Развитие социальной активности будущих учителей физической культуры в обновленном содержании обучения

95 91

Авторы

  • Жолдасбеков А.А. Южно-Казахстанский университет имени М. Ауезова
  • Жумабеков Р.К. университет Мирас

Ключевые слова:

социальная активность, обновленная содержания образования, будущий учитель физической культуры, учебный процесс, компетентность, функции социальной активности, студент.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования социальной активности личности студента в процессе образовательной деятельности в вузе. Проблема формирования социально активной позиции современного студента, т.е. будущего учителя физической культуры в вузе, является актуальной, так как в настоящее время в воспитании школьников преобладает и роль учителя физической культуры. В связи с этим обсуждаются вопросы, предъявляемые к компетентности будущих учителей физической культуры, их личностным и профессиональным качествам, способности к нравственному становлению в спортивной и педагогической деятельности, к активности в отношении к определенным вещам, приобщению школьников к физической культуре, формированию у студентов устойчивой привычки к физическому совершенствованию.
Особое значение придается тому, что в условиях обновленного образования подготовка преподавателей физической культуры в системе высшего образования требует успешного осуществления социального взаимодействия, переутверждения своей роли в коллективе, установления делового общения, построения и реализации траектории саморазвития, поддержания надлежащего уровня физической подготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Особое внимание обращяется обновленному содержанию образования и социальной активности, как системному свойству самоорганизующейся системы, которое может проявляться во взаимосвязи компетенций, обеспечивающих возникновение и самоопределение внутренней энергии в социальном взаимодействии учащегося с образовательной средой. Динамика социальной активности будущих учителей физической культуры проявляется в формировании позиции субъекта социальной активности в процессе учебно-профессиональной деятельности, сопровождающейся развитием их компетенций, связанных с социальной активностью.
Обновленное содержание обучения отражает модели, системы и методы развития социальной активности будущих учителей физической культуры. В результате опытно-экспериментальной работы определены уровни социальной активности будущих учителей физической культуры. В статье анализируются результаты данного исследования.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Маханова Ж.Ж., Зикир Г.Г. Білім беру мазмұнын жаңарту жағдайында жаңа тұрпатты болашақ бастауыш сынып мұғалімін даярлау мәселелері // Молодой ученый. – 2016. – №12.1 (116.1). – С. 40–42.

ISSN-p 2306-7365

ISSN-e 2664-0686

ЯСАУИ УНИВЕРСИТЕТІНІҢ ХАБАРШЫСЫ, №3 (125), 2022

Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности (Личность как объект и субъект общественных отношений). – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 221 с. 3. Петров А.П. Социальная активность: сущность, содержание, критерии // Формирование социально активной личности: сущность, проблемы. – Ч. I. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 140 с. 4. Рычков А.К. Некоторые методологические вопросы исследования процесса формирования социально активной личности. – М.: Педагогика, 2001. – 182 с. 5. Сандықбаева Ө.Д. Жастар саясаты ұғымының қалыптасуы және рухани факторлары // «edu.e-history.kz» электрондық журналы. – 2017. – №1(09). 6. Әбдірайымова Г.С. Жастар социологиясы: оқу құралы. – Алматы: Қазақ университеті, 2012. –224 б. 7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 395 с. 8. Андринова В. Педагог кадрлардың құзыреттілігін қалыптастыру // Қазақстан мектебі. – 2009. – №4. – Б. 64–66. 9. Жұмашева С.С., Джаулбаев С. Система формирования педагогической компетентности будущего тренера по видам спорта // Поиск. – 2010. – №2. – С. 306–310. 10. Исабекова Г.Б., Абдрахман Г.Қ. Қазіргі жағдайдағы көпмәдениетті құзыреттілік // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2020. – № 3 (117). – Б. 175–186. 11. Жұмашева С.С. Спорттық педагогтің кәсіби құзыреттілігін дамытуда шетел тәжірибесін пайдалану мүмкіндіктері // Білім-Образование. – 2010. – №2 (51). – Б. 27–31.

Jumadullaeva A.A., KonurbaevaS.S., Duanabaeva B.C., Kasymbekov J.A., Isaev M.S. Applying the Findings of Scientific and Pedagogical Research in Values Education // International Elektronic Journal of Mathematics Education (Turkey), ISSN 1306-3030, Scopus (Elsevier). – 2016. SJR 0,380. V. 11. – Iss. 5. – P. 1231–1243.

Ellis Cashmore. Sports culture: An A-Z guide. – London, New York, Routledge, 2002. – XTT. – 482 p.

Akhmetova T.A., Azman M.N.A., Kassymova G.K. Constructivist approach in pedagogical science // Challenges of Science. Issue IV, 2021. – P. 12–17. https://doi.org/10.31643/2021.0215

REFERENCES

Mahanova J.J., Zikir G.G. Bіlіm beru mazmunyn janartu jagdaiynda jana turpatty bolashaq bastauysh synyp mugalіmіn daiarlau maselelerі [Problems of preparing a new type of future primary school teacher in the context of updating the content of Education] // Molodoi uchenyi. – 2016. – №12.1 (116.1). – S. 40–42. [in Kazakh]

Anufriev E.A. Socialnyi status i aktivnost lichnosti (Lichnost kak obiekt i subiekt obshestvennyh otnoshenii) [Social status and activity of the individual (Personality as an object and subject of social relations)]. – M.: Izd-vo MGU, 1990. – 221 s. [in Russian]

Petrov A.P. Socialnaia aktivnost: sushnost, soderjanie, kriterii // Formirovanie socialno aktivnoi lichnosti: sushnost, problemy [Social activity: essence, content, criteria // Formation of a socially active personality: essence, problems]. – Ch. I. – M.: VLADOS, 1995. – 140 s. [in Russian]

Rychkov A.K. Nekotorye metodologicheskie voprosy issledovaniia processa formirovaniia socialno aktivnoi lichnosti [Some methodological issues of the study of the process of formation of a socially active personality]. – M.: Pedagogika, 2001. – 182 s. [in Russian]

Sandyqbaeva O.D. Jastar saiasaty ugymynyn qalyptasuy jane ruhani faktorlary [Formation of the concept of Youth Policy and spiritual factors] // «edu.e-history.kz» elektrondyq jurnaly. – 2017. – №1(09). [in Kazakh]

Abdіraiymova G.S. Jastar sociologiiasy: oqu quraly [Youth sociology: a textbook]. – Almaty: Qazaq universitetі, 2012. – 224 b. [in Kazakh]

Ilin E.P. Psihologiia tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness]. – Sankt-Peterburg: Piter, 2009. – 395 s. [in Russian]

Andrinova V. Pedagog kadrlardyn quzyrettіlіgіn qalyptastyru [Formation of competencies of teaching staff] // Qazaqstan mektebі. – 2009. – №4. – B. 64–66. [in Kazakh]

Jumasheva S.S., Djaulbaev S. Sistema formirovaniia pedagogicheskoi kompetentnosti budushego trenera po vidam sporta [The system of formation of pedagogical competence of the future sports coach] // Poisk. – 2010. – №2. – S. 306–310. [in Russian]

Isabekova G.B., Abdrahman G.Q. Qazіrgі jagdaidagy kopmadeniettі quzyrettіlіk [Multicultural competence in modern conditions] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2020. – № 3 (117). – B. 175–186. [in Kazakh]

Jumasheva S.S. Sporttyq pedagogtіn kasіbi quzyrettіlіgіn damytuda shetel tajіribesіn paidalanu mumkіndіkterі [Opportunities to use foreign experience in the development of professional competencies of a sports teacher] // Bіlіm-Obrazovanie. – 2010. – №2 (51). – B. 27–31. [in Kazakh]

Jumadullaeva A.A., KonurbaevaS.S., Duanabaeva B.C., Kasymbekov J.A., Isaev M.S. Applying the Findings of Scientific and Pedagogical Research in Values Education // International Elektronic Journal of Mathematics Education (Turkey), ISSN 1306-3030, Scopus (Elsevier). – 2016. SJR 0,380. V. 11. – Iss. 5. – P. 1231–1243.

Ellis Cashmore. Sports culture: An A-Z guide. – London, New York, Routledge, 2002. – XTT. – 482 p.

Akhmetova T.A., Azman M.N.A., Kassymova G.K. Constructivist approach in pedagogical science // Challenges of Science. Issue IV, 2021. – P. 12–17. https://doi.org/10.31643/2021.0215

Загрузки

Опубликован

2022-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ