Формирование научно-исследовательских компетенций обучающихся
148 183
Ключевые слова:
компетенция, творческий уровень, критический уровень, мотивационный компонент, когнитивный компонент, процессуальный компонент, рефлексивный компонент.Аннотация
Представленное исследование обращает внимание на формирование научно-исследовательских компетенций у обучающихся, играющих ключевую роль в современном образовании. Авторы доказывают, что проведение научно-исследовательской работы способствует повышению интеллектуальной активности студентов. В литературном обзоре статьи приводится определения содержания компетенции и компетентности, а также уточнения значения научно-исследовательской компетенции. Процесс развития научно-исследовательской компетенции обучающихся оценен по уровням когнитивного, процессуального и рефлексивного компонентов до начала экспериментального обучения. Эксперимент осуществлялся с использованием комплексного подхода, включающего теоретический курс и практические задания. Значительные изменения были достигнуты через успешное освоение технологии разработки биологических регуляторов роста, что свидетельствует о высоком уровне усвоения материала студентами. Анализ результатов подчеркивает заметное улучшение творческого мышления и когнитивных способностей у обучающихся, проявляющих интерес к научным исследованиям. Послеэкспериментальные данные также отражают повышенное участие студентов в исследовательских работах, подкрепленное их активным участием в проектах и написании научных статей.
Результаты подчеркивают эффективность методики и обосновывают внедрение новой дисциплины в учебный план. Для дальнейшего усовершенствования процесса формирования научно-исследовательских компетенций студентов предлагаются рекомендации по внесению дополнительных изменений и проведению второго этапа экспериментального обучения. Авторы приходят к выводу, что исследовательская работа студентов не только является важным фактором их профессиональной подготовки, но и способствует интеллектуальному саморазвитию, что отражено в повышении качества их научных трудов.
Библиографические ссылки
Коляда С.В. Коммуникативная компетенция руководителя // Бизнес-Ключ. – 2007. – №10. – С. 136–137. [Электронный ресурс] URL: http:// www. bkworld. ru/archive/y2007/n10-2007/n-10- 2007_241.html. (дата обращения: 17.04.2022).
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 35–41.
Бакирова А.П. Формирование научно–исследовательских компетенций через проектную деятельность // «Алтынсаринские чтения-2023» на тему «Инновации, знания, опыт – векторы образовательных треков» І книга. – 2023. – С. 432–437.
Гончарук Н.П., Сагдеева Г.С. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих специалистов // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – №3. – С. 315–320.
Шкатова А.В. Формирование научно-исследовательской компетентности как элемент преемственности среднего общего и высшего профессионального образования // Молодой ученый. – 2019. – №29 (267). – С. 147–149.
Гончарук Н.П. Развитие интеллектуальной компетентности и профессиональной мобильности научно-педагогических кадров в условиях информационного общества. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. – 224 с.
Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. – 2006. – №4. – C. 20–27.
Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.tananyeva.com/single-post/ (дата обращения 11.02.2017).
Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/softskills.shtml (дата обращения: 11.12.2016).
Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-teoreticheskih-i-metodicheskih-razrabotok-v-oblasti-upravleniya-rol-soft-skills-i-hard-skills-v-professionalnom/viewer
Шумакова Н.Б. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991. – 271 с.
Ефричева О.Ю., Мельник И.В., Михайлюкова В.С. Исследовательская компетенция: ее сущность и содержание // Актуальные исследования. – 2021. – №14 (41). – С. 59–62.
Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. ... канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2010. – 181 c.
Репета Л.М. Формирование информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2013. – 249 с.
Насырова Э.Ф., Розлован В.В. Критерии оценки уровней сформированности исследовательской компетенции студентов – будущих преподавателей // Вестник ТГПУ. – 2018. – №6 (195). – С. 176–181.
Шушерина О.А., Черепанова С.А. Формирование исследовательской компетенции бакалавров направлений подготовки «Технология производства» // Вестн. КрасГАУ. – 2013. – №11. – С. 335–340.
Варлакова Ю.Р. Теория и методика развития креативности будущих педагогов в вузе. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 153 с.
Колбаса М.А. Формирование профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. – 23 с.
Насырова Э.Ф. Модульное обучение студентов университета в системе кредитно-зачетных единиц // Вестник ТГПУ. – 2011. – №6 (108). – С. 18–20.
Инновационный патент KZ (13) A4 (11) 26005.
Инновационный патент KZ (13) A4 (11) 26006.
REFERENСES
Koliada S.V. Kommunikativnaia kompetenсiia rukovoditelia [The communicative competence of the head] // Biznes-Kliuch. – 2007. – №10. – S. 136–137. [Electronic resource]. URL: http:// www. bkworld. ru/archive/y2007/n10-2007/n-10- 2007_241.html. (date of access 17.04.2022) [in Russian]
Selevko G.K. Sovremennye obrazovatelnye tehnologii [Modern educational technologies]. – M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. – 256 s. [in Russian]
Zimniaia I.A. Kliuchevye kompetencii – novaia paradigma rezultata obrazovaniia [Key competencies – a new paradigm of educational outcomes] // Vysshee obrazovanie segodnia. – 2003. – №5. – S. 35–41. [in Russian]
Bakirova A.P. Formirovanie nauchno-issledovatelskih kompetencii cherez proektnuiu deiatelnost [Formation of research competencies through project activities] // «Altynsarinskie chteniia-2023» na temu «Innovacii, znaniia, opyt – vektory obrazovatelnyh trekov» І kniga. – 2023. – S. 432–437. [in Russian]
Goncharuk N.P., Sagdeeva G.S. Formirovanie nauchno-issledovatelskoi kompetencii budushih specialistov // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. – 2013. – №3. – S. 315–320. [in Russian]
Shkatova A.V. Formirovanie nauchno-issledovatelskoi kompetentnosti kak element preemstvennosti srednego obshego i vysshego professionalnogo obrazovaniia [Formation of research competence as an element of continuity of secondary general and higher professional education] // Molodoi uchenyi. – 2019. – № 29 (267). – S. 147–149. [in Russian]
Goncharuk N.P. Razvitie intellektualnoi kompetentnosti i professionalnoi mobilnosti nauchno-pedagogicheskih kadrov v usloviiah informacionnogo obshestva [Development of intellectual competence and professional mobility of scientific and pedagogical staff in the information society]. – Kazan: Izd-vo MOiN RT, 2011. – 224 s. [in Russian]
Zimniaia I.A. Kompetentnostnyi podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k probleme obrazovaniia? (teoretiko-metodologicheskii aspekt) [A competency-based approach. What is its place in the system of modern approaches to the problem of education? (theoretical and methodological aspect)] // Vysshee obrazovanie segodnia. – 2006. – №4. – C. 20–27. [in Russian]
Ananeva T. Desiat kompetencii, kotorye budut vostrebovany v 2020 godu [Ten competencies that will be in demand in 2020] [Electronic resource]. URL: http://www.tananyeva.com/single-post/ (date of access 11.02.2017) [in Russian]
Shipilov V. Perechen navykov soft-skills i sposoby ih razvitiia [List of soft-skills and ways to develop them]. [Electronic resource]. URL: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/softskills.shtml (date of access 11.12.2016) [in Russian]
Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Iu.M. Sovremennye napravleniia teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniia: rol soft-skills i hard skills v professionalnom i karernom razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in the professional and career development of employees] // Internet-jurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 9, №1 (2017) [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-teoreticheskih-i-metodicheskih-razrabotok-v-oblasti-upravleniya-rol-soft-skills-i-hard-skills-v-professionalnom/viewer [in Russian]
Shumakova N.B. Razvitie tvorcheskoi aktivnosti shkolnikov [Development of creative activity of schoolchildren]. – M.: Pedagogika, 1991. – 271 s. [in Russian]
Efricheva O.Iu., Melnik I.V., Mihailiukova V.S. Issledovatelskaia kompetenciia: ee sushnost i soderjanie [Research competence: its essence and content] // Aktualnye issledovaniia. – 2021. – №14 (41). – S. 59–62. [in Russian]
Fedotova N.A. Razvitie issledovatelskoi kompetentnosti starsheklassnikov v usloviiah profilnogo obucheniia [Development of research competence of high school students in the context of specialized education]: avtoref. ... kand. ped. nauk. – Ulan-Ude, 2010. – 181c. [in Russian]
Repeta L.M. Formirovanie informacionno-issledovatelskoi kompetencii uchashihsia obsheobrazovatelnyh uchrejdeni [Formation of information and research competence of students of educational institutions]: diss. … kand. ped. nauk. – M.: Cheliabinsk, 2013. – 249 s. [in Russian]
Nasyrova E.F., Rozlovan V.V. Kriterii ocenki urovnei sformirovannosti issledovatelskoi kompetencii studentov – budushih prepodavatelei [Criteria for assessing the levels of formation of research competence of students – future teachers] // Vestnik TGPU. – 2018. – №6 (195). – S. 176–181. [in Russian]
Shusherina O.A., Cherepanova S.A. Formirovanie issledovatelskoi kompetencii bakalavrov napravleni podgotovki «Tehnologia proizvodstva» [Formation of the research competence of bachelors in the fields of training “Production Technology”] // Vestn. KrasGAU. – 2013. – №11. – S. 335–340. [in Russian]
Varlakova Iu.R. Teoria i metodika razvitiia kreativnosti budushih pedagogov v vuze [Theory and methodology of the development of creativity of future teachers at the university]. – Ulianovsk: Zebra, 2016. – 153 s. [in Russian]
Kolbasa M.A. Formirovanie professionalnoi kultury budushih uchitelei tehnologii pri obuchenii kompiuternoi grafike [Formation of the professional culture of future technology teachers in teaching computer graphics]: avtoref. diss. … kand. ped. nauk. – M., 2013. – 23 s. [in Russian]
Nasyrova E.F. Modulnoe obuchenie studentov universiteta v sisteme kreditno-zachetnyh edinic [Modular training of university students in the credit and credit units system] // Vestn. TGPU. – 2011. – №6 (108). – S. 18–20. [in Russian]
Innovacionnyi patent KZ [Innovative Patent KZ] (13) A4 (11) 26005.
Innovacionnyi patent KZ [Innovative Patent KZ] (13) A4 (11) 26006.