Инновационно-технологические особенности обучения детской поэзии тюркских народов в начале ХХ века

56 108

Авторы

  • А.Б. Мухамеджанова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

тюркские народы, детская поэзия, инновационные технологии, дидактика, эвристические методы обучения, когнитивные методы обучения.

Аннотация

В данной статье предусмотрено рассмотрение инновационно-технологических особенностей преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе казахской литературы, с ориентацией процесса обучения в системе высшего образования на национальные ценности в настоящее время. Исследованы инновационно-технологические особенности инновационного обучения детской поэзии тюркских народов в начале ХХ века. Определено, что стержень детской поэзии тюркских народов пробуждает у современной молодежи стремление к познанию глубинной истории наших корней. В преподавании литературы в высших учебных заведениях акцент на воспитательную силу художественных произведений сделан на современных подходах к пониманию смысла искусства слова, художественной литературы в воспитании личности в некоторых случаях, когда в эпоху современной глобализации меняется человеческая сущность, отдаляясь от духовности.

Речь идет о возможности разделения занятия на несколько групп в зависимости от традиционного и нетрадиционного характера в современной системе обучения. В подготовке филологов, специалистов по языку и литературе в высшем профессиональном образовании проанализированы следующие несколько общедидактических принципов преподавания литературы (системность и доступность, активность преподавания литературы и др.) и эвристические методы обучения, когнитивные методы обучения.

В данной статье принципы ученых-методистов при обучении дисциплин в системе образования сгруппированы: 1) методические принципы; 2) научные принципы; 3) психологические принципы; 4) индивидуальные дидактические принципы. Методы решения творческих задач делятся на две группы (логические и эвристические). Авторами также рассмотрены особенности классификации эвристических методов обучения.

Кроме того, в данной статье раскрывается классификация когнитивных (познавательных) методов обучения на такие научные методы как дисциплинарные, метапредметные методы и творческие методы обучения.

Библиографические ссылки

Тоқаев Қ.К. Тәуелсіздік бәрінен де құнды // Егемен Қазақстан, 2021 жыл, 20 мамыр.

Назарбаев Н.Ә. «Қазақстандықтардың әл-ауқатының өсуі: Табыс пен тұрмыс сапасын арттыру» атты Қазақстан халқына Жолдауы // Егемен Қазақстан, 2018 жыл, 5 қазан.

Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск: Университетское, 1979. – 186 с.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

Лернер И.Я. Современная дидактика: теория-практика. – М.: Педагогика, 1995. – 172 с.

Сабыров Т. Болашақ мұғалімдердің дидактикалық дайындығын жетілдіру. – Алматы: РБК, 1999. – 83 б.

Құсайынов А.Қ. Салыстырмалы педагогика. – Алматы: ROND@A, 2011. – 256 б.

Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.

Архангельский А.Н., Смирнова Т.Ю. Литература, 5 класс. Часть 2. – М.: Дрофа, 2017. – 120 с.

Таубаева Ш.Т., Булатбаева А.А. Методология и методика педагогических исследований. – Алматы: Қазақ университеті, 2015. – 214 c.

ҚР Білім туралы Заңы. – Астана: Литера, 2000. – 96 б.

Келімбетов Н. Түркі халықтарының ежелгі әдеби жәдігерліктері. – Алматы: Паритет, 2011. – 244 б.

REFERENCES

Toqaev Q.K. Tauelsіzdіk barіnen de qundy [Independence is more valuable than anything else] // Egemen Qazaqstan. 2021 jyl, 20 mamyr. [in Kazakh]

Nazarbaev N.A. «Qazaqstandyqtardyn al-auqatynyn osuі: Tabys pen turmys sapasyn arttyru» atty Qazaqstan halqyna Joldauy [Address to the people of Kazakhstan “Increasing the welfare of Kazakhstanis: increasing income and quality of life”] // Egemen Qazaqstan, 2018 jyl, 5 qazan. [in Kazakh]

Harlamov I.F. Pedagogika [Pedagogy]. – Minsk: Universitetskoe, 1979. – 186 s. [in Russian]

Babanskiy Iu.K. Optimizaciia uchebno-vospitatelnogo processa (metodicheskie osnovy) [Optimization of the educational process (methodological foundations)]. – M.: Prosveshenie, 1982. – 192 s. [in Russian]

Lerner I.Ia. Sovremennaia didaktika: teoriia-praktika [Modern didactics: theory-practice]. – M.: Pedagogika, 1995. – 172 s. [in Russian]

Sabyrov T. Bolashaq mugalіmderdіn didaktikalyq daiyndygyn jetіldіru [Improving the didactic training of future teachers]. – Almaty: RBK, 1999. – 83 b. [in Kazakh]

Qusaiynov A.Q. Salystyrmaly pedagogika [Comparative pedagogy]. – Almaty: ROND@A, 2011. – 256 b. [in Kazakh]

Andreev V.I. Pedagogika vysshei shkoly. Innovacionno-prognosticheskiy kurs [Pedagogy of the higher school. Innovative and prognostic course]. – Kazan: Centr innovacionnyh tehnologiy, 2013. – 500 s. [in Russian]

Arhangelskiy A.N., Smirnova T.Iu. Literatura, 5 klass [Literature, Grade 5]. Chast 2. – M.: Drofa, 2017. – 120 s. [in Russian]

Taubaeva Sh.T., Bulatbaeva A.A. Metodologiia i metodika pedagogicheskih issledovaniy [Methodology and methods of pedagogical research]. – Almaty: Qazaq universitetі, 2015. – 214 c. [in Russian]

QR Bіlіm turaly Zany [Law of the Republic of Kazakhstan on education]. – Astana: Litera, 2000. – 96 b. [in Kazakh]

Kelіmbetov N. Turkі halyqtarynyn ejelgі adebi jadіgerlіkterі [Ancient literary artifacts of the Turkic peoples]. – Almaty: Paritet, 2011. – 244 b. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2023-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ