Проблема организации волонтерской деятельности по обеспечению безопасной образовательной среды в ракурсе здорового образа жизни учащейся молодежи

196 187

Авторы

  • Торыбаева Ж. Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Тусеев М. Центрально-Азиатский инновационный университет
  • Жорабекова А. Южно-Казахстанский университет имени М. Ауезова

Ключевые слова:

волонтер, деятельность, безопасность, образовательная среда, учащаяся молодежь, здоровый образ жизни, вуз.

Аннотация

Состояние психологического благополучия, здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) всех граждан, и особенно подрастающего поколения является определяющим условием обновления и модернизации и трансформации нашего общества, гарантом построения Нового Казахстана, его вхождения в число наиболее развитых государств мира.

Представленная статья выполнена в рамках научного проекта, идея которого состоит в исследовании механизмов организации волонтерской деятельности и научно-методического сопровождения в рамках обеспечения психологически безопасной образовательной среды в ракурсе ЗОЖ молодежи в системе профессионального образования.

Актуальность, высокая социальная значимость проблемы позволили авторам выявить пути совершенствования подготовки будущего педагога-психолога в ракурсе организации волонтерской деятельности по обеспечению безопасной образовательной среды в ракурсе здорового образа жизни учащейся молодежи. Успешность проводимой работы обусловлена ориентированностью разработанных материалов с учетом региональных особенностей; направленностью на развитие навыков практического использования здоровьесберегающих технологий; ориентированностью на организацию взаимодействия социальных институтов воспитания и общественную поддержку.

Результаты исследования, сформулированные на их основе научно-методические рекомендации могут быть использованы в работе руководящих и педагогических работников высшего и среднего профессионального образования при разработке образовательных программ, в проектировании элективных курсов вузовского и послевузовского образования, при подготовке бакалавров, магистрантов и докторантов психолого-педагогического направления, а также при разработке курсов повышения квалификации педагогов вузов и колледжей.

Библиографические ссылки

Послание Главы государства К.К. Токаева народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество». 2022 г. [Electronic resource]. URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130 (date of access: 22.01.2023).

Государственная программа развития здравоохранения на 2020–2025 // Казахстанская правда. – 2020, январь. – №10(29137).

Рубцов В.В. Технология оценки образовательной среды школы. – М.: Пресс, 2010. – 150 с.

Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки / под ред. И.А. Баевой. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 269 с.

Жданов С.В. Безопасность образовательной среды: состояние и проблемы // Дискурс. –2017. – №4. – С. 44–51.

Suleimanova G.K., Pulatova G.Sh. Problems of development of culture of healthy lifestyle of students in the educational space. [Electronic resource]. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?issueid=1443376 (date of access: 16.11.2022).

Дети Казахстана: Статистический сборник / глав. ред. Ю.В. Оксамитный, Н.С. Айдапкелов. – Астана, 2017. – 122 с.

Абдрахманова Ш.З., Ахметов В.И., Адаева А.А., Слажнева Т.И. Факторы, формирующие здоровье и благополучие детей и подростков Казахстана. Национальный отчет. – Нур-Султан: Национальный центр общественного здравоохранения, 2019. – 150 с.

Чиркина С.Э., Ахмеров Р.А., Бажин К.С., Царева Э.В. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие. – Казань: Бриг, 2015. – 136 с.

Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. – М.: МГППУ, 2013. – 304 с.

Tusseyev M., Torybayeva J., Ibragim K., Gurbanova A., Nazarova G. Ensuring the safety of learning and teaching environments // World Journal on Educational Technology: Current Issues. – 2021. – Vol.13, Issue 4. – P. 1029–1039. DOI: https://doi.org/10.18844/wjet.v13i4.6299

Айданалиева Н.А., Ли Э.Н., Жандауова Ш.Е. Волонтерство как фактор развития гражданского самосознания студентов // Вестник КазНПУ имени Абая, Серия «Педагогические науки». – 2020. – №2 (66). – С. 154–160.

Рымханова А.Р., Сюи-фу-шин Н.В. Волонтерская деятельность студентов как средство развития инклюзивного образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – №3. – С. 37–41.

Бородаева Г.Г., Руднева И.А. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №4. [Electronic resource]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14037 (date of access: 16.11.2022).

Аналитический доклад о волонтерстве в Республике Казахстан в 2021 году. По результатам работы сети фронт-офисов волонтеров. – Нур-Султан, 2021 [Electronic resource]. URL: https://qazvolunteer.kz/uploads/0e/75/Analiticheskiy_doklad_po_volonyotrstvu_v_RK_2021.pdf (date of access: 16.11.2022).

Тусеев М.Е., Торыбаева Ж.З., Собкин В.С. Білімдік ортаның психологиялық қауіпсіздігі маңызды педагогикалық мәселе ретінде // Торайғыров университетінің Хабаршысы, Педагогикалық сериясы. – 2022. – №3. – Б. 349–357.

REFERENCES

Poslanie Glavy gosudarstva K.K. Tokaeva narodu Kazahstana «Spravedlivoe gosudarstvo. Edinaia nacia. Blagopoluchnoe obshestvo» [Message of the Head of State K.K. Tokayev to the people of Kazakhstan “A Just State. United nation. Prosperous Society"]. 2022 g. [Electronic resource]. URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130 (date of access: 22.01.2023). [in Russian]

Gosudarstvennaia programma razvitia zdravoohranenia na 2020–2025 gody [State program for the development of health care for 2020–2025] // Kazahstanskaia pravda. – 2020. –ianvar. – №10(29137). [in Russian]

Rubcov V.V. Tehnologia ocenki obrazovatelnoi sredy shkoly [Technology for assessing the educational environment of the school]. – M.: Press, 2010. – 150 s. [in Russian]

Bezopasnaia obrazovatelinaia sreda: psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovania, soprovojdenia i ocenki [Safe Educational Environment: Psychological and Pedagogical Foundations of Formation, Maintenance and Evaluation] / Pod red. I.A. Baievoi. – SPb.: LOIRO, 2014. – 269 s. [in Russian]

Jdanov S.V. Bezopasnost obrazovatelnoi sredy: sostoianie i problemy [Safety of the educational environment: state and problems] // Diskurs. – 2017. – №4. – S. 44–51. [in Russian]

Suleimanova G.K., Pulatova G.Sh. Problems of development of culture of healthy lifestyle of students in the educational space. [Electronic resource]. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?issueid=1443376 (date of access: 16.11.2022)

Deti Kazahstana: Statisticheski sbornik [Children of Kazakhstan: Statistical collection] / Glav. red. Iu.V. Oksamitnyi, N.S. Aydapkelov. – Astana, 2017. – 122 s. [in Russian]

Abdrahmanova Sh.Z. Abdrahmanova Sh.Z., Ahmetov V.I., Adaieva A.A. , Slajneva T.I. Faktory, formiruiushie zdorovie i blagopoluchie detei i podrostkov Kazahstana. Nacionalnyi otchet [Factors shaping the health and well-being of children and adolescents in Kazakhstan. National Report]. – Nur-Sultan: Nacionalnyi centr obshestvennogo zdravoohranenia, 2019. – 150 s. [in Russian]

Chirkina S.Ie., Ahmerov R.A., Bajin K.S., Careva Ie.V. Osnovy formirovania psihologicheski bezopasnoi obrazovatelnoi sredy: uchebno-metodicheskoe posobie [Fundamentals of the formation of a psychologically safe educational environment: a teaching aid]. – Kazan: Brig., 2015. – 136 s. [in Russian]

Bezopasnost obrazovatelnoi sredy: psihologicheskaia ocenka i soprovojdenie: Sbornik nauchnyh statei [Safety of the educational environment: psychological assessment and support: Collection of scientific articles] / Pod red. I.A. Baievoi, O.V. Vihristiuk, L.A. Gayazovoi. – M.: MGPPU, 2013. – 304 s. [in Russian]

Tusseyev M., Torybayeva J., Ibragim K., Gurbanova A., Nazarova G. Ensuring the safety of learning and teaching environments // World Journal on Educational Technology: Current Issues. – 2021. – Vol.13, Issue 4. – P. 1029–1039. DOI: https://doi.org/10.18844/wjet.v13i4.6299

Aydanalieva N.A., Li Ie.N., Jandauova Sh.Ie. Volonterstvo kak faktor razvitia grajdanskogo samosoznania studentov [Volunteering as a factor in the development of students' civic consciousness] // Vestnik KazNPU imeni Abaia, seria «Pedagogicheskie nauki». – 2020. –№2 (66). – S. 154–160. [in Russian]

Rymhanova A.R., Siui-fu-shin N.V. Volonterskaia deiatelnost studentov kak sredstvo razvitia inkliuzivnogo obrazovania [Volunteer activity of students as a means of developing inclusive education] // Mejdunarodnyi jurnal eksperimentalnogo obrazovania. – 2020. – №3. –S. 37–41. [in Russian]

Borodaieva G.G., Rudneva I.A. Volonterskaia deiatelnost kak faktor formirovania lichnosti studenta [Volunteer activity as a factor in the formation of the student's personality // Sovremennye problemy nauki i obrazovania. – 2014. – №4. [Electronic resource]. URL: URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=14037 (date of access: 16.11.2022). [in Russian]

Analiticheski doklad o volonterstve v Respublike Kazahstan v 2021 godu. Po rezultatam raboty seti front-ofisov volonterov [Analytical report on volunteering in the Republic of Kazakhstan in 2021. According to the results of the work of the network of front offices of volunteers]. - Nur-Sultan, 2021. [Electronic resource]. URL: https://qazvolunteer.kz/uploads/0e/75/Analiticheskiy_doklad_po_volonyotrstvu_v_RK_2021.pdf (date of access: 16.11.2022). [in Russian]

Tuseiev M.O., Torybaeva J.Z., Sobkin V.S. Bilimdik ortanyn psihologiyalyq qauipsizdigi manyzdy pedagogikalyq masele retinde [Psychological safety of the educational environment as an important pedagogical problem // Toraigyrov universitetinin Habarshysy, Pedagogikalyq seriasy. – 2022. – №3. – B. 349–357. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ