Развитие готовности будущих специальных педагогов к совершенствованию профессиональной деятельности

139 152

Авторы

  • Сихынбаева Ж.С. Университет «Мирас»
  • Жолдасбекова Д.А. Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Ключевые слова:

специальные педагоги, студенты, профессиональная деятельность, совершенствование профессиональной деятельности, профессия.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о подготовке будущих специальных педагогов к совершенствованию своей профессиональной деятельности. В настоящее время формирование готовности будущих специальных педагогов к совершенствованию своей профессиональной деятельности наблюдается в обеспечении уровня доступности и повышении качества образования. Акцентируя внимание на особой необходимости подготовки будущих специальных педагогов к профессиональной деятельности, говорилось о том, что в условиях высшего образования студенты могут самостоятельно развивать свой интеллектуальный потенциал, расширять базу знаний, творчески их использовать. Проведен комплексный анализ теоретико-методической литературы, а также рассмотрен вопрос о системной подготовке будущих специальных педагогов к новой ситуации профессиональной деятельности в педагогической среде. Полученные результаты свидетельствуют о том, что воспитательным вопросам в формировании профессиональной подготовки будущих специальных педагогов не уделяется достаточного внимания. Особое внимание уделяется специальным курсам и разнообразному практическому опыту в этой области. В статье большое внимание уделяется личностным качествам специального педагога исходя из системы современного этапа развития специального образования. На основании проведенного эмпирического исследования авторы приходят к выводу, что особое внимание следует уделить профессиональной подготовке будущих специальных педагогов. Цель статьи - дать теоретическую основу для формирования готовности будущих специальных педагогов к совершенствованию своей профессиональной деятельности и предложить новые технологии и методы.

Библиографические ссылки

Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың Қазақстан халқына Жолдауы. 2020 жылғы 1 қыркүйек. «Жаңа жағдайдағы Қазақстан: іс-қимыл кезеңі». [Электронды ресурс]. URL: https://www.akorda.kz/kz/addresses/addresses_of_president. (қаралған күні: 05.03.2023)

«Білімді ұлт» сапалы білім беру» ұлттық жобасын бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2021 жылғы 12 қазандағы №726 қаулысы. [Электронды ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P2100000726 (қаралған күні: 15.03.2023).

«Кемтар балаларды әлеуметтік және медициналық-педагогикалық түзету арқылы қолдау туралы» Қазақстан Республикасының 2002 жылғы 11 шілдедегі №343 Заңы. [Электронды ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z020000343_ (қаралған күні: 15.03.2023).

Джордан А., Шварц Е., Макги-Ричмонд Д. Подготовка учителей к инклюзивному образованию // Педагогическое образование. – 2009. – №25 (4). – С. 535–542.

Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers’ attitudes toward inclusion // International Journal of Inclusive Education. – 2011. – №15 (3). – С. 355–377.

Мовкебаева З.А. Формирование профессиональных компетенций у специальных педагогов в условиях модернизации системы специального образования // Вестник КазНПУ имени Абая, Серия «Специальная педагогика»). – 2015. – №3 (42). – С. 10–13.

Сатова А.К. Общепедагогические проблемы подготовки и повышения квалификации кадров учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей в Казахстане: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Алма-Ата, 1991. – 16 c.

Омирбекова К.К. О подготовке дефектологических кадров в соответствии с задачами социальной, коррекционно-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в Казахстане. В книге: Вопросы включения детей со специальными образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. – Алматы: Раритет, 2002. – C. 28–31.

Дузелбаева А.Б. Подготовка будущих учителей дефектологов в условиях модернизации педагогического образования // Педагогика и психология. – 2017 – №1 (30). – С. 140–145.

Абаева Г.А., Оразаева Г.С. К вопросу о подготовке педагогических кадров к системе инклюзивного образования в Республике Казахстан // Материалы 3-х Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и психологии РФ, РАО. 2010, октябрь. – C. 244–247.

Аутаева А.Н. 40 лет подготовке дефектологических кадров в КазНПУ им. Абая // Вестник «Арнайы педагогика». – 2016. – №4. – С. 10–13.

Рсалдинова А.К., Денисова И.А. Повышение квалификации педагогических кадров в условиях становления инклюзивного образования в Республике Казахстан // Вестник КазНПУ им. Абая, Серия «Специальная педагогика». – 2014. – №2(37). – С. 96–99.

Маринич Е.Е. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе: автореф. дисc. ... канд. пед. наук. – Шуя, 2012. – 24 с.

Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Астрахань, 2008. – 22 с.

Orazaeva G.S. Мodern trends in the formation of the bases of professionalism future special teachers // Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. – 2019. – №2. – S. 240–245.

Филатова Н.Г. Проблемы ценностных оснований профессиональной подготовки педагогов-дефектологов // Ярославль. – 2013. – Т.4. – С. 84–87.

Гайдукевич С.Е. Методическая подготовка учителя-дефектолога к работе в условиях инклюзивного образования // Инклюзивное образование: направления, проблемы, решения (IV выпуск): матер. науч.-практ. конф., г. Бэлць, 19 октября 2018 г. – Бэльц, 2018. – С. 27–32.

Баль Н.Н., Дроздова Н.В. Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей-логопедов к проектированию коррекционноразвивающей среды инклюзивного образования // Материалы научно практической конференции Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. – М., 2020. – С. 33–36.

Biktagirova G.F., Khitryuk V.V. Formation of Future Pre-School Teachers Readiness to Work in the Conditions of Educational Inclusion // International Journal of Environmental & Science Education. – 2016. – Vol. 11. – №3. – P. 185–194. DOI: 10.12973/ijese.2016.302a

REFERENCES

Memleket basshysy Qasym-Jomart Toqaevtyn Qazaqstan halqyna Joldauy. 2020 jylgy 1 qyrkuiek. Jana jagdaidagy Qazaqstan: іs-qimyl kezeni. [Electronic resource]. URL: https://www.akorda.kz/kz/addresses/addresses_of_president. (date of access: 05.03.2023) [in Kazakh]

«Bilimdi ult» sapaly bilim beru» ulttyq jobasyn bekitu turaly» Qazaqstan Respublikasy Ukimetinin 2021 jylgy 12 qazandagy №726 qaulysy. [Electronic resource]. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P2100000726. (date of access: 15.03.2023). [in Kazakh]

«Kemtar balalardy aleumettik jane meditsinalyk-pedagogikallyq tuzetu arqyly qoldau turaly» Qazaqstan Respublikasynyn 2002 jylgy 11 shildedegi №343 Zany. [Electronic resource]. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z020000343 (date of access: 15.03.2023). [in Kazakh]

Jordan A., Schwartz E., McGee-Richmond D. Podgotovka uchitelei k inkliuzivnomy obrazavaniu // Pedagogicheskoe obrazovanie. – 2009. – №25 (4). – С. 535–542. [in Russian]

Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers’ attitudes toward inclusion. // International Journal of Inclusive Education. – 2011. – № 15 (3). – С. 355–377.

Movkabaeva Z.А. Formirovanie professionalnyh kompetencii u specialnyh pedagagov v usloviah modernizacii sistemy specialnogo obrazovania // Vestnik KazNPU imeni Abaia (Seria «Specialnaia pedagogika»). – 2015. – №3 (42).– S. 10–13. [in Russian]

Satova А.К. Obshepedagogicheskie problemy podgotovki i kvalifikacii kadrov uchebno-vospitatelnyh uchrejdeni dlia anomalnyh detei v Kazahstane: avtorefer. … kand. ped. nauk. – Alma-Аtа, 1991. – 16 c. [in Russian]

Omirbekova К.К. О podgotovke defektologicheskih kadrov v sootvetstvii s zadachami socialnoi, korrekcionno-pedagogicheskoi podderjki detei s osobymi obrazovatelnymi potrebnostiami v Kazahstane. V knige: Voprosy vkliuchenia detei so specialnymi obrazovatelnymi potrebnostiami v obsheobrazovatelnyi process. – Almaty: Raritet, 2002. – S. 28–31. [in Russian]

Duzelbaeva А.B. Podgotovka budushih uchitelei defektologov v usloviah modernizacii pedagogicheskovo obrazovania // Pedagogika i psihologia. – 2017 – №1 (30). – S. 140–145. [in Russian]

Abaeva G.А., Orazaeva G.S. К voprosu о podgotovke pedagogicheskih kadrov к sisteme inkliuzivnogo obrazovania v Respublike Kazahstan // Materialy 3-h Vserossiiskih pedagogicheskih chteni po voprosam korrekcionnoi pedagogiki i psihologii RF, RАО. 2010, oktiabr. – S. 244–247. [in Russian]

Autaeva А.N. 40 let podgotovke defektologicheskih kadrov v КаzNPU im. Abaia // Vestnik «Arnaiy pedagogika». – 2016. – №4. – S. 10–13. [in Russian]

Rsaldinova А.К., Denisova I.А. Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v usloviah stanovlenia inkliuzivnovo obrazovania v Respublike Kazahstan // Vestnik КаzNPU im. Abaia, seria «Specialnaia pedagogika». – 2014. – №2(37). – С. 96–99 [in Russian]

Marinich Е.Е. Formirovanie professionalno-pedagogicheskoi kompetentnosti budushego uchitelia-logopeda v vuze: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. – Shuya, 2012. – 24 s. [in Russian]

Hafizulina I.N. Formirovanie inkliuzivnoi kompetentnosti budushih uchitelei v processe professionalnoi podgotovki: avtoref. diss. … kand. ped. nauk. – Astrahan, 2008. – 22 s. [in Russian]

Orazaeva G.S. Мodern trends in the formation of the bases of professionalism future special teachers // Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. – 2019. – №2. – S. 240–245.

Filatova N.G. Problemy cennostnyh osnovanii professionalnoi podgotovki pedagogov-defectologov // Iaroslavl. – 2013. – Т.4. – S. 84–87. [in Russian]

Gaidukevich S.Е. Metodicheskaia podgotovka uchitelia-defektologa k rabote v usloviah inkliuzivnogo obrazovania // Inkliuzivnoe obrazovanie: napravlenia, problemy, reshenia (IV vypusk): mater. nauch.-prakt. konf., g. Beltc, 19 oktyabria 2018 g. – Beltc, 2018. – S. 27–32. [in Russian]

Bale N.N., Drozdova N.V. Pedagogicheskaia praktika v sisteme podgotovki budushih uchitelei-logopedov k proektirovaniu korrekcionno-razvivaiushei sredy inkliuzivnogo obrazovania // Materialy nauchno-prakticheskoi konferencii Mirovye tendencii specialnogo i inkliuzivnogo obrazovania. М., - 2020. – S. 33–36 [in Russian]

Biktagirova G.F., Khitryuk V.V. Formation of Future Pre-School Teachers Readiness to Work in the Conditions of Educational Inclusion // International Journal of Environmental & Science Education. – 2016. – Vol. 11. – №3. – P. 185–194. DOI: 10.12973/ijese.2016.302a

Загрузки

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ