Организация лабораторной работы на основе элективного курса по физике

116 188

Авторы

  • Абдраимов Р.Т. Южно-Казахстанский университет имени М. Ауезова
  • Уалиханова Б.С. Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

элективный курс, профильное обучение, электродинамика, профильный класс, профессиональное обучение, физическая лабораторная работа, физический эксперимент.

Аннотация

В статье изложена цель организации элективного курса по физике для
учащихся 10-классов средней общеобразовательной школы. Вместе с тем, определено, что необходимость профильного обучения начинается с высшего класса. Ведь вопрос поступления выпускников в высшие учебные заведения, правильного выбора будущей
профессии, наличия интереса к этой профессии является актуальным. В данном исследовании особое внимание было уделено специальностям в области электротехники.
Исходя из этого, организация элективного курса в школе по технической направленности дала основание называть его «прикладной электродинамикой». Кроме того, определены
часы, сроки, цели элективного курса, которые представлены в статье. На основе организованной методологии представлен один образец лабораторной работы. В представленной лабораторной работе представлены задачи определения зависимости электрического сопротивления человека от частоты приложенного напряжения и оценки риска поражения электрическим током. Учащиеся знакомятся с зависимостью полного сопротивления человеческого тела и протекающего через него тока от частоты приложенного напряжения. В ходе выполнения данной работы учащиеся школы изучают
двухфазное прикосновение человека к сети переменного тока, прикосновение человека к одной фазе трехфазной сети с заземленной нейтралью и токи, проходящие через тело человека при контакте человека с одной фазой трехфазной сети с изолированной нейтралью.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Мемлекет басшысы Қ.К. Тоқаевтың Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің отырысында сөйлеген сөзі. 11.01.2022 ж. [Электронды ресурс]. URL: https://www.akorda.kz/kz/memleket-basshysy-kk-tokaevtyn-kazakstan-respublikasynyn-parlamenti-mazhilisinin-otyrysynda-soylegen-sozi-1105319

Калиничева О.А. Основы электробезопасности в электроэнергетике: учебное пособие. – Архангельск: «С(А)ФУ», 2015. – 126 с.

Кәсіптік бейімдеп оқыту әдістемесі (12 жылдық мектеп): әдістемелік құрал. – Астана: Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы, 2012. – 81 б.

LSE Project (Labwork in Science Education) (1998), coord. M.G. Séré, group leaders: J. Leach, H. Niedderer, D. Psillos, A. Tiberghien, M. Vicentini. Final Report: “Improving Science Education: Issues and Research on Innovative Empirical and Computer-based Approaches to Labwork in Europe”. February 1996–April 1998.

Семенюк Е.А. Организация лабораторного практикума при изучении физики в вузе // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Т. 2. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 87–89. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1070/ (дата обращения: 05.09.2022).

Уткина Т.В. Лабораторные работы как способ достижения метапредметных результатов: актуальные возможности межпредметной интеграции // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27943 (дата обращения: 05.09.2022).

Sassi E. Computer supported lab-work in physics education: Advantages and problems // Physics Teacher Education Beyond 2000. R. Pinto, Surinach, S. Paris, Elsevier. 2001. – P. 57–64.

Мустафаев Х.М., Маслов В.В. Электробезопасность: лабораторный практикум. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 136 с.

Чистяков В.М. Электробезопасность: методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 58 с.

Туғанбаев Ы. Электротехниканың теориялық негіздері: оқулық. – Алматы: Экономика, 2012. – 500 б.

Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтажника. – Москва: Академия, 2017. – 435 c.

Aлимгaзиновa Н.Ш., Манаков C.М., Манапбаева А.Б., Әлібек А.Ә. «Электр тізбектер теориясы» пәні бойынша есептер жинағы. – Aлмaты: Қазақ университеті, 2017. – 168 б.

Abdraimov R.T., Ualikhanova B.S. etc. Calculation and visualization of the field of a coaxial cable carrying a steady current // News of the Academy of sciences of the Republic of Kazakhstan Kazakh national research technical university named after K.I. Satpayev. Series of Geology and Technical Sciences. – 2018. Volume 5, No.431. – P. 55–65. doi: https://doi.org/10.32014/2018.2518-170X.35

Ярочкина Г.В. Основы электротехники. – Москва: Академия, 2016. – 242 c.

REFERENCES

Memleket basshysy Q.K. Toqaevtyn Qazaqstan Respublikasy Parlamentі Majіlіsіnіn otyrysynda soilegen sozі [Speech of the head of State K. K. Tokayev at the meeting of the Mazhilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan]. 11.01.2022 j. [Elektrondy resurs]. URL: https://www.akorda.kz/kz/memleket-basshysy-kk-tokaevtyn-kazakstan-respublikasynyn-parlamenti-mazhilisinin-otyrysynda-soylegen-sozi-1105319 [in Kazakh]

Kalinicheva O.A. Osnovy elektrobezopasnosti v elektroenergetike: uchebnoe posobie [Fundamentals of electrical safety in the electric power industry: textbook]. – Arhangelsk: «S(A)FU», 2015. – 126 s. [in Russian]

Kasіptіk beiіmdep oqytu adіstemesі (12 jyldyq mektep): adіstemelіk qural [Methods of vocational training (12-year school): methodological manual]. – Astana: Y. Altynsarin atyndagy Ulttyq bіlіm akademiiasy, 2012. – 81 b. [in Kazakh]

LSE Project (Labwork in Science Education) (1998), coord. M.G. Séré, group leaders: J. Leach, H. Niedderer, D. Psillos, A. Tiberghien, M. Vicentini. Final Report: “Improving Science Education: Issues and Research on Innovative Empirical and Computer-based Approaches to Labwork in Europe”. February 1996–April 1998.

Semeniuk E.A. Organizaciia laboratornogo praktikuma pri izuchenii fiziki v vuze [Organization of a laboratory workshop in the study of physics at the university] // Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy I Mejdunar. nauch. konf. (g. Cheliabinsk, oktiabr 2011 g.). – T. 2. – Cheliabinsk: Dva komsomolca, 2011. – S. 87–89. [Elektronnyi resurs]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1070/ (data obrashhenija: 05.09.2022). [in Russian]

Utkina T.V. Laboratornye raboty kak sposob dostizheniia metapredmetnyh rezultatov: aktualnye vozmojnosti mejpredmetnoi integracii [Laboratory work as a way to achieve metasubject results: current opportunities for interdisciplinary integration] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. – 2018. – №4. [Elektronnyi resurs]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27943 (data obrashheniia: 05.09.2022). [in Russian]

Sassi E. Computer supported lab-work in physics education: Advantages and problems // Physics Teacher Education Beyond 2000. R. Pinto, Surinach, S. Paris, Elsevier. 2001. – P. 57–64.

Mustafaev H.M., Maslov V.V. Elektrobezopasnost: laboratornyi praktikum [Electrical safety: laboratory practice]. – Stavropol: Izd-vo SKFU, 2017. – 136 s. [in Russian]

Chistiakov V.M. Elektrobezopasnost: metodicheskie ukazaniia k vypolneniiu laboratornyh rabot po discipline «Bezopasnost jiznedeiatelnosti» [Electrical safety: guidelines for performing laboratory work on the discipline «Life safety»]. – Ulianovsk: UlGTU, 2008. – 58 s. [in Russian]

Tuganbaev Y. Elektrotehnikanyn teoriialyq negіzderі: oqulyq [Theoretical foundations of electrical engineering: textbook]. – Almaty: Ekonomika, 2012. – 500 b. [in Kazakh]

Sibikin Iu.D. Spravochnik elektromontajnika [Electrical installer directory]. – Moskva: Akademiia, 2017. – 435 s. [in Russian]

Alimgazinova N.Sh., Manakov C.M., Manapbaeva A.B., Alіbek A.A. «Elektr tіzbekter teoriiasy» panі boiynsha esepter jinagy [Collection of problems on the discipline «theory of electrical circuits»]. – Almaty: Qazaq universitetі, 2017. – 168 b. [in Kazakh]

Abdraimov R.T., Ualikhanova B.S. etc. Calculation and visualization of the field of a coaxial cable carrying a steady current // News of the Academy of sciences of the Republic of Kazakhstan Kazakh national research technical university named after K.I. Satpayev. Series of Geology and Technical Sciences. – 2018. Volume 5, No.431. – P. 55–65. doi: https://doi.org/10.32014/2018.2518-170X.35

Iarochkina G.V. Osnovy elektrotehniki negіzderі [Fundamentals of Electrical Engineering]. – Moskva: Akademiia, 2016. – 242 s. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2022-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ