Методы преподавания курса «Робототехника» в начальной школе

200 279

Авторы

  • Б.С. Уалиханова Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
  • Н.С. Қаратаев Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

образовательная среда, курс «Робототехника», начальная школа, учебная программа, курс информатики, особенности робототехники в образовании.

Аннотация

Статья посвящена изложению результатов исследования с целью раскрытия в начальной школе отдельных аспектов использования информационно-образовательной среды по предмету информатика. Приведена программа и методика обучения курсу «Робототехника» для учащихся 4 класса начальной школы.
В том числе было отмечено, что робототехника является прикладной наукой, которая готовит автоматизированную техническую систему, является важной технической основой для развития производства, определено, что школьная робототехника – это способ подготовки детей к современной жизни, оснащенный высокотехнологичной техникой, применение робота в различных сферах жизнедеятельности человечества в мире и высокая эффективность развития робототехники. Кроме того, обладание техническим творчеством открывает много возможностей для подрастающего поколения и показывает, что ребенок, если раньше создавал и осваивал робота, в старости добивается больших успехов.
Известно, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование у учащихся учебной деятельности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, т.е. достижение которой через сознательное, активное усвоение учащимися социального опыта становится главной целью. Поэтому обучение робототехнике в начальных классах способствует развитию у учащихся последующей образовательной деятельности, а также информационной культуры, такой как умение целенаправленно работать и обрабатывать информацию, применять современные технические средства и методы. В этой связи отмечается, что для образовательной деятельности учителя важна связь теории с опытом применения полученных знаний на пути их превращения в реальный продукт. В результате составления программы, отвечающей целями исследования, были определены формы и методы преподавания курса «Робототехника» в начальной школе. Также уточнены ожидаемые результаты, которые:
- Знать названия и способы соединения основных видов деталей, принципы работы простых механизмов; последовательность создания простых моделей;
- Умение читать схемы; соблюдать дисциплину при выполнении работ; под руководством учителя проводить анализ модели, планировать последовательность ее изготовления, контролировать результат практической работы по технологической карте; работать индивидуально, в группе; соблюдать правила безопасности при работе с конструктором; уметь классифицировать детали модели по признаку;
- Предлагать варианты решения задачи, знать конечный результат, выбирать и искать средства достижения цели, составлять план решения задач, сравнивать целесообразность в процессе работы и уметь исправлять ошибки.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Қазақстан Республикасының Тұңғыш Президенті Н. Назарбаевтың Қазақстан халқына Жолдауы. 27.01.2012 ж. Әлеуметтік–экономикалық жаңғырту – Қазақстан дамуының басты бағыты [Электронды ресурс]. URL: //http://www.akorda.kz/ (қаралған күні 8.07.2022)

Власова О.С. Образовательная робототехника как средство освоения естественнонаучных дисциплин младшими школьниками // Инновационные образовательные конструкторы и робототехника в образовательном процессе: материалы Всероссийского форума. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 178 с.

Глухов П.П. Маркетирование образования будущего на основе пректной деятельности // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам научно-практической конференции / под общей ред. О.Г. Смоляниновой. – Красноярск, 2013. – 215 с.

Дмитриева О.А. Анализ состояния и проблемы использования леготехнологий на уроках физики // Дистанционный образовательный портал «Продленка». [Электронный ресурс]. URL: http://www.prodlenkf.org/ (дата обращения 19.06.2022)

Попов В., Горбенко А. Алгоритмические проблемы алгебры, биоинформатики и робототехники ІХ. – M.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 372 c.

Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику. 5–6-классы. Практикум. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 292 с.

Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 1–4 классов. – М.: Бином. Лабораториия знаний, 2012. – 292 с.

Ибашова А.Б., Сүлейменова Л.А. Бастауышта «Ақпараттық-коммуникациялық технология» курсын оқытудың теориялық-әдістемелік негіздері: монография. – Шымкент: Әлем, 2021. – 152 б.

Асилмаметова Р.Д., Ибашова А.Б., Байырбекова Л.М. Scratch бағдарламасын қолдана отырып информатика сабақтарында балалардың есептік ойлауын дамыту // Сборник научных статей РНПК «Молодой ученый, увлеченный наукой». – Шымкент, 2021. – С. 281–285.

Сыдыкова Ж.И., Ибашова А.Б. Методические основы создания информационно-образовательной среды в начальной школе по курсу «Scratch» в условиях SMART-образования // Сборник научных статей МНПК, посвященный 30-летию независимости и 310-летию Абылай хана «Независимость и историческая личность». – Шымкент, 2021. – С. 333–337.

Rusk N., Resnick M., Berg R., Pezalla-Granlund M. New pathways into robotics: Strategies for broadening participation // Journal of Science Education and Technology. – 2008. – V.17. – P. 59–69.

REFERENCES

Qazaqstan Respublikasynyn Prezidentі N. Nazarbaevtyn Qazaqstan halqyna Joldauy. 27.01.2012 j. Aleumettіk-ekonomikalyq jangyrtu – Qazaqstan damuynyn basty bagyty [Socio-economic modernization is the main direction of development of Kazakhstan] [Elektrondy resurs]. URL: //http://www.akorda.kz/ (qaralgan kunі 8.07.2022) [in Kazakh]

Vlasova O.S. Obrazovatelnaya robototehnika kak sredstvo osvoenia estestvennonauchnyh disciplin mladshimi shkolnikami [Educational robotics as a means of mastering natural science disciplines by younger students] // Innovacionnye obrazovatelnye konstruktory i robototekhnika v obrazovatelnom processe: materialy Vserossiiskogo foruma. – Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2018. – 178 s. [in Russian]

Gluhov P.P. Marketirovanie obrazovaniya budushchego na osnove prektnoi deyatelnosti [Marketing of future education based on practical activity] // Professionalnoe samoopredelenie molodeji innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy: sbornik statei po materialam nauchno-prakticheskoi konferencii / pod obshei red. O.G. Smolyaninovoi. – Krasnoyarsk, 2013. – 215 s. [in Russian]

Dmitrieva O.A. Analiz sostoyaniya i problemy ispolzovaniya legotehnologii na urokah fiziki. [Analysis of the state and problems of using legotechnologies in physics lessons] // Distancionnyi obrazovatelnyi portal «Prodlenka». [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.prodlenkf.org/ (data obrasheniia 19.06.2022) [in Russian]

Popov V., Gorbenko A. Algoritmicheskie problemy algebry, bioinformatiki i robototehniki ІX [Algorithmic problems algebra, bioinformatics and robotics IX]. – M.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 372 c. [in Russian]

Koposov D.G. Pervyi shag v robototehniku. 5–6 klassy. Praktikum. – M.: Binom. Laboratoria znanii, 2014. – 292 s. [in Russian]

Koposov D.G. Pervyi shag v robototehniku [The first step in robotics] Praktikum dlya 1–4 klassov. – M.: Binom. Laboratoriiya znanii, 2012. – 292 s. [in Russian]

Ibashova A.B., Suleimenova L.A. Bastauyshta «Aqparattyq-kommunikaciyalyq tehnologiya» kursyn oqytudyn teoriyalyn-adіstemelіk negіzderі: monografiya [Theoretical and methodological bases of teaching the course «Information and communication technology» in elementary school: monograph]. – Shymkent: Alem, 2021. – 152 b. [in Kazakh]

Asilmametova R.D., Ibashova A.B., Bajyrbekova L.M. Scratch bagdarlamasyn qoldana otyryp informatika sabaqtarynda balalardyn eseptіk oilauyn damytu [Development of computational thinking of children in computer science classes using the Scratch program] // Sbornik nauchnyh statei RNPK «Molodoi uchenyi, uvlechennyi naukoi». – Shymkent, 2021. – S. 281–285. [in Kazakh]

Sydykova Zh.I., Ibashova A.B. Metodicheskie osnovy sozdaniya informacionno-obrazovatelnoi sredy v nachalnoi shkole po kursu «Scratch» v usloviyah SMART-obrazovaniya [Methodical principles of creating an information-educational environment in an elementary school according to the course «Scratch» in the conditions of SMART-education] // Sbornik nauchnyh statei MNPK, posvyashennyi 30-letiyu nezavisimosti i 310-letiyu Abylai hana «Nezavisimost i istoricheskaya lichnost». – Shymkent, 2021. – S. 333–337. [in Russian]

Rusk N., Resnick M., Berg R., Pezalla-Granlund M. New pathways into robotics: Strategies for broadening participation // Journal of Science Education and Technology. – 2008. – V. 17. – P. 59–69. [in English]

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ