017. – №2 (60). – Б. 233–236.
Kavakli M., Dauletbekоva Zh., Issayeva Zh., Semiz K. The fоrmatiоn оf value оrientatiоns in teenagers
under the language // Оpción. – 2020. – Añо 36, nо. 91. – P. 442–459.
Архипова И.В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального
самоопределения // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – №5. – С. 183–188.
Пашинина В.В., Попов А.А. Ценностные ориентации современных школьников // Юный ученый.
– 2017. – №2. – С. 89–93.
Дәулетбекова Ж., Қосымова Г. Қазақ тілі. 5-сыныпқа арналған оқулық. – Алматы: Атамұра, 2017.
– 192 б.
Подласый И. Педагогика. Теоретическая педагогика. Т. 2/1. – М.: Юрайт, 2018. – 404 с.
Ortaokul Türkçe 5. Sınıf Ders Kitabı [Middle School Turkish 5. Classroom Textbook]. – Ankara: MEB
Yayınları, 2017. – 254 s. [in Turkish]
Ortaokul Türkçe 6. Sınıf Ders Kitabı [Middle School Turkish 6. Classroom Textbook]. – Ankara: MEB
Yayınları, 2017. – 87 s. [in Turkish]
Ortaokul Türkçe 6. Sınıf Öğrenci Çalışma Kitabı [Middle School Turkish 6. Classroom Student
Workbook]. – Ankara: MEB Yayınları, 2016. – 232 s. [in Turkish]
İlköğretim Türkçe 6. Sınıf Ders Kitabı [Elementary Turkish 6. Classroom Textbook]. – Ankara: Başak
Yayınları, 2017. – 96 s. [in Turkish]
İlköğretim Türkçe 6. Sınıf Öğrenci Çalışma Kitabı [Elementary Turkish 6. Classroom Student
Workbook]. – Ankara: Başak Yayınları, 2017. – 376 s. [in Turkish]
Jubаnаzаrоvа N., Аbdrаhmаnоvа B. Tulgаnyn qundylyq bаgdаrynа nаryqtyq jаgdаydyn aseri [The
influence of market conditions on the value orientation of a person] // QаzUU hаbаrshysy. Psihоlоgia
jane sоciоlоgia seriasy. – 2011. – №1 (36). – Б. 56–60. [in Kazakh]
Piaje J. Psihоlоgia intellektа [The psychology of intelligence]. – SPb.: Piter, 2003. – 192 s. [in Russian]
Kаvаkly M. «Ruhаni jаngyru» ideiasyn juzege аsyru jаgdаiyndа оqushylаrdyn qundylyqtyq bаgdаryn
qаlyptаstyru maseleleri [Problems of the formation of students 'value orientations in the context of the
implementation of the idea of “Rukhani zhangyru”] // Аbаi аtyndаgy QаzUPU Hаbаrshysy «Filоlоgia
gylymdаry» seriasy. – 2017. – №2 (60). – B. 233–236. [in Kazakh]
Kavakli M., Dauletbekоva Zh., Issayeva Zh., Semiz K. The fоrmatiоn оf value оrientatiоns in teenagers
under the language // Оpción. – 2020. – Añо 36, nо. 91. – P. 442–459.
Аrhipоvа I.V. Cennоstnye оrientаcii stаrshyh shkоlnikоv kаk determinаntа sоciаlnоgо sаmооpredelenia
[Value orientations of senior schoolchildren as a determinant of social self-determination] // Sоwiаlnоekоnоmicheskie iavlenia i prоcessy. – 2010. – №5. –S. 183–188. [in Russian]
Pаshininа V.V., Pоpоv А.А. Cennоstnye оrientаcii sоvremennyh shkоlnikоv // Iunyi uchenyi. – 2017. –
№2. – S. 89–93. [in Russian]
Dauletbekоva J., Qоsymоvа G. Qаzаq tili. 5-synypqа аrnаlgаn оqulyq [Kazakh language. Textbook for
Grade 5]. – Аlmаty: Аtаmurа, 2017. – 192 b. [in Kazakh]
Pоdlаsyi I. Pedаgоgikа. Teоreticheskаia pedаgоgikа [Pedagogy. Theoretical pedagogy]. T. 2/1. – M.:
Iurаit, 2018. – 404 s. [in Russian]